Бюджет и бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:39, реферат

Описание работы

Цель исследования: изучить бюджет и бюджетную систему РФ.
Задачи исследования:
1)изучить сущность бюджета, бюджетной системы и бюджетного устройства.
2)Рассмотреть характеристику отдельных звеньев в бюджетной системы РФ

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1.Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство РФ……………………..4
1.1. Бюджетная система РФ…………………………………………………………4
1.2. Принципы бюджетной системы РФ……………………………………………7
2.Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы РФ…………………10
2.1. Федеральный бюджет РФ……………………………………………………..10
2.2. Бюджеты субъектов РФ……………………………………………………….14
2.3. Местные бюджеты……………………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………………….20
Приложение…………………………………………………………………………21
Список литературы…………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

реферат по финансам и кредиту по теме Бюджет и бюджетная система.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

1) федеральные налоги и сборы,  перечень и ставки указаны  в налоговом законодательстве РФ, а пропорции их перераспределения в различных уровнях бюджетной системы РФ утверждаются Федеральным законом о федеральном бюджете на определенный финансовый год;

2) государственная  пошлина в соответствии с законодательством  РФ;

3) таможенные  пошлины, таможенные сборы и  т. д.

К налоговым  доходам же относятся:

1) доходы  от пользования имуществом, которое находится в собственности у государства;

2) доходы  от платных услуг, которые оказывают  бюджетные учреждения;

3) доходы  от реализации имущества, которое  находится в собственности у  государства;

4) доходы  от внешнеэкономической деятельности;

5) доходы от реализации государственных запасов и резервов;

6) прибыль  Банка России – по нормативам, установленным федеральными законами;

7) часть  прибыли унитарных предприятий,  которая остается после уплаты  налогов и других обязательных  платежей. Основным источником доходов федерального бюджета (около 76 %) являются налоговые доходы. В федеральный бюджет поступают такие виды налогов, как: налог на добавленную стоимость и акцизы, составляющие около 40 % от общего дохода бюджета, налог на прибыль (около 10 %), налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции (около 8 %) (основное место в их числе занимают импортные пошлины). Остальную часть образуют подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами.

Неналоговые доходы составляют примерно 12 %. Это доходы от государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности, от продажи имущества, которое принадлежит государству, от продажи запасов государства.

В соответствии с законодательством  РФ, из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

1) обеспечение деятельности Президента РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

2) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

3) функционирование федеральной судебной системы;

4) осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

5) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

6) государственная поддержка транспорта: железнодорожного, воздушного и морского;

7) государственная поддержка атомной энергетики;

8) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

9) исследование и использование космического пространства;

10) содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

11) финансовая поддержка субъектов РФ;

12) статистический учет;

13) формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга РФ;

14) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и других социальных выплат, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;

15) пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

16) проведение выборов и референдумов в РФ;

17) федеральная инвестиционная программа; обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней.[1, стр 35]

Средства федерального бюджета  используются для финансирования мероприятий регионального и местного назначения.

Спецификой федерального бюджета является финансирование за счет себя общегосударственных расходов на оборону, международную деятельность, научные исследования. Федеральный бюджет финансирует 100 % общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 93 % – на научные исследования, 76 % – на правоохранительную деятельность, 89 % – на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Из этого следует, что федеральный  бюджет  занимает важное место в  бюджетной системе. Федеральный бюджет занимается финансированием расходов и доходов в за счет взятия налога, госпошлины, платных услуг в бюджетных учреждениях и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Бюджеты субъектов  РФ

Бюджеты Российской Федерации входят во вторую ступень бюджетной системы. Бюджет субъекта РФ – это форма образования расходования, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъектов РФ [3.стр 15] . Бюджеты субъектов  РФ  - один из главных каналов доведения до населения   конечных результатов производства. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы , в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности; коммунального хозяйства, развитие транспорта и связи.  Важное значение имеют бюджеты субъектов в  осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределение государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

 

В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между уровнями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности бюджетов, их государственной поддержки, территориального формирования источников их доходов. Исходя из этих принципов, доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

Собственные или закрепленные доходы представляют собой  средства, принадлежащие  субъекту бюджетного права, то есть они  полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, миную вышестоящие.

К регулируемым доходам относится вся совокупность  денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов и нижестоящие с целью регулирования их доходов и расходов.

Федеральный закон о федеральном  бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов  и платежей РФ.

С 1994 г в России в качестве регулирующих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации стали использовать средства, полученные из Фонда  финансовой поддержки регионов. Финансовая помощь из этого Фонда помогает регионам, получивший статус «региона нуждающегося в поддержки»  или « региона, особо нуждающегося в поддержке».

Статус  «региона нуждающегося в  поддержки»  , предоставляется регионам  у которых душевой бюджетный доход в планируемом году меньше среднедушевого бюджетного дохода по всем регионам РФ.

Статус « региона, особо нуждающегося в поддержке», представляется регионам у которых объем бюджетных доходов меньше  объема прогнозируемых в планируемом году бюджетных расходов.

Су четом этих двух статусов Фонд делится на 2 раздела, из которых соответственно выделяются средства регионам  нуждающимся в поддержке,  и регионам особо нуждающимся в поддержке. Выделение регионам средств из указанных частей Федерального Фонда финансовой поддержки регионов согласно их статусу производится на основании установленной  доли каждого региона в общем объеме средств соответствующей части этого дохода [3, стр 98]

В заключении можно выделить преимущество этого способа  регулирования, который заключается в том, что средства субъектов выделяются на основе единой для всех методики   бюджета, численности населения,  проживающей на соответствующей территории. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Местные бюджеты. 

Местные бюджеты – это третий уровень бюджетной системы РФ.

Согласно ст. 14 БК РФ, бюджет муниципального образования (местный бюджет) является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Местные бюджеты – один из главных  каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения, из них финансируется развитие отраслей производственной сферы (местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги).

Местные бюджеты выполняют следующие  функции:

1) формируют денежные фонды,  которые являются финансовым  обеспечением деятельности местных органов власти;

2) распределяют и используют  эти фонды между отраслями  хозяйства;

3)

Местные бюджеты в осуществлении  общегосударственных экономических и социальных задач имеют большое значение, поскольку они распределяют государственные средства на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Собственные доходы не являются основным источником формирования местных бюджетов.

В состав собственных доходов местных  бюджетов входят:

1) местные налоги и  сборы:

а) земельный налог;

б) налог на имущество физических лиц;

в) налог на рекламу;

г) налог на наследство или дарение;

д) местные лицензионные сборы;

2) доходы от приватизации, в том числе:

а) доходы от приватизации объектов государственной  и муниципальной собственности;

б) доходы от продажи земли;

в) доходы от продажи квартир гражданам;

3) средства обязательного  медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.

В главные регулирующие доходы местных  бюджетов входят отчисления:

1) от налога на добавленную  стоимость;

2) от акцизов;

3) от налога на прибыль предприятий;

4) от подоходного налога с  физических лиц.

Из местных бюджетов финансируются  функциональные расходы, которые включают в себя расходы на:

1) содержание органов местного  самоуправления;

2) формирование муниципальной собственности  и управление ею;

3) организация, содержание и  развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры;

4) средств массовой информации, других учреждений, находящихся  в муниципальной собственности;

5) содержание муниципальных органов  охраны общественного порядка;

6) организация, содержание и  развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

7) содержание мест захоронения,  находящихся в ведении муниципальных  органов;

8) организация транспортного обслуживания  населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

9) охрана окружающей природной  среды на территориях муниципальных  образований;

10) обслуживание и погашение  муниципального долга;

11) целевое дотирование населения;

12) проведение муниципальных выборов  и местных референдумов.

Основным свойством использования средств местных бюджетов является покрытие расходов, связанных с жизнеобеспечением человека (расходы на социально-культурные мероприятия и на жилищно-коммунальное хозяйство).

Структура расходов отдельных видов  местных бюджетов не одинакова.

Одним из главных свойством использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.

В соответствии со статьей 6 БК РФ, консолидированный  бюджет – это свод бюджетов всех уровней, который включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ включает региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта РФ, и местные бюджеты.

В бюджетном планировании используются показатели консолидированных бюджетов. Объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных преобразований принимаются в расчет при определении размеров дотаций и величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов РФ.

Роль консолидированных показателей важна при проведении анализа формирования и использования централизованного финансового фонда страны.

Сводное финансовое планирование невозможно без расчета показателей консолидированных  бюджетов. Из консолидированных бюджетов берутся показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов. В доходной части баланса используются данные: налог на добавленную стоимость и акцизы, налог на имущество, подоходный налог, налоги на внешнюю торговлю, средства бюджетных целевых фондов и т. д.

Расходная часть включает: расходы  на социально-культурные мероприятия, которые финансируются за счет бюджета, затраты на государственные инвестиции, государственные дотации, расходы на науку из бюджета, на оборону, расходы на содержание правоохранительных органов, органов власти, судов прокуратуры и др.

Показатели консолидированного бюджета  играют большую роль в перспективном планировании в целом и перспективном финансовом планировании в частности. Финансовые показатели, в основе которых лежат показатели консолидированных бюджетов, используются при разработке прогнозов экономического и социального развития государства и территорий.

Информация о работе Бюджет и бюджетная система