Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 09:44, курсовая работа
Биржи труда – это учреждения, которые посредничают между предпринимателями и рабочими, при трудовом найме. В современных условиях эти учреждения являются, как правило, государственными. Они занимаются учетом и трудоустройством безработных, содействуют желающим переменить место работы, изучают состояние рынка труда и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи.
Введение
4
1 Общая характеристика биржи труда
6
1.1 Определение понятия биржи труда
6
1.2 Организационная структура биржи труда
7
1.3.Понятие и взаимосвязь рынка и биржи труда
10
2 Роль биржи труда в регулировании рыночных отношений
15
3 Состояние биржи труда в современной России
23
3.1 Анализ сложившейся ситуации на бирже труда
23
3.2 Влияние мирового финансового кризиса 2008-2010 г.г. на
состояние биржи труда в России
30
Заключение
33
Библиографический список
Рынок труда – это важный элемент рыночной экономики, сфера купли-продажи специфического товара – рабочей силы в соответствии со спросом и предложением. В развитых странах функции рынка труда выполняют биржи труда. В Российской Федерации проблемы занятости и трудоустройства населения решают Министерство труда, Федеральная служба занятости и ее региональные орган, информационно-консультационные центры и др. В связи с сокращением промышленного и строительного производства, начавшейся структурной перестройкой народного хозяйства, предложение рабочей силы в целом в 2-3 раза и более превышает спрос на нее. Общая численность занятых в народном хозяйстве уменьшается за счет значительного сокращения государственного сектора экономики при абсолютном и относительном возрастании численности рабочих в негосударственном секторе. Если считать по методике Международной организации труда, то есть, учитывать всех, кто не имел работы, но активно ее искал, то численность безработных составляет более 8 % активного населения. Возросла и застойная форма безработицы, когда безработный не может трудоустроиться в течение 4-х и более месяцев. В режиме неполной занятости (сокращенная рабочая неделя, отпуска без сохранения содержания) трудились 5 % экономически активного населения, а наиболее высокий процент работников с данным режимом работы имели предприятия текстильного сельскохозяйственного машиностроения, электротехнической промышленности. Намного выше среднероссийского уровень безработицы в регионах, имеющих весьма ограниченные возможности трудоустройства увольняемых работников: республики Ингушетия, Марий Эл, Дагестан, Чувашия, Адыгея, Мордовия, Псковская, Ярославская, Ивановская, костромская, кировская области. Общероссийский рынок труда при достаточной мобильности экономически активного населения обеспечения его передвижение из наиболее неблагоприятных по занятости регионов в более благоприятные, мог бы способствовать фактическому снижению и выравниванию уровня безработицы в стране. Но такой рынок еще не сложился: российское население не обладает достаточной мобильностью, в настоящее время функционируют только местные, узко региональные рынки труда. Основную массу безработных (70-75 %) составляют женщины с высшим и средне специальным образованием, занимавшие инженерные должности, значительная часть которых имеет предпенсионный возраст, затрудняющий их трудоустройство, а также молодежь, еще не работавшая или потерявшая работу в связи с сокращением производства. Вместе с тем в стране имеется около полумиллиона свободных рабочих мест. Не удовлетворяется спрос на работников бухгалтерского учета, банковских, финансовых работников высокой квалификации, знающих иностранные языки, умеющих работать на компьютере, руководителей, освоивших современные методы управления. Государственные органы занятости и трудоустройства населения начинают решать проблему профессиональной переподготовки, способствуют созданию новых рабочих мест, в том числе путем организации общественных работ; они также оформляют пенсии лицам предпенсионного возраста, имеющим соответствующие льготы. Ряд региональных органов Государственной службы занятости оказывают действенную помощь безработным в получении новых профессий или повышении квалификации, регулярно проводят ярмарки вакансий, заключают договоры с предприятиями и учебными заведениями, помогают созданию рабочих мест, в том числе для женщин имеющих несовершеннолетних детей, в организации надомного труда (швейное, вязальное производство, изготовление украшений и т.д.) и др. Важным средством предупреждения массовой безработицы, сохранения численности работающих на действующих предприятиях является их перепрофилирование, особенно предприятий ВПК, лишившихся большей части военных заказов. Государство может помочь предприимчивым безработным, предоставляя им беспроцентные кредиты для организации собственного дела по выпуску продукции, производству работ и услуг, спрос на которые не удовлетворен: изготовление дешевой мебели, пошив обуви, а также создание расположенных в районах массовой жилой застройки таких мини предприятий, как хлебопекарни, кондитерские, колбасные и др. И все же в целом влияние осуществляемых Государственной системой мер по снижению уровня безработицы невелико, она не в состоянии справиться с возложенными на нее задачи, прежде всего из-за недостаточности выделяемых на эти цели средств. Так на профессиональную подготовку (переподготовку) и финансирование общественных работ расходуется только 2 % средств фонда занятости. Поэтому каждый трудоустраивается, рассчитывая в первую очередь на себя, при минимальной поддержке государства. Высокие темпы роста безработицы требуют безотлагательной разработки и реализации региональных программ борьбы с ней, учитывающих местные условия, с дифференцированным подходом к различным.6
Видное место
в регулировании рынка труда
занимает биржа труда. Биржа труда
- учреждение, осуществляющее посредничество
между рабочими и предпринимателями
при совершении сделки купли- продажи
рабочей силы и регистрацию безработных.
Первые биржи труда были открыты
в первой половине XIX века. В настоящее
время функции биржи труда
выполняют в основном государственные
биржи труда, так называемые бюро
занятости, подчиненные министерством
труда. В задачу государственного бюро
занятости входит, во-первых, оказание
посреднических услуг при трудоустройстве
безработных лиц, желающих переменить
работу, во-вторых, изучение спроса и
предложения рабочей силы, в-третьих,
предоставление информации о требующихся
профессиях, в- четвертых, профориентация
молодежи. Деятельность бирж труда
оказывает не очень большое влияние
на рынок труда, направления выдаваемые
биржами труда, не являются обязательными
для предпринимателей. Многие предприниматели
нанимают работников непосредственно
через отделы кадров своих предприятий,
что позволяет особенно квалифицированным
работникам не пользоваться услугами
бирж труда, а связываются напрямую
с предприятиями. В середине 80-х
годов в регулировании рынка
труда произошли значительные изменения.
Они связаны с практическим воплощением
в жизнь теоретических
В результате
экономическая жизнь стала
Итогом фексибилилизации рынка труда не может быть тотальный демонтаж системы его регулирования и ликвидация социальных гарантий трудящихся, что неминуемо привело бы к серьезному обострению социальных отношений. Необходимо найти такой механизм функционирования рынка труда, который позволил бы с наибольшей оптимальностью сочетать экономическую эффективность с социальным прогрессом общества. Функции и преимущества в деятельности бирж труда
В своем развитии
биржи труда прошли несколько
ступеней от зыбкого рынка, где договора
совершаются с долей
Биржа труда может: а) находить заинтересованные организации каждый месяц или каждый квартал, дающие заказы на те или другие вакантные места; б) выполнять все количество заказов организации, которая делает кадровый запрос; в) обратиться к традиционным рынкам труда, воспользовавшись механизмом трудовой подготовки на необходимые в данной местности потребности.9
Хотя трудовая биржа и не является прямым участником торговой операции, она фиксирует и подтверждает всякий трудовой контракт. Когда на бирже труда производится подписание какого-то трудового соглашения, то биржа получает от заказчика соответствующее обеспечение этой сделки. Контракт, реализуемый через посредство расчетно-договорной палаты, во многих отношениях надежнее контракта с любым конкретным партнером, так как имеет за собой негласный государственный надзор.
Конфиденциальность. Еще одна важная черта в деятельности бирж труда - анонимность, если она желательна для продавца или покупателя. В таких случаях биржевые трудовые соглашения незаменимы.
Быстрота.
Большинство бирж труда,
Гибкость. В деятельности трудовых бирж заложен колоссальный потенциал осуществлять с их помощью бесчисленное множество вариантов трудовых соглашений. Ведь и наниматель, и безработный имеют возможность широкого выбора по самым разным качествам и аспектам.
Возможность
арбитражного вмешательства в спорах
по трудовому договору. Благодаря
гибкости рынка и точно определенных
стандартов этих договоров, открываются
широкие возможности. Они позволяют
вести дела нанимающим организациям
с необходимой гибкостью
Во всех зарубежных
странах биржевая деятельность наряду
с банковской и денежной системой
служат объектом государственного регулирования.
Это не случайно. В рыночной экономике
при отсутствии прямого директивного
вмешательства в
Биржи труда
дают возможность обсудить условия
приема на работу с кадровыми службами
сразу нескольких фирм, получить информацию
о вакансиях из банков данных Государственной
службы занятости и Молодежной биржи
труда, проконсультироваться со специалистами
по многим вопросам. Организаторы бирж
одну из своих задач видят в
привлечении как можно большего
числа представителей таких групп
населения, которые особо нуждаются
в социальной защите. Не секрет, что
безработные - это люди, способные
и желающие трудиться по найму, которые
не могут найти себе работу по своей
специальности или
Переход к
рыночной экономике неизбежно привел
к большим переменам в
Это негативно сказывается на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного населения рабочими местами, способствует возникновению локальных очагов безработицы. Эмиграция населения в страны дальнего зарубежья в основном охватывает высококвалифицированные кадры, специалистов, способных выдержать конкуренцию на мировом рынке рабочей силы. Для России она будет иметь двоякое последствие - с одной стороны, сократится предложение рабочей силы, с другой - ухудшится ее качество. Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства является развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения. Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции сопровождаются снижением объемов продукции, сокращением числа рабочих мест и работающих.
Перестройка системы управления и политического устройства общества сопровождается сокращением числа занятых на руководящих должностях в аппаратах государственного управления, в армии. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер12.
Возрождение
многоукладной экономики, предоставление
предприятиям полной хозяйственной
самостоятельности, а в целом
всесторонняя демократизация повлекли
за собой крупные изменения в
теоретических подходах к проблемам
занятости. Главное их направление
- превращение работника из бессубъектного
ресурса командно-
Интенсивность
высвобождения и
Информация о работе Биржа труда и ее роль в регулировании рыночных отношений