Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:29, курсовая работа
В задачи работы входит следующее: определить сущность безработицы, классифицировать ее на виды, отразить противоречивость такого явления как полная занятость, выяснить истинные причины безработицы, наметить пути ее преодоления, показать каковы экономические и внеэкономические издержки безработицы, исходя из положений классической экономической теории и использования мирового опыта. В курсовой работе необходимо отразить состояние безработицы в современной России, ее динамику, структуру и политические пути регулирования и контроля.
ВВЕДЕНИЕ
1 БЕЗРАБОТИЦА И ЕЕ ВИДЫ.
1.1 Трудовые ресурсы: количественная и качественная характеристика.
1.2 Сущность и виды безработицы. «Полная занятость» и «естественная» безработица.
1.3 Экономические и внеэкономические последствия безработицы. Закон Оукена.
1.4 Государственное регулирование занятости.
2 БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
По источникам финансирования выделяют Федеральный бюджет, бюджеты региона России, местные бюджеты, внебюджетные средства (как дополнительные).
По продолжительности воздействия методы бывают краткосрочные( до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти лет и более).
Государственная служба занятости (ГСЗ) является единственной системой органов и учреждений деятельность которой направлена на обеспечение контроля и надзора в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, оказания государственных услуг в сфере занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграцией и урегулирования трудовых споров.
Функции Государственной службы занятости:
Работу ГСЗ возглавляет федеральный орган исполнительной власти осуществляющий функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому в сфере труда. ГСЗ осуществляет свою деятельность непосредственно через территориальные органы и государственные учреждения службы занятости во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В 2006 году СЗ имела 2127 по современному оснащенных центров занятости, имеющих возможность выхода интернет. Органы службы занятости совместно с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления разрабатывают и реализуют государственную политику в области содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения, включающую:
Таблица1 - Основные направления использования финансовых средств на реализацию политики занятости.
Основные направления использования финансовых средства на реализацию политики занятости |
Профориентация, профессиональная подготовка и переподготовка безработных граждан |
Организация общественных работ |
Пособия по безработице, компенсация материальных затрат безработным |
Сохранение, создание дополнительных и новых рабочих мест, в том числе специализированных, для слабо социально защищенных граждан и для развития Предпринимательской деятельности безработных граждан |
Анализ рынка труда, разработка баланса трудовых ресурсов и программ занятости, включая мероприятия по социальной защищенности различных групп населения |
Создание и содержание информационных систем рынка рабочей силы, их программное и техническое обеспечение |
Информационно-справочная и редакционно-издательская деятельность по вопросам занятости населения |
Возмещение затрат Пенсионному фонду РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным |
Научно-исследовательские работы по проблемам занятости населения |
Организация и международное сотрудничество в решении проблем занятости |
Содержание органов службы занятости и ревизионных комиссий, включая социально - бытовое обеспечение, подготовку и повышение квалификации кадров этих служб |
Издание нормативных и методических материалов, бланочной продукции общероссийского образца и обеспечение ими органов службы занятости |
Проведение семинаров, совещаний и других организационно-методических мероприятий |
Рынок труда тесно связан с политическими, социальными и демографическими процессами, среди которых особая роль принадлежит миграции населения. Миграционные потоки заметно изменяют трудовой потенциал России и воздействуют на рынок труда.
Регулирование миграционных процессов в области социальной политики государства реализуется посредством комплекса административно - правовых, организационно-экономических, информационных и иных методов.
Необходимость государственного регулирования территориального перераспределения населения не только не снизилась, но напротив, повысилась. Первоочередной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для реализации прав мигрантов, обеспечение гуманного отношения к ним.
В настоящее время Федеральная миграционная служба МВД России особое внимание уделяет проблеме предотвращения незаконной миграции, развивает сеть постов иммиграционного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Функции ФМС усиливаются в области осуществления мер по регулированию процессов внешней трудовой миграции.
В своей деятельности ФМС руководствуется нормативно-правовой базой, обеспечивающей регулирование трудовой миграции и эмиграции, основанной на соответствующих статьях Конституции страны, законах Российской Федерации « О гражданстве» и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», а также учитывает положение, содержащиеся в двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашениях и специальных миграционных программах. В этой сфере действуют также нормативные акты, входящие в общую систему административных, таможенных, налоговых, инвестиционных, банковских других законодательств.
Работа по обеспечению занятости мигрантов осуществляется территориальными органами ФСЗ России совместно с территориальными органами ФМС России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Для обеспечения занятости вынужденных мигрантов необходимы: содействие в трудоустройстве и переподготовке в соответствии с Законом « О занятости населения в Российской федерации»; создание новых рабочих мест и организация самозанятости мигрантов в предпринимательской сфере, малом бизнесе, фермерстве, строительстве и бытовом обслуживании; выделение субсидий для создания новых рабочих мест и организации производств.
МОТ - межправительственная организация. Но в отличие от других организаций системы ООН она является трехсторонней; в ней представлены и правительства, и социальные партнеры - предприниматели, и трудящиеся, призванные сообща решать поставленные перед ними задачи путем диалога и переговоров.
Нормы о труде, предлагаемые МОТ в форме конференций и рекомендаций, в основном не носят революционного, инновационного характера; кроме того, они не являются универсальными, но важно то, что они предлагают опробованные во многих странах и зарекомендовавшие методы решения проблем занятости.
Они также нацеливают государства на разработку собственной политики в области занятости в общем международном контексте и на решение национальных проблем занятости, используя международное сотрудничество и одновременно развивая такое сотрудничество. Эта политика должна обеспечивать:
Таблица 1
Распределение численности безработных по возрастным группам
Всего, |
в том числе в возрасте, лет |
Средний возраст, лет | ||||||||||
до 20 |
20-24 |
25-29 |
30-34 |
35-39 |
40-44 |
45-49 |
50-54 |
55-59 |
60 | |||
Безработные - всего |
||||||||||||
2003 |
5683 |
575 |
1066 |
726 |
631 |
643 |
688 |
624 |
442 |
157 |
133 |
34,4 |
2004 |
5775 |
603 |
1022 |
710 |
611 |
632 |
696 |
672 |
501 |
184 |
144 |
34,9 |
2005 |
5208 |
548 |
933 |
679 |
587 |
495 |
581 |
604 |
468 |
188 |
126 |
34,8 |
2006 |
4999 |
476 |
1079 |
694 |
467 |
499 |
498 |
610 |
421 |
192 |
63 |
34,1 |
2007 |
4246 |
382 |
870 |
496 |
523 |
382 |
487 |
499 |
390 |
149 |
68 |
34,6 |
Мужчины |
||||||||||||
2003 |
3007 |
298 |
574 |
406 |
339 |
344 |
366 |
303 |
217 |
92 |
69 |
34,2 |
2004 |
2902 |
299 |
533 |
368 |
277 |
311 |
366 |
311 |
253 |
102 |
83 |
34,9 |
2005 |
2801 |
289 |
547 |
355 |
321 |
253 |
331 |
304 |
227 |
115 |
59 |
34,5 |
2006 |
2631 |
230 |
575 |
379 |
240 |
281 |
244 |
329 |
209 |
107 |
37 |
34,2 |
2007 |
2271 |
213 |
476 |
265 |
277 |
219 |
257 |
253 |
191 |
86 |
34 |
34,3 |
Женщины |
||||||||||||
2003 |
2676 |
277 |
493 |
319 |
292 |
299 |
322 |
321 |
225 |
65 |
64 |
34,7 |
2004 |
2873 |
304 |
489 |
343 |
334 |
321 |
330 |
361 |
248 |
82 |
62 |
34,9 |
2005 |
2407 |
259 |
385 |
323 |
266 |
242 |
250 |
300 |
241 |
73 |
67 |
35,2 |
2006 |
2368 |
246 |
503 |
314 |
227 |
218 |
253 |
282 |
212 |
85 |
26 |
34,1 |
2007 |
1975 |
169 |
394 |
231 |
246 |
164 |
229 |
246 |
199 |
63 |
34 |
34,8 |
Таблица 2 - Структура безработных
по возрастным группам
(в процентах)
Всего |
в том числе в возрасте, лет | ||||||||||
до 20 |
20-24 |
25-29 |
30-34 |
35-39 |
40-44 |
45-49 |
50-54 |
55-59 |
60 | ||
Безработные - всего |
|||||||||||
2003 |
100 |
10,1 |
18,8 |
12,8 |
11,1 |
11,3 |
12,1 |
11,0 |
7,8 |
2,8 |
2,3 |
2004 |
100 |
10,4 |
17,7 |
12,3 |
10,6 |
10,9 |
12,1 |
11,6 |
8,7 |
3,2 |
2,5 |
2005 |
100 |
10,5 |
17,9 |
13,0 |
11,3 |
9,5 |
11,2 |
11,6 |
9,0 |
3,6 |
2,4 |
2006 |
100 |
9,5 |
21,6 |
13,9 |
9,3 |
10,0 |
10,0 |
12,2 |
8,4 |
3,8 |
1,3 |
2007 |
100 |
9,0 |
20,5 |
11,7 |
12,3 |
9,0 |
11,5 |
11,8 |
9,2 |
3,5 |
1,6 |
Мужчины |
|||||||||||
2003 |
100 |
9,9 |
19,1 |
13,5 |
11,3 |
11,4 |
12,2 |
10,1 |
7,2 |
3,0 |
2,3 |
2004 |
100 |
10,3 |
18,3 |
12,7 |
9,6 |
10,7 |
12,6 |
10,7 |
8,7 |
3,5 |
2,8 |
2005 |
100 |
10,3 |
19,5 |
12,7 |
11,5 |
9,0 |
11,8 |
10,9 |
8,1 |
4,1 |
2,1 |
2006 |
100 |
8,8 |
21,9 |
14,4 |
9,1 |
10,7 |
9,3 |
12,5 |
7,9 |
4,1 |
1,4 |
2007 |
100 |
9,4 |
21,0 |
11,7 |
12,2 |
9,6 |
11,3 |
11,1 |
8,4 |
3,8 |
1,5 |
Женщины |
|||||||||||
2003 |
100 |
10,3 |
18,4 |
11,9 |
10,9 |
11,2 |
12,0 |
12,0 |
8,4 |
2,4 |
2,4 |
2004 |
100 |
10,6 |
17,0 |
11,9 |
11,6 |
11,2 |
11,5 |
12,6 |
8,6 |
2,9 |
2,1 |
2005 |
100 |
10,8 |
16,0 |
13,4 |
11,1 |
10,1 |
10,4 |
12,5 |
10,0 |
3,0 |
2,8 |
2006 |
100 |
10,4 |
21,3 |
13,3 |
9,6 |
9,2 |
10,7 |
11,9 |
9,0 |
3,6 |
1,1 |
2007 |
100 |
8,5 |
19,9 |
11,7 |
12,5 |
8,3 |
11,6 |
12,5 |
10,1 |
3,2 |
1,7 |