Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 07:27, реферат
Безработица – новая проблема для российского общества. В условиях плановой экономики как в силу низкой производительности труда, так и в результате проводившейся политики преимущественно экстенсивного типа развития постоянно создавались рабочие места, не обеспеченные рабочей силой. По сравнению с наличием свободных рабочих мест в стране наблюдалась нехватка рабочей силы.
Безработица – новая проблема для российского общества. В условиях плановой экономики как в силу низкой производительности труда, так и в результате проводившейся политики преимущественно экстенсивного типа развития постоянно создавались рабочие места, не обеспеченные рабочей силой. По сравнению с наличием свободных рабочих мест в стране наблюдалась нехватка рабочей силы.
С началом перехода к рыночной экономике в результате падения объемов производства, структурной перестройки, существенного сокращения финансирования военно-промышленного комплекса (ВПК) в России возникла и стала нарастать безработица.
Согласно российскому законодательству официально безработными признаются «трудоспособные граждане, которые по не зависящим от них причинам не имеют работы и заработка, зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способны и готовы трудиться и которым эта служба не предложила подходящей работы».
Для России 90-х годов характерны:
• рост численности безработных, о чем свидетельствуют приведенные ниже данные:
|
Для сравнения: уровень безработицы в 1996 г. составлял в США – 5,4%, в Германии – 11,5, во Франции – 12,3, в Японии – 3,4%;
• наличие скрытой безработицы. Неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, отпуска по инициативе администрации стали типичным явлением для экономики России. Так, в декабре 1996 г. более 6 млн. человек (около 12,4% среднесписочной численности работников) по инициативе администрации работали неполное рабочее время или находились в вынужденных отпусках;
• рост средней
продолжительности безработицы (в 1997
г. средняя продолжительность
• преобладание
среди безработных людей
Проводимая в России государственная политика занятости направлена на недопущение массовой безработицы, оказание помощи в трудоустройстве высвобождаемой рабочей силе, создание условий для переобучения и переподготовки безработных, стимулирование инвестиций, ведущих к созданию новых рабочих мест, материальную поддержку безработных.
Правовые,
экономические и
Проблемы занятости населения России на современном этапе:
Процесс реформирования
экономики России показал, что наряду
со свойственными мировой
На сегодняшний день многие проблемы занятости приняли глубинный характер. Речь идет об увеличении скрытой безработицы, о росте доли лиц, обращающихся в службу занятости, среди всех лиц, испытывающих трудности с поиском работы (до 30%), о повышении доли выпускников учебных заведений среди всей безработной молодежи. Одновременно быстрыми темпами развивается занятость в теневой экономике (ТЭК), масштабы которой оцениваются в 10-15 млн. человек.
Следует отметить регрессивный характер изменения отраслевой структуры занятости. Этому, в частности, способствует политика в области оплаты труда, при которой зарплата в отраслях ТЭК растет гораздо более высокими темпами, чем в других сферах экономики.
Довольно внушительными выглядят общие масштабы социальной напряженности в обществе, связанные с занятостью населения, если к лицам, уже фактически оказавшимся "на улице", добавить примерно 4,5 млн. человек, находящихся в вынужденных отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день (неделю). Свыше 12% экономически активного населения, а с учетом того, что средний размер семьи в России составляет 3 человека, - 27 млн. жителей (почти 20% населения страны) испытывают психологическую и профессиональную ущербность, но самое главное - существенные материальные затруднения, что, как правило, отбрасывает их за черту бедности.
В России величина совокупной безработицы определяется исходя из количества граждан, ищущих работу и зарегистрированных в качестве безработных в Центрах занятости (ЦЗ). Следовательно, из числа безработных исключаются те, кто не имеет работу, ищет ее, но при этом в качестве безработного не зарегистрирован. По данным выборочных обследований Госкомстата России, таких людей примерно в 2 раза больше, чем официально имеющих статус безработных. Поскольку официальные данные о количестве безработных основаны на ежемесячной отчетности ЦЗ, занижение уровня безработицы, возможно, связано не только с самой процедурой регистрации, но и с присвоением статуса безработного.
Реальный недоучет и, недооценка российской безработицы заложены в самом механизме действия Закона о занятости, принятого в 1991 г. и впервые с 20-х годов узаконившего безработицу в России. Можно назвать, по крайней мере, восемь причин нежелания людей, потерявших работу, обращаться в ЦЗ, вследствие чего они исключаются из официальной статистики безработицы:
1. На протяжении
более 70 лет безработица
2. В настоящее
время в России существует
около 2500 бирж труда, что явно
недостаточно для такой
3. Закон о занятости включает положение о том, что граждане России, получающие выходное пособие от предприятия (организации) , не могут претендовать на пособие по безработице. Это означает, что многие из числа потерявших работу и получивших выходное пособие как минимум в течение двух месяцев не видя смысла обращаться в ЦЗ, то есть немалая часть краткосрочных безработных по-видимому, исключается из официальных данных.
4. Предполагается,
что предприятие,
5. Возможности
ЦЗ по трудоустройству
6. Вероятность
получения пособия по
7. Переподготовка
безработных через ЦЗ
8. В последние
годы увеличилось число