Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:52, курсовая работа
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей.
Введение 3
1. Теоретическая часть
1.1.Безработица: сущность и типы 4
1.2.Особенности современной безработицы 13
2.Экономическая часть
2.Безработица в Республике Беларусь: причины, особенности, динамика 20
Заключение 26
Использованная литература
2.
Безработица сковывает
3. При длительной безработице работник теряет квалификацию, а получение новой квалификации и адаптация к новым условиям часто протекают для него болезненно.
4. Безработица ведет к прямому падению ранее достигнутого уровня жизни. Пособия по безработице всегда меньше заработной платы, имеют временный характер. Рост безработицы снижает покупательный и инвестиционный спросы, сокращает объемы сбережений у населения.
5.
Сам факт безработицы наносит
человеку тяжелейшую психологическую
травму, сравнимую с самыми
неприятными обстоятельствами
(смерть близких, тюремное заключение
и т. п.). Многие социологи
связывают рост преступности
с ростом безработицы.
1.2.Особенности
современной безработицы.
После того как в 4-ом кв.
1993г. Уровень безработицы
достиг циклического максимума,
главной тенденцией на рынке
труда стран ОЭСР стало более
полное использование рабочей
силы. В 1999- начале 2000г. это
выразилось в увеличении дополнительных
рабочих мест и ускорении темпов
сокращения безработицы.
Создание
дополнительных рабочих мест наряду
со стабилизацией темпов прироста экономически
активного населения (0.8% в 1998 и 1999 гг.) привело
к тому, что уровень безработицы в странах
ОЭСР сократился на 0.3 процентного пункта,составив
в среднем за год 6.8% рабочей силы - самый
низкий показатель за 90-е годы (см. табл.
). Снижение удельного веса лиц, не имеющих
работы, в США (с 4.5% в 1998 г. до 4.2% в 1999 г.)
и 15 государствах ЕС (соответственно с
9.9% до 9.2%) произошло на фоне существенного
роста этого показателя в ряде азиатских
стран. В частности, в Японии безработица
увеличилась с 4.1 до 4.7% рабочей силы, в
Южной Корее - с 6.8 до 7.6%. Начиная с 1998 г.
впервые в японской послевоенной истории
норма безработицы среди мужчин стала
превышать соответствующий показатель
для женщин.
Оздоровление
ситуации на рынках труда стран ЕС
в послекризисный период (пик безработицы-11.1%
экономически активного населения
~ пришелся на 1994 г.) объясняется в первую
очередь влиянием уже достаточно длительного,
хотя и неравномерного подъема. В то же
время в сферу занятости вовлекаются преимущественно
те, кто недавно потерял работу и, следовательно,
не утратил трудовых навыков и обладает
достаточной квалификацией. Аутсайдеры
рынка труда - лица с низкими профессионально-
Об этом
говорит практически не меняющаяся
доля длительно безработных (свыше
6 месяцев) на протяжении всей второй половины
90-х годов. В странах ЕС она составила в
1999 г. 65%, причем не имели работы более года
48% официально зарегистрированных безработных.
* [По данным журнала «Мировая экономика и международные отношения» №8 август 2002г. ]
Таблица. Безработица в странах ОЭСР (%
к экономически активному населению)
В среднем за 1986-1995гг. | 1997 г. | 1998г. | 1999г. | |
Всего ОЭСР | 7.0 | 7.2 | 7.1 | 6.8 |
в том числе | ||||
США | 6.2 | 4.9 | 4.5 | 4.2 |
Канада | 9.5 | 9.2 | 8.3 | 7.6 |
Япония | 2.6 | 3.4 | 4.1 | 4.7 |
Мексика | 3.8 | 3.7 | 3.2 | 3.2 |
Западная Европа | 9.5 | 10.3 | 9.7 | 9.2 |
ЕС | 9.9 | 11.2 | 10.5 | 10.0 |
Германия | 8.0 | 9.9 | 9.4 | 9.1 |
Франция | 10.6 | 11.4 | 11.8 | 11.0 |
Великобритания | 8.8 | 6.9 | 6.2 | 5.9 |
Италия | 10.3 | 12.3 | 11.9 | 11.1 |
Испания | 19.7 | 20.8 | 17.4 | 15.8 |
Нидерланды | 6.9 | 5.5 | 4.2 | 3.1 |
Швеция | 4.5 | 9.9 | 8.3 | 7.0 |
Чехия | 4.8 | 6.5 | 9.0 |
Показатель длительной безработицы среди мужчин выше, чем у женщин, и это несмотря на то, что в 1999 г. уровень безработицы среди женщин в странах ОЭСР в целом был почти на 1/5 выше, чем у мужского населения (соответственно 6.3 и 7.3%). Женщины несколько чаще, чем мужчины, при невозможности найти работу перестают регистрироваться на бирже труда, отсюда и более низкий уровень их длительной безработицы.
Одной из острых структурных проблем рынка труда остается неравномерность уровня безработицы среди отдельных возрастных групп и прежде всего массовая безработица среди молодежи. В минувшем году в странах ОЭСР не имели работы 13% молодых людей до 24 лет. Продолжается падение удельного веса работающих молодых людей (с 53% в начале 90-х годов до 45% в минувшем году), что лишь отчасти можно объяснить увеличением числа учащихся.
Решению проблемы мешает высокая концентрация безработной молодежи в семьях с низким уровнем дохода. 1/5 молодых безработных живет в семьях, где все взрослые, не имея постоянной работы, не могут обеспечить своим детям хороших стартовых условий. Наряду с высоким отсевом из школ и недостатками в системе образования это становится одной из причин низкой конкурентоспособности данной категории молодежи на рынке труда. Среднее образование еще не гарантирует получения работы. По данным межстранового обследования грамотности взрослого населения, примерно 25% молодых людей покидают средние учебные заведения без какого-либо сертификата об образовании или профессиональной подготовке.
* [По данным журнала «Мировая экономика и международные отношения» №8 август 2000г. ]
Несмотря
на нерешенность многих болезненных
структурных проблем
Одновременно в арсенале средств государственного регулирования все большую роль начинают играть так называемые программы активизации. Их цель - интенсифицировать поиск безработным нового места работы. Это означает, с одной стороны, давление на безработного с помощью экономических рычагов, с другой - экономическое поощрение тех. кто быстро находит новую работу. На это направлена реформа системы страхования по безработице, в частности усиление страхового принципа, в результате которого отсекаются лица с коротким сроком выплат, а также те, кто неоднократно терял работу.
В конце 90-х годов правящим кругам промышленно развитых стран пришлось пересмотреть свое отношение к такой важной составляющей политики занятости, как увеличение гибкости рынка труда, под которой подразумевалась в том числе либерализация трудового законодательства. Последней было отведено одно из центральных мест в документе "Исследование рабочих мест", принятом странами ОЭСР в 1994 г. в качестве программы действий на рынке труда.
Однако
серьезная либерализация
Единственный раздел законов о труде, в который внесены существенные поправки либерального толка, касается срочных контрактов и деятельности агентств по предоставлению временных работников.
По группе промышленно развитых государств в целом в конце 90-х годов по сравнению с предыдущим десятилетием в 12 странах общий уровень "строгости" трудового законодательства даже повысился и лишь в 9 странах оказался более либеральным. Строгий контроль за действиями работодателя в сфере найма и увольнений действует в странах Южной Европы, а самые либеральные нормы существуют в англоговорящих государствах.
* [По
данным журнала «Мировая экономика
и международные отношения» №8
август 2002г. ]
Гораздо
более важно то, что там. где
либерализация трудового законодательства
была проведена, это не оказало сколько-нибудь
существенного влияния на уровень безработицы.
По расчетам экспертов ОЭСР, "строгое"
законодательство оказывает незначительное
воздействие на структуру безработицы,
несколько уменьшая ее уровень у мужчин
основного трудоспособного возраста и
увеличивая у женщин и молодежи. Не нашло
своего подтверждения широко распространенное
мнение что "строгость" законодательства
способствует увеличению численности
самозанятых. В то же время в тех странах,
где существуют серьезные ограничения
в правах работодателей набирать и увольнять
рабочую силу, ниже оборот рабочих мест
и соответственно меньше вероятность
получения нового места безработным.
C
1997-2000 года в государственную молодежную
политику внесены существенные коррективы.
Приоритетным направлением стало улучшение
системы среднего и начального профессионального
образования. Эффективность системы ученичества
как главного средства вовлечения молодых
людей в трудовую карьеру, получившей
наибольшее развитие п Германии, побудила
ряд стран, в частности Австралию, Канаду
и Испанию, использовать германский опыт.
Реформа средней школы в Норвегии и Швеции
соединяет профессиональное и академическое
образование с тем, чтобы молодые люди
могли либо получить работу по специальности,
либо продолжить учебу в высших учебных
заведениях. Одновременно в большинстве
стран продолжаются начатые во второй
половине 90-х годов усилия по созданию
единой системы национальных профессионально-
*
[По данным журнала «Мировая
экономика и международные отношения»
№8 август 2002г. ]
2.Экономическая часть
2.Безработица в Республике Беларусь: причины, особенности, динамика.
ПРИЧИНЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В РБ.
Все имеющиеся взгляды на причины безработицы в странах СНГ, в частности в Республике Беларусь, можно сгруппировать следующим образом.
Во-первых, причиной безработицы может стать относительно избыточное население, «лишнее» по сравнению с достигнутым уровнем национального производства. Этот фактор безработицы особо силен в развивающихся странах.
Во-вторых, безработица может быть результатом изменений в структуре экономики, в том числе - в технологии (структурная безработица). Эта безработица является временной, т.к. на смену старым отраслям и производствам приходят новые.
В-третьих, безработица может временно увеличиться из-за естественных желаний людей найти работу «по душе», с лучшими условиями труда и оплаты (фрикционная безработица).
В-четвертых, особо сильное увеличение уровня безработицы происходит в результате циклического спада в экономике. Этот вид безработицы является наиболее опасным, так как возникает замкнутый круг: падение производства – безработица – уменьшение общего уровня доходов – снижение совокупного спроса – падение производства – безработица и т.д.
В-пятых, генератором безработицы может стать активное вмешательство государства и профсоюзов в отношения между наемным работником и работодателем, что приводит к рыночной негибкости заработной платы и заставляет предпринимателей решать проблему достижения максимальной прибыли путем сокращения занятости.
Все
эти причины безработицы влияют
на размер и динамику безработицы.
ОСОБЕННОСТИ И ДИНАМИКА БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.*
Анализ данных приведенных в статье «количество безработных будет расти» позволил получить информацию по особенностям безработицы в РБ.