Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2010 в 20:14, курсовая работа
Формирование рынка труда региона - серьёзная экономическая и социальная проблема. Процессы экономической нестабильности приводят к возникновению безработицы. В курсовой работе обсуждается современное состояние рынка труда в Кузбассе, рассматривается работа административных органов региона по обеспечению граждан рабочими местами и возможности их переквалификации в соответствии с проблемами региона.
В условиях рыночной экономики действует принцип свободной занятости, трудовое принуждение отсутствует. Одна из серьёзных проблем рыночной экономики - безработица - социально опасное неблагоприятное явление. Но при уровне безработицы не превышающем примерно 5%, она не приводит к социальным катаклизмам. Чтобы избежать недопустимого роста безработицы приходится специально создавать рабочие места; сокращать время поиска работы и предоставлять возможность получить желаемую работу ищущим. И ещё одна из форм борьбы с безработицей - это переобучение безработных.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы
Сущность, виды и показатели безработицы 4
Уровень жизни населения 10
Причины безработицы. Полная занятость естественная безработица 13
Социально-экономические последствия безработицы и методы борьбы с ней 17
Государственная служба занятости населения и ее функции 20
Динамика и структура безработицы в России 24
Глава II. Безработица в Кузбассе
Анализ ситуации на рынке труда 27
Реализация программ, оказывающих влияние на сферу занятости населения 33
Заключение 46
Список используемой литературы 47
Естественный
уровень безработицы
С
развитием экономики
1) ускорение
научно-технического прогресса,
2) повышение
минимума заработной платы
3) высокие
налоги на заработную плату
и отчисления от нее,
4) развитие страхования по безработице, увеличение размеров и сроков выплат пособий, что подрывает стимулы к поиску работы;
5) различия в темпах экономического роста по отраслям экономики, повышающие структурную безработицу;
6) миграционные и демографические процессы: рост числа трудовых иммигрантов (как правило, малоквалифицированных).
Отметим,
что в качестве критериев оценки
уровня безработицы в мировой практике
применяются и еще два его значения: в
пределах до 10% - допустимый уровень безработицы,
характеризующийся снижением цен на рабочую
силу по мере роста разрыва спроса на труд
и предложения труда при сохранении общей
стабильности экономической ситуации;
за пределами 10% - социально опасный уровень
безработицы, приобретающий обвальный
характер, сопровождающийся неуправляемым
и стремительным обесценением рабочей
силы.
1.4
Социально-экономические
последствия безработицы
и методы борьбы с
ней.
Суждения
о социально-экономических
Вместе с тем несомненны и негативные последствия безработицы, прежде всего циклической. Главный негативный экономический эффект – недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального.
Отрицательная зависимость между уровнем безработицы и объемом ВНП названа законом Оукена, по имени американского экономиста Артура Оукена, которой первым исследовал эту связь в начале 60-х годов XX в. По Оукену, при неизменном уровне безработицы существует закономерность, согласно которой темп роста реального ВНП, обусловленный ростом населения, накоплением капитала и техническим прогрессом, составляет порядка 2,7%-3%. Именно такой ежегодный прирост реального ВНП необходим, чтобы уровень безработицы не возрастал.
Избыток предложения труда (циклическая безработица) ведет и к снижению уровня жизни населения: создаются предпосылки для снижения цены труда, а значит, доходов занятых, работающих по найму; доходы потерявших работу сокращаются до уровня пособия по безработице.
Как следствие, сокращаются потребительский спрос и уровень сбережений, что становится причиной дальнейшего экономического спада.
Длительно безработные теряют квалификацию, профессиональные знания и навыки, а это затрудняет возможность их трудоустройства в будущем. Потеря работы, даже при удовлетворительном уровне пособий, является серьезной моральной травмой, прежде всего потому, что человек превращается в индивида с крайне низким социальным статусом, чьи знания, опыт, способности не нужны, не востребованы обществом, и это известно его окружению – семье, знакомым. Социально-психологический стресс, вызванный безработицей, обусловливает связь роста ее уровня с ростом числа психических заболеваний и самоубийств, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, алкоголизма и наркомании. Отчаявшись в поисках работы, люди пополняют маргинальные слои населения, возрастает преступность. Именно в периоды массовой и хронической безработицы рост социальной напряженности в обществе может привести к установлению тоталитарных режимов.
В современной практике государственного регулирования, нацеленного на снижение уровня безработицы, предусматривается комплекс мер по:
В рамках этого комплекса мер выделяют меры активной политики занятости, нацеленные на снижение уровня безработицы, и меры пассивной политики, ориентированные на смягчение её негативных последствий.
К активным мерам относят:
• создание новых и сохранение имеющихся рабочих мест;
• содействие самозанятости, в том числе помощь безработным в организации собственного дела (обучение, консультации, помощь в подготовке бизнес-плана, аренде помещений, приобретении оборудования, получении кредитов и т.п.);
• содействие трудовой мобильности, в том числе межпрофессиональной (обучение и переподготовка) и межрегиональной;
• развитие государственных и коммерческих служб занятости и трудоустройства.
Меры пассивного характера включают:
• поддержание частичной занятости (неполное рабочее время) и нестандартных ее форм (например, надомная занятость);
• субсидирование заработной платы:
а) частично занятых — доплаты до уровня оплаты полнозанятых;
б) для
сохранения занятости
в) частичная или полная компенсация работодателю затрат на оплату труда нанятых безработных, прежде всего, из числа лиц с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда (женщины, имеющие детей, молодежь, лица предпенсионного возраста);
• досрочный выход на пенсию лиц, потерявших работу;
• установление иммиграционных барьеров для защиты национального рынка труда;
• выплата пособий по безработице и материальная помощь безработным, утратившим право по окончании установленного срока его выплаты;
• организация оплачиваемых общественных работ, первоочередное право на участие в которых имеют безработные.
Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.
1.5
Государственная
служба занятости
населения и ее
функции
Для реализации государственной
политики в области занятости населения
и обеспечения гражданам соответствующих
гарантий в Российской Федерации на базе
действующих центров по трудоустройству,
переобучению и профориентации населения
создана Государственная служба занятости.
При
создании системы центров по трудоустройству,
переобучению и профориентации населения
значительно расширились функции и задачи
существующей ранее службы трудоустройства.В
связи с этим, нового определения потребовало
понятие занятости. С одной стороны, признается
законной добровольная незанятость граждан.
Она не может, как раньше, осуждаться обществом
или служить основанием для привлечения
человека к административной или уголовной
ответственности. С другой стороны - незанятость
человека, который ищет работу. Именно
эта категория населения должна находиться
в поле зрения государства, призванного
обеспечить каждому гражданину его конституционное
право на труд. Соответственно нужно решать
проблему организации учета незанятого
населения, необходимо из миллионов незанятых
выделить тех, кто оказался в такой ситуации
вынуждено. Законодательство предусматривает
обязанность вынуждено незанятого гражданина
заявить об этом. Это один из новых принципов,
определяющих правила поведения гражданина
и государства на рынке труда: не государство
выявляет неработающих, а незанятый гражданин
сам обращается за помощью к государству,
а именно в Государственную службу занятости.
Человека регистрируют как лицо, ищущее
работу. И с этого момента у государства
наступает обязанность в течение 10 календарных
дней предоставить ему подходящую работу.
Если по истечении этого периода предложений
о подходящей работе нет, то он приобретает
статус безработного и начинает получать
государственное пособие.
Государственная
служба занятости является структурой
специальных государственных органов,
призванных обеспечить координацию, решение
вопросов занятости населения, регулировать
спрос и предложение на рабочую силу, содействовать
неработающим гражданам в трудоустройстве,
организации их профессиональной подготовки,
оказании социальной поддержки безработным.
Услуги предоставляются службой занятости
бесплатно.
Функции службы занятости многообразны:
Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.
В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки. Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации общественных работ; по профессиональной ориентации взрослого населения и организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости; инспекционной работе.
Информация о работе Безработица в кузбассе и ее влияние на уровень и качество жизни населения