Безработица причины виды уровень экономические и социальные последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 18:43, реферат

Описание работы

Цель данной работы: изложить теоретические аспекты одной из проблем макроэкономики-проблемы безработицы, оказывающей наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека.
Основные задачи :
установить причины и последствия безработицы;
выявить факторы, способствующие росту безработицы в России;
раскрыть политику государства по созданию рабочих мест;

Содержание

Введение
1. Понятие, формы безработицы и их специфика
2. Причины безработицы в переходной экономике
3.Определение уровня безработицы
4. Методы сокращения безработицы
5. Последствия безработицы
6.Факторы, способствующие безработице в России. Минимизация их воздействия.
6.1.Методы борьбы с безработицей
7.Государство в системе трудоустройства
7.1.Государственная служба занятости населения и ее функции
7.2.Политика государства по созданию и сохранению рабочих мест
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc12.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

Стабилизация  и последующий рост производства должны стать отправным пунктом  реализации стратегии занятости  для достижения и поддержания  эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы. Его надо определять по двум критериям:

финансовому, в  соответствии с которым средства внебюджетного государственного фонда  занятости вместе с целевыми ассигнованиями из бюджетной системы (федерального и региональных уровней) обеспечивают финансирование программ содействия занятости. При нынешней ставке (2% фонда оплаты труда) социально допустимый уровень безработицы составит примерно 3% (заметим, что на 1 октября 1999 г. уровень зарегистрированной безработицы достиг 3,4%);

социальному, в  соответствии с которым общество устанавливает порог естественного  уровня безработицы (складывающегося  за счет ее структурной и фрикционной  форм), непревышение которого должно стать  целью государственной политики занятости, реализуемой федеральными и региональными органами управления.

Наличие определенного  числа граждан, ищущих работу и официально признанных безработными, следует рассматривать  как неизбежный результат особенностей движения рабочей силы и рабочих  мест. Минимизация социально допустимого уровня безработицы зависит от действенности организационно-экономического механизма регулирования рынка труда, а также его составных звеньев - рынка рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу, и рынка рабочей силы, формирующего спрос на рабочие места.

На современном  этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной  занятости должно достигаться путем  сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. Это справедливо для России в  целом, в регионах же благодаря действию социально-демографического фактора формирование рынка рабочей силы может протекать по-разному.

Так, в московском регионе крупном промышленном центре России при одинаковом значении социально-демографического фактора позиции руководства двух субъектов РФ Москвы и Московской области - в отношении сохранения имеющихся рабочих мест как в целом, так и по отраслям экономики не могут быть одинаковыми. Например, решение столичного правительства сохранить предприятия текстильной промышленности путем предоставления им кредитов и другой финансовой поддержки не выдерживает никакой критики. Большинство предприятий использует рабочую силу со стороны и расположено в районах, примыкающих к Центральному административному округу. Между тем земля в столице все время дорожает. Нужно ли сохранять такую структуру столичной промышленности? В Подмосковье, Владимирской, Тверской, Ивановской областях текстильные предприятия зачастую являются градообразующими. Им следует оказывать финансовую поддержку при закупках сырья из ближнего зарубежья и предоставлять льготные кредиты для пополнения оборотных средств.

Особенности занятости  и функционирования рынка труда  в промышленном регионе обусловлены  спецификой формирования экономически активного населения, сложившимися уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.

Реализация Программы  призвана обеспечить координацию долгосрочных и среднесрочных инвестици-онных программ, федеральных целевых программ, связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-экономического развития отдельных регионов, иных программных решений, принима-емых органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, в целях повышения эффективности расходования финансовых и материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест.

Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается организовать в ходе реализации Программы.

Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

Целями Программы  являются повышение уровня и изменение структуры занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.

Основными задачами Программы являются:

обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;

регулирование складывающегося национального  рынка труда и повышение конкурентоспособности  отечественной рабочей силы;

формирование  эффективной структуры занятости  населения; повышение качества создаваемых  рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности  рабочей силы; создание благоприятных  условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

предотвращение  роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ.

Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию и др.

Федеральная и  региональные службы занятости населения, аккумулируя в фондах занятости  большую часть страховых платежей, должны с учетом сложившихся и прогнозируемых показателей занятости и безработицы определять кризисные территории - республики, края, области и автономии, а в каждом из них - города и районы.

Федеральная служба занятости России использует арифметический подход и группирует регионы по уровню безработицы в соответствии со следующими критериями: 1) ниже среднего уровня по стране; 2) в пределах двукратного превышения среднего уровня; 3) более двукратного превышения. По расчетам ФСЗ РФ, ко второй группе (от 2 до 4% на конец 1999 г.) относились 27 регионов, а к третьей (от 4,3% в Ленинградской до 8,4% в Ивановской области) - 16.

Среди последних  выделяются пять субъектов РФ, уровень  безработицы в которых превышает  средний показатель по группе (5,6%): Ивановская, Псковская, Ярославская и Владимирская области и Республика Ингушетия. Именно эти регионы следует квалифицировать как кризисные, присвоив их программам содействия занятости статус федеральных.

Для того чтобы  представить в общих чертах специфику  региональной политики, все регионы Российской Федерации были поделены на 9 групп в соответствии с уровнем безработицы (шаг - 1%), по каждому из них был рассчитана доля средств, расходуемых по различным направлениям.

Заключение

Категории занятости  и безработицы занимают одно из важнейших мест в анализе рынка труда. Занятость населения определяет уровень и качество жизни как отдельных граждан, так и общества в целом. Существует множество видов безработицы, которые объединяются экономистами в три основных типа: фрикционную, структурную, циклическую.

В развитых странах  мира государственная политика занятости  функционирует по двум направлениям: содействие в трудоустройстве и  переобучение, создание гибкого рынка  труда. Среди перспективных путей  снижения безработицы наиболее интересными являются: сокращение рабочей недели, работизация, расширение сферы услуг и надомного производства.Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безра-ботицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность эконо-мики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. состояние экономики России сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив промышлен-ность, не мог не затронуть рынок труда. За последние 4 года численность занятого населения сократилась на 9 процентов.

Список  использованной литературы

1. А.Ананьев “Новые  процессы в занятости населения  в условиях перехода к рыночной  экономике”, “Вопросы экономики”, № 5 - 1999

2. Е.Балацкий  “Россия: проблема безработицы в переходный период”, “Проблемы теории и практики управления”, № 1 -2000

3. Т.Батяева,  М.Гарсия-Исер, А.Касаткина, Н.Кутепова  “Безработица среди специалистов - российкий феномен”, “Человек  и труд”, № 11 - 1999

4. И.В.Бестужев-Лада “Безработица? Не может быть!” М.: Знание, 1998

5. Э.Бородянский,  В.Кузьмин “Реальный путь противодействия  безработице”, “Человек и труд”  № 9 - 1997

6. А.В.Бузгалин  “Переходная экономика” М.: Таурус, 2001

7. Г.Волынский  “К вопросу о безработице в  переходный период”, “Российский экономический журнал”, № 4 - 1998

8. А.А.Дикаpева,  М.И.Миpская “Социология труда” M.: Высшая школа, 1998

9. И.Заславский  “О пользе рынка труда”, “Вопросы  экономики” № 9 - 1999

10. А.Карташева,  Е.Кубишин “Ситуация на рынке  труда: направления развития”, “Экономист” №12 -2000

11. А.Кашепов  “Проблемы предотвращения массовой  безработицы в России”, “Вопросы  экономики”, № 5 - 1999

12. В.Колосов  “Правовое регулирование занятости”, “Советские профсоюзы” №2 - 1998

13. Я.Корнаи “Дефицит”  М.: Наука, 1998

14. С.Котляр “Методология  оценки безработицы”, “Человек  и труд”, № 8 - 1997

15. Н.Матыцина  “Обеспечение занятости населения”, “Экономист”, №4 -2000

16. И.Д.Мацкуляк  “Стратегия занятости: предотвращение  безработицы (политико-экономический  аспект)” М.: Экономика, 2000

17. Г.Мэнкью “Макроэкономика”  М.: МГУ, 1999

18. Г.Г. Руденко  “Служба занятости и ее функции”  М.: РЭА, 1999

19. Г.Стендинг, Т.Четвернина  “Загадки российской безработицы”, “Вопросы экономики”, № 12 - 2000

20. Т.Четвернина  “Безработица в России (официальная оценка и реальные масштабы)”, “Проблемы теории и практики управления”, № 4 - 1998

21. П.Хейне “Экономический  образ мышления” М.: Новости, 2001

22. “Экономика  труда” под редакцией Г.Р.Погосяна  и Л.И.Жукова М.: Экономика, 2001

Информация о работе Безработица причины виды уровень экономические и социальные последствия