Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 07:34, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В современную эпоху занятость стала одной из острых социально-экономических проблем, волнующих и государство, и общество, и отдельных людей. Формой дисбаланса экономики безработица стала уже в первой половине двадцатого века. И с каждым новым десятилетием ее острота не только не ослабевает, но, наоборот, все более нарастает. Достижение высокого уровня занятости,- одна из основных целей макроэкономической политики государства. Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы и Россия- не исключение. Одни государства решают эту проблему более или менее успешно, другие же испытывают в ее решении значительные трудности. Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
БЕЗРАБОТИЦА: ВИДЫ, ИЗМЕРЕНИЯ………. …...……………..….…6
Понятие безработицы, ее измерения……………………………………9
Виды безработицы………..……………………………………………..11
ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ…………………..…21
Причины возникновение безработицы в России...…………………….21
Безработица России в 21 веке………………….………………………28
Государственное регулирование безработицы в России…………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…40
Эти причины, на мой взгляд, являются основными в образовании безработицы, не только в нашей стране, но и во всем мире.
2.2 БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ В 21 ВЕКЕ
В настоящее время ситуация на рынке труда сравнительно
стабилизировалась, и безработица уже не
является острой проблемой нашей экономики,
по сравнению с предыдущими Безработица на сегодня, по сути, совсем не напоминает классическую безработицу, так как причина безработицы связана, главным образом, с перепроизводством разных товаров и услуг, а также снижением спроса на них. Наше государство находится в условии максимального перепроизводства большинства товаров и услуг, которые жизненно необходимы населению. И кажущиеся их изобилие является относительно низким спросом, который связан с низким уровнем жизни большей части населения и заполнением рынка зарубежными товарами. Уровни безработицы, во-первых, непосредственно отражают глубину кризисного явления в том или ином регионе, а во-вторых, оказывают определенное воздействие на усугубление социально-политического положения, а значит, требуют более ужесточенного учета при разработках государственных региональных программ. Кроме этого, необходимо принять во внимание важные отличия российского рынка труда в XXI веке:
А это в свою очередь ведет к устойчивой сегментации рынков труда и определяет возникновение массовой безработицы. Рост доли экономически активного населения, наблюдаемый в экономике в последнее десятилетие, происходил в основном за счет роста занятости и увеличения отношения числа занятых к числу трудоспособных. По данным обследования населения по проблемам занятости Коллегия Минздравсоцразвития России предоставила отчет о проделанной работе за последние несколько лет:
Таким образом, в начале XXI века ситуация на рынке труда по сравнению с прошлыми годами стабилизировалась. Нужно подчеркнуть, что рост доли экономически активного населения, наблюдаемый в экономике, происходил в основном за счет роста занятости и увеличения отношения числа занятых к числу трудоспособных. По данным обследования населения по проблемам занятости за последнее десятилетие с каждым годом уровень безработицы уменьшается.
Уровень занятости населения по субъектам Российской Федерации, в среднем за год | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(по данным выборочных
обследований населения по
|
Уровень безработицы населения по субъектам Российской Федерации, в среднем за год | ||||||||
(по данным выборочных
обследований населения по | ||||||||
в процентах |
||||||||
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
Российская Федерация |
7,8 |
7,2 |
7,2 |
6,1 |
6,3 |
8,4 |
7,5 |
|
Центральный федеральный округ |
4,6 |
4,3 |
4,1 |
3,1 |
3,6 |
5,8 |
4,7 |
|
Северо-Западный федеральный округ |
6,0 |
5,5 |
5,0 |
4,2 |
5,2 |
7,0 |
6,2 |
|
Южный федеральный округ |
9,6 |
8,4 |
8,2 |
7,0 |
6,5 |
8,6 |
7,7 |
|
Северо-Кавказский федеральный округ |
19,2 |
17,5 |
22,9 |
19,5 |
16,2 |
16,5 |
16,9 |
|
Приволжский федеральный округ |
7,8 |
7,3 |
6,5 |
6,1 |
6,3 |
8,6 |
7,6 |
|
Уральский федеральный округ |
7,5 |
6,7 |
6,8 |
4,9 |
5,5 |
8,1 |
8,0 |
|
Сибирский федеральный округ |
10,0 |
9,4 |
9,0 |
7,9 |
8,3 |
10,5 |
8,7 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
8,8 |
7,9 |
7,5 |
6,7 |
7,9 |
9,4 |
8,7 |
Таблица 1
2.3 Государственное регулирование безработицы в России
Весьма специфическим является вопрос о роли и месте государства в решении проблемы безработицы.
Если вести речь о России, то здесь помощь государства экономике и прежде всего рынку труда крайне необходима, и обусловлено это многолетним патернализмом государства в области занятости населения. Государство в нашей стране в недалеком прошлом решало практически все вопросы занятости населения, гарантируя его полную занятость, более того, труд в общественном хозяйстве был обязателен. И очевидно, что оставить население страны один на один с рынком труда было бы сегодня не только негуманно, но и экономически неэффективно. Помощь государства должна быть оказана в разработке программ занятости, поддержке безработных как в виде материальной помощи, так и возможности профессионального обучения для получения новых профессиональных знаний, повышения квалификации и т.д. Речь сегодня об этом идет не потому, что этого не делается, а потому, что масштабы этой деятельности не охватывают массу тех людей, которые нуждаются в такой помощи.
Оценивая деятельность государства в целом, надо отметить, что оно все-таки четко придерживается принципа - "государство вне экономики". С этим согласиться нельзя, тем более в условиях переходного периода. И это особенно относится к проблемам занятости, безработицы. В Федеральном законе "О Правительстве Российской Федерации", например, фактически отсутствуют такие категории как политика занятости, политика на рынке труда, хотя вполне очевидно, что забвение этих важнейших макроэкономических параметров недопустимо.
Оценивая деятельность Правительства России, нельзя не отметить его низкую эффективность. Согласно международному исследованию по эффективности работы госорганов, Россия занимает 107 место из 158 стран, участвующих в этом рейтинге, а по качеству государственного регулирования Россия оказалась на 158 месте при 160 участниках обследования. И не в последнюю очередь это обусловлено его деятельностью в области регулирования рынка труда.
Важным направлением минимизации безработицы необходимо признать организацию подготовки и переподготовки кадров. Эта деятельность сегодня должна, прежде всего, рассматриваться как важнейшая составляющая процесса формирования человеческого капитала. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Одновременно с этим количественные и качественные характеристики процесса подготовки и переподготовки кадров должны удовлетворить потребности экономики в кадрах и обеспечить не только текущие, но и перспективные потребности при условии согласованности спроса и предложения рабочей силы. В то же время па-до признать, что эта работа организована пока еще не очень хорошо. Далеко не единичны случаи, когда обучение безработных проводится по профессиям и специальностям, на которые в данном районе нет спроса. Безработным, желающим заняться предпринимательством, не дают необходимых знаний и умений и т.д.
В целях реализации прав граждан
на полную продуктивную и свободно
избранную занятость
В то же время анализ деятельности всей системы показывает, что она в основном работает на устранение безработицы, на ликвидацию последствий неравномерного распределения производственных возможностей и прав человека на труд, и такое положение необходимо изменить. Службы занятости должны работать на упреждение безработицы.
Их главная задача - выявление возможных очагов массового увольнения работников, скажем, в связи с модернизацией крупных предприятий; внедрение новых технологий на действующих предприятиях, т.е. мероприятий, связанных с изменением профессиональной структуры занятого населения. Наличие такой информации позволило бы службам занятости своевременно организовать необходимую переподготовку кадров. Представляется, что в этом случае источниками финансирования могли бы стать предприятия и сами работники.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Безработица выступает как сложное социально-экономическое явление. И представляет собой макроэкономическую проблему.
Из сделанной работы, можно выделить несколько точек зрения. Со стороны безработного это весьма негативное явление, так как потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление является просто объективной необходимостью. Другое дело, что государство должно регулировать занятость, устранять негативные последствия безработицы, а работники в свою очередь должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы, что позволит им не остаться в рядах безработных и продолжить свою трудовую деятельность.
Несмотря
на объективный характер безработицы,
социально-экономические
Для кардинального
решения проблем безработицы
надо в корне менять политику
занятости. Нельзя сегодня
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Безработица. Особенности безработицы в России