Безработица, как социально-экономическое явление: механизм и последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Рабочая сила – это способность к труду, совокупность физических и духовных сил, которыми обладает живой организм и использует в производстве. Наиболее убедительной является точка зрения тех экономистов, которые рассматривают рабочую силу как действующие (функционирующие) ресурсы труда. А трудовые ресурсы (трудовой потенциал) как совокупность ресурсов труда общества, коллектива, их потенциальную способность к труду.

Содержание

1.Теоретические основы анализа исследования рынка труда. 3

1.1 Трудовые ресурсы и их классификация. 3

1.2 Рынок труда: механизм действия, спрос и предложение на
рабочую силу. 4

1.3 Безработица: причины возникновения, сущность и виды. 7

1.4 Занятость и ее формы. 5

2. Особенности функционирования российского рынка труда. 11

2.1 Оценка законодательных норм, действующих при найме

рабочих, и их реальное положение. 11

2.2 Увольнение по закону и реальное положение. 13

2.3 Распределение рабочей силы. 15

2.4 Вопросы оплаты труда. Тарифное регулирование и

самостоятельность предприятий. 16

2.5 Зависимость между изменением уровня заработной платы и

безработицей. 17

2.6 Рабочее время: устаревшие нормы, провоцирующие

нарушения законодательства. 19

3. Пути снижения безработицы и обеспечение занятости. 20

3.1 Закон о занятости населения 20

3.2 Предложения по реформированию закона 23

3.3 Устройство службы занятости РФ и других стран 27

3.4 Временная занятость 31

Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

kur-bezr95.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

      Среди трудоустроенных на условиях временной занятости достаточно высока доля женщин - 53%; удельный вес молодежи в возрасте до 29 лет - около 40%, большинство из них не имеет опыта работы профессионального образования. Каждый четвертый, направленный на временную работу, - безработный, состоящий на учете в органах службы занятости более года, каждый десятый участник - предпенсионного возраста.

      Территориальные органы службы занятости населения постоянно пополняют банк данных по временным работам. Около 80% вакансий ориентированы на рабочие специальности (погрузочно-разгрузочные, дорожные, строительные работы, ручной труд в сельском хозяйстве и т.д.); немногим более 10% предназначены для работников средней квалификации на условиях почасовой оплаты; для высококвалифицированных специалистов (преподавание, консультирование, аудит, разовые заказы художникам, специалистам по рекламе, маркетингу и др.) - менее 10%.

      Дополнительная временная занятость, как правило, - нерегулярная, краткосрочная, но достаточно изнурительная и интенсивная. Для работодателей, прибегающих к такой форме привлечения рабочей силы, это реальный способ решения оперативных проблем.

      Органам службы занятости Алтайского края удалось наладить взаимодействие с работодателями по сбору данных о временных рабочих местах. Большую часть вакансий предоставляют муниципальные предприятия, основным видом деятельности которых является выращивание плодово-ягодных культур и овощей. В период проведения сезонных работ уровень безработицы в сельской местности снижается на 0,5 п.п.

      В Ленинградской области основными видами временного трудоустройства являются добыча и отгрузка нерудных материалов, работа в котельных на период отопительного сезона, сельскохозяйственные работы, уход за лесопосадками, заготовка и переработка торфа, сезонная торговля и др.

      К новым видам временной занятости, которые практикуются в области, можно отнести выполнение заявок от частных лиц на уход за огородами, уборку урожая, выгул собак, уход за больными, выполнение других видов разовых услуг. Для быстрого реагирования на подобные заявки в службе занятости создаются специальные картотеки безработных граждан, согласных выполнять такую работу и готовых приступить к ней в любое время. Заработная плата на временных работах в среднем составляет от 120 до 500 руб. Оплата временной занятости производится без привлечения средств ГФЗН.

      В большинстве регионов проводятся ярмарки вакансий для трудоустройства на условиях временной занятости.

         Интересен в этой связи опыт  Волгоградской области. Здесь сформирован банк данных, содержащий информацию о свободных  местах для трудоустройства граждан в качестве сезонных и временных работников, надомников и некоторых других категорий. Между  Комитетом по труду и занятости населения администрации Волгоградской области, государственным предприятием "Областная молодежная биржа труда" и областным советом профсоюзов заключен трехсторонний договор о сотрудничестве по организации областной постоянно действующей ярмарки временных рабочих мест. В 1998 г. в ней приняли участие 112 работодателей, имеющих вакантные временные рабочие места и около 10 тыс. граждан, из которых свыше тысячи человек отобраны работодателями для последующего трудоустройства. Проведение подобных ярмарок дает гражданам, занятым неполную рабочую неделю и находящимся в административных отпусках, шанс подобрать место временного характера, чтобы улучшить свое материальное положение.

      Проведение ярмарки вакансий временных работ в Грибановском районе Воронежской области позволило занять более 500 человек.

      При содействии органов службы занятости в 1998 г. на общественные и временные работы по стране в целом трудоустроено более 500 тыс. человек, из них более половины - женщины. При этом было создано свыше 244 тыс. временных рабочих мест.

      В 1999 г. планируется временно трудоустроить более 1,1 млн. безработных граждан, в том числе на общественные работы - около 400 тыс. человек.

Основные проблемы организации временной занятости

      Одна из главных причин неудовлетворенности граждан временной занятостью - низкая заработная плата (часто ниже пособия по безработице) и частые задержки ее выплаты (иногда до шести месяцев). Кроме того, кратковременность этих работ ухудшает положение безработных граждан (так как у них не будет 26 оплачиваемых календарных недель, необходимых для начисления пособия по безработице) при повторном обращении в органы службы занятости (биржу труда).

      Существенным недостатком работы на условиях временной занятости остается отсутствие гарантий на постоянное трудоустройство. При трудоустройстве на временные рабочие места граждане также оказываются лишенными и социальных гарантий (например, медицинской страховки).

      Местонахождение временного места работы для многих безработных очень важно из-за дополнительных расходов на транспорт.

      Для улучшения организации временной занятости следует продолжить совершенствование законодательства в части льготного налогообложения, направленного на стимулирование работодателей к привлечению работников на условиях временной занятости.

      Развитию этого вида занятости могло бы способствовать установление социальных гарантий для трудоустроенных на такие места - страховой полис, больничный лист, запись периода временной работы в трудовой книжке и др.

      Органам исполнительной власти субъектов Федерации совместно с органами службы занятости надо активизировать деятельность по увеличению числа временных рабочих мест, особенно в регионах с критической ситуацией на рынке труда, привлечению работодателей и органов местного самоуправления.

 

      

      Список использованной литературы

    1. З.А.Котшер “Структура занятости населения: проблемы

         совершенствования.”       Москва: “Наука” 1989.

    1. Н.М.Краева “Резервы повышения трудовой активности населения”  

           М:                             “Экономика” 1983.

      3. А.Новицкий “Население и формы занятости” М: “Мысль” 1985

      4. Н.В.Воронина “Социально-экономические проблемы использования рабочей силы” М:”Мысль” 1973

      5. М.Н.Ким “Трудовой потенциал и занятость” Харьков 1993

      6. А.Грязнова, Г.Марусис “Занятость, уровень, структура и формы регулирования” Минск 1994

      7. И.В.Бестужев-Лада “Безработица? Не может быть!” “Экономика2 1992 №5

      8. “Курс общей экономической теории” под ред. А.М.Крылова, Краснодар 1997

      9. “Учебник по основам экономической теории” В.Д.Камаев и др. М:1994

      10. Л.Костин “Занятость, зарплата и инфляция” “Человек и труд” 1999 №2

      11. Д.Сакс “Рыночная экономика и Россия” М:1994

      12. “Всемирный кризис ведет к росту безработицы” “Трудовой мир” 1998, “Человек и труд” 1999 №8

      13. С.Смирнов “Рынки труда регионов в условиях финансово-экономического кризиса” “Человек и труд” 1999 №3

      14. Н.Власова, Е.Кулишова “Минтруд подводит итоги” “Человек и труд” 2000 №3

      15. Тецуя Дзе “Политика занятости в Японии” “Человек и труд” 1999 №3

      16. “Чтобы безработица на Кубани не молодела” О.Ищенко “Человек и труд” 1999 №7

      17. Т.Голандцева , И Гривина “Временная занятость, как форма активного содействия занятости безработных граждан” “Человек и труд” 1999 №11

      18. Ф.Прокопов “Эффективная организация услуг службы занятости: совершенные подходы” “Человек и труд” 1999 №8

      19. О.Славицкий “Повысить взаимную ответственность субъектов рынка труда” “Человек и труд” 1999 №2

      20. “Как улучшить закон о занятости населения” С.Смирнов “Человек и труд” 1999 №11

      21. В.Супян “Рынок труда в США: состояние и проблемы” “Человек труд” 1999 №7

Информация о работе Безработица, как социально-экономическое явление: механизм и последствия