Безработица и возможности её регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

Содержание

Введение 3
1.Формы безработицы и их специфика 5
Застойная безработица 8
Добровольная безработица 10
Скрытая безработица 10
2.Структура и сущность рынка труда. 11
3. Особенности формирования российского рынка труда 15
4.Пути государственного регулирования занятости и снижения безработицы 18
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Курсовик социалогия мой.doc

— 156.00 Кб (Скачать)
 

СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

ИНСТИТУТ  ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Курсовая  работа по дисциплине 
«Социология»

Фамилия Борисова
Имя Жанна
Отчество Григорьевна
Номер группы: 09306
Дата  сдачи  
Тема: Безработица и  возможности её регулирования
   
Подпись слушателя  

Протокол  проверки:

Ф.И.О. преподавателя  
Дата  проверки  
Оценка  
Подпись преподавателя  

 

 

Оглавление

 

Введение

 

Осуществляемый  в России в настоящее время  переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Массовая  бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

Экономисты  изучают безработицу для определения  ее причин, а также для совершенствования  мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных  программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.

Наиболее  угрожающим фактором роста безработицы  и массового высвобождения людей  из производства является развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения. Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции сопровождаются снижением объемов продукции, сокращением числа рабочих мест и работающих. Перестройка системы управления и политического устройства общества сопровождается сокращением числа занятых на руководящих должностях в аппаратах государственного управления, в армии. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.

Интенсивность высвобождения и перераспределения  рабочей силы зависит от множества  факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка.  Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться.  Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.

Регулирующая  роль государства должна состоять в  постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и  приоритетов занятости в программах экономических преобразований. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Формы  безработицы и  их специфика

 

Макроэкономика  – отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики  как единого целого с точки  зрения обеспечения условий  устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции и равновесия платежного баланса. Инструменты макроэкономической политики – бюджетно-налоговая (фискальная) политика и кредитно-денежная (монетарная) политика.

Макроэкономические модели представляют собой формализованные (логические, графические и алгебраические) описания различных экономических явлений и процессов с целью выявления функциональных взаимосвязей между ними. Любая модель является упрощенным, абстрактным отражением реальности, т.к. все многообразие конкретных деталей не может быть одновременно принято во внимание при проведении исследований. Поэтому ни одна макроэкономическая модель не абсолютна, она не дает единственно правильных ответов. Однако с помощью таких обобщенных моделей определяется комплекс альтернативных способов управления динамикой уровней занятости, инфляции и др. экономических переменных.

Основными макроэкономическими показателями являются объем производства в экономике, безработица, темп инфляции и торговый баланс.

Под безработицей часто подразумевают безвозвратные  потери людских ресурсов, которые  можно было бы использовать для производства товаров и услуг, чтобы удовлетворить  потребности общества. В то же время  она может означать исключительные житейские трудности для безработных, а потому это серьезная социальная проблема.

В соответствии с периодами деловых циклов уровень  безработицы в любой стране колеблется в широких пределах. Безработица  возрастает во время спадов и уменьшается  в периоды подъемов.

В СССР в течение примерно шести десятилетий (начало 30-х — конец 80-х годов) официально не отмечалось существование  безработицы в стране, не велся  достаточно полный статистический учет процессов, происходящих в области  занятости. И только в конце 80-х — начале 90-х годов внимание к этой проблеме и со стороны государства и со стороны экономической науки значительно возросло.

Безработица в общетеоретическом плане представляет собой отражение несовпадения предложения  рабочей силы и спроса на нее, их количественное и качественное несоответствие, она присуща любой экономической системе, осуществляющей товарное производство. Безработица есть своеобразный синтез экономики, политики, идеологии, традиций и морали данного общества.

Международной организацией труда безработица определяется как наличие контингента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих работу в рассматриваемый период. Человека можно считать безработным только при соблюдении всех трех условий.

Уровень безработицы, в свою очередь, определяется как доля безработных в рабочей  силе в целом. Под рабочей силой  понимаются все работающие и все  ищущие работу, то есть сумма занятых  и безработных. Лица, не работающие и не ищущие работу, считаются находящимися вне рабочей силы.

Однако  такие общие определения не гарантируют  одинаковых методов определения  и измерения безработицы в  разных странах. Расчеты могут различаться  в зависимости от возрастных пределов для лиц, входящих в рабочую силу, установленного времени на поиск работы, критерии поиска работы, порядка статистической обработки данных о количестве людей, временно отстраненных от  работы и ожидающих возвращения на свое рабочее время, а также определения лиц, ищущих работу впервые. В одних странах опираются на обследования домашних хозяйств, в других – на данные по социальному страхованию, в третьих – на данные официальной статистики.

  Так,  например, в США безработными,  считаются  гражданские лица, которые:

●   не имели занятости в течение недели обследования;

●   прилагали усилия найти работу в течение предыдущих 4-х недель 

     (обращаясь непосредственно к нанимателю, к услугам государственной  

     службы  занятости или к друзьям);

●   лица,  временно уволенные  или лица, нанятые на новую работу,  которые  

     должны приступить  к работе в течение 30 дней.

В  Японии безработным считается тот, кто  не работал в течение недели обследования  им одного часа, в Великобритании –  кто не имеет работы в течение  недели обследования,  ищет работу в течение этой недели или не может искать ее  из-за болезни,  а также кто ждет результатов переговоров об устройстве  на работу.  Органами трудоустройства и статистикой развитых  капиталистических стран не рассматриваются как безработные лица,  проживающие в застойных районах,  где нет, и не предвидится  свободных рабочих мест.  Если даже люди,  проживающие в этих районах,  и предпринимали поиски работы, они  быстро разочаровались.  По-разному в странах относятся к таким  категориям населения, как впервые ищущие работу  и возвращаются на работу после длительного перерыва.  К первой группе относится, прежде всего, молодежь,  ко второй – женщины, оставившие работу в связи с рождением и воспитанием малолетних детей.  Основной же массив безработных – это лица,  уволенные с предприятий и имеющие стаж работы.  В  эту категорию в основном  входят работники, потерявшие работу вследствие  структурных изменений в экономике и производстве,  закрытия предприятий  и учреждений,  модернизации производства, перехода на новые виды продукции и т.д.  Среди них люди различных квалификаций и профессий,  готовые работать по своей специальности на других предприятиях,  пройти переподготовку и повысить свою квалификацию.

Невзирая  на трудности, связанные с измерением и интерпретацией уровня безработицы, этот показатель остается наилучшим из имеющихся при сравнении стран по степени использования рабочей силы.

Существует  несколько концепций, трактующих феномен  безработицы. В марксистской теории ее обычно связывают с процессом  накопления капитала, при котором потребность в живом труде (переменном капитале) растет медленнее, чем в машинах и оборудовании (постоянном капитале). В западной экономической науке господствует точка зрения, согласно которой безработица в своей основе отражает экономическую целесообразность использования ресурсов, подобно тому как, скажем, степень загрузки производственных мощностей отражает целесообразность и эффективность использования основного капитала. Об этом говорит так называемый уровень естественной безработицы, которому соответствует макроэкономическое равновесие, при котором ожидаемая инфляция равна фактической.  Не существует стандартной общепринятой процедуры измерения естественной безработицы. Для США она оценивается в 5,5 –6,0%. В Европе уровень естественной безработицы значительно выше: в Великобритании, Бельгии и Испании – он превышает 10%, однако в Германии он значительно ниже.

Уровень естественной безработицы определяется рядом факторов, в числе которых  можно назвать: демографические, поскольку естественный уровень можно представить как средневзвешенную величину значений уровня естественной безработицы по различным группам населения; существования минимума заработной платы, который может устанавливаться выше уровня при рыночном равновесии; разницу в темпах экономического роста в различных секторах экономики; страхование на случай безработицы, облегчающее уровень безработицы; влиятельность профсоюзов, которые добиваются реальной заработной платы для своих членов и снижения уровня безработицы; уровень налогов на доход от труда, определяющий разницу между заработной платой, которую выплачивают фирмы, и заработной платой, которую работники получают на руки; гистерезис, выражающийся в том, что положительные периоды высокой фактической безработицы предположительно повышают уровень естественной безработицы.

Издержки  безработицы распределяются в обществе неравномерно. Хотя в моральном плане  издержки безработицы могут быть очень тяжелыми для безработных  и их семей, трудно измерить эти издержки с какой – либо точностью. Поэтому экономисты попытались подойти к измерению издержек с другой стороны: с точки зрения снижения объема выпуска, связанного с совокупной безработицей. Для этого необходимо различать две разновидности безработицы: структурную, которая вызвана несоответствием структуры спроса и предложения рабочей силы, и циклическую, которая превышает естественный уровень. Издержки от этих разновидностей безработицы неодинаковы. Частично структурная безработица связана с поиском работы; она, например, облегчает установление эффективного соотношения между количеством людей, ищущих работу, и имеющихся рабочих мест.

В отношении  циклической безработицы можно  отметить, что, например, для США  она характеризуется в соответствии с законом Оукена: 

В% = А% (U% - FEU%),  

где В% - процентное изменение фактически произведенной продукции в сравнении  с национальным продуктом при  полной занятости;

А% - коэффициент, показывающий, во сколько раз изменится (увеличится или уменьшится) национальный продукт при изменении фактического уровня безработицы на определенную процентную величину;

U% - процентное  изменение уровня фактической  безработицы по сравнению с  процентным изменением ее уровня  полной занятости (FEU%);

Информация о работе Безработица и возможности её регулирования