Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 18:41, курсовая работа
Актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих места для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг.
Введение
1.1 Сущность безработицы
1.2 Особенности безработицы в РБ
1.3 Тенденции в развитии безработицы
1.4 Причины безработицы
Заключение
Безработица необходима
экономической системе. Она, создавая
конкуренцию за рабочие места, способствует
активизации населения, побуждает
людей к эффективному труду и
ответственному выбору будущей профессии.
С другой стороны, рабочая сила –
это необходимый фактор производства.
При наличии безработных
С какой стороны смотреть
На конец сентября 2004 г. в Беларуси насчитывалось 95,9 тыс. официально зарегистрированных безработных, что соответствовало 2,2% экономически активного населения страны. Но даже зарегистрированных безработных в Беларуси было бы больше, если бы размер пособия не был таким мизерным. Например, за июль средняя величина пособия на одного зарегистрированного безработного составила 30 тыс. BYR (9% от средней заработной платы по стране и 23% от бюджета прожиточного минимума). И эти деньги вручают не просто так. Чтобы их получить, 59 тыс. безработных должны были участвовать в уборках улиц и других общественных работах. С учетом описанного выше, даже по самым скромным оценкам на одного зарегистрированного безработного приходится 3-4 незарегистрированных.
Есть и другая сторона медали – скрытая безработица. Так за январь-июль 2004 г. 196 тыс. чел. (5,6% численности работников) работали в режиме вынужденной неполной занятости. В частности, в режиме неполной рабочей недели были заняты 111 тыс. чел., в вынужденных отпусках по инициативе нанимателей находились 85 тыс.чел.
Примеров неэффективной занятости в стране немало. Например, на страницах "Советской Белоруссии" министр внутренних дел Владимир Наумов сообщил, что по количеству осужденных на 100 тысяч населения Беларусь находится на 5-м месте в мире. Охрана и содержание заключенных обеспечивают стабильные рабочие места. Не зря министр отмечает, что "содержание одного осужденного в исправительном учреждении обходится государству в 170 тысяч рублей ежемесячно".
Источником формальной
занятости фактически служит подготовка
молодых специалистов за счет бюджета.
К примеру, государственные вузы
в прошлом году окончили более 43
тыс. молодых людей, что на 2204 чел.
больше, чем в 2002 г., из них направление
на работу получили всего 18,7 тыс. человек.
В министерстве образования известны
случаи, когда целые выпуски студентов
оставались не трудоустроенными. На 1 июля
в общей численности
Пятый – лишний
Основные проблемы
занятости сосредоточены в
Николай Кохонов
отметил, что весной традиционно
уровень безработицы в Беларуси
снижается. "В определенной степени
это связано с тем, что часть
незанятого населения привлекается
к сезонным работам, некоторые уезжают
на заработки, в том числе и
за пределы республики, - сказал специалист.
- Однако основной вклад в стабилизацию
ситуации на рынке труда страны вносят
устойчивая работа экономики, создание
рабочих мест, реализация активных
мер политики занятости". Кроме
того, добавил он, на 1 мая нынешнего
года 9,6 тыс. человек проходили
По словам начальника главного управления политики занятости и народонаселения, в Беларуси отмечается значительный рост числа вакансий, заявленных нанимателями в госслужбу занятости. Так, на 1 мая в банке данных насчитывалось почти 49 тыс. свободных рабочих мест (год назад было 42,5 тыс.). Снижение численности безработных и увеличение количества вакансий привели к тому, что возможность условного трудоустройства возросла за год с 59,2% до 97,4%.
Для трудоустройства
неконкурентоспособных на рынке
труда категорий граждан
"На высоком
уровне остается численность
граждан, обратившихся в
По статистическим данным, на 1 мая текущего года на учете по безработице состояли 50,2 тыс. человек (год назад в Беларуси насчитывалось 71,8 тыс. безработных). Пособие по безработице в апреле получали 26,8 тыс. человек (средний размер пособия - Br44 тыс. 606).
Среди регионов республики
самый высокий уровень
По причине мизерных
размеров пособий по безработице, до
центров занятости доходят
Так какова же цифра реальной безработицы? Сложно сказать. Некоторые эксперты называют 40-50%. Можно усомниться, что эти данные получены в результате серьезных современных социологических исследований. Однако этот процент выглядит более реально, нежели 23,2%.
Что касается обобщенного социологического портрета белорусского безработного, то это женщина в возрасте 31 года со средним специальным образованием.
В ходе реализации мероприятий Государственной программы занятости населения Республики Беларусь на 2004 год в январе-апреле было трудоустроено 55,5 тыс. человек, в том числе 51 тыс. безработных (109,9% и 118,6% к аналогичному периоду 2003 года), сообщили в пресс-службе Минэкономики.
За январь-апрель на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации направлено 12,2 тыс. безработных. Оплачиваемые общественные работы организованы для 41,8 тыс. человек, в том числе для 35,2 тыс. безработных (соответственно 115,4% и 111% к соответствующему периоду 2003 году).
По состоянию на 1 мая 2004 года в органах государственной службы занятости состояло на учете 123,9 тыс. безработных (84,6% к уровню 2003 года). В результате принятых мер уровень регистрируемой безработицы в апреле 2004 года снизился на 0,2 процентных пункта и составил на 1 мая 2004 года 2,8 % к численности экономически активного населения.
Во исполнение поручения главы государства о снижении уровня безработицы до 2% принято постановление Совмина РБ от 26 апреля 2004г. № 475 “О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 февраля 2004г. № 121”. Установлены предельные показатели уровня безработицы на конец 2004 года: в Брестской области - 2,3%, Витебской - 2,4%, Гомельской - 2,2%, Гродненской - 2%, Минской - 2%, Могилевской - 2,2%, г. Минске - 1,2%. /26/
1.3. Тенденции в развитии безработицы в РБ.
Успешные меры по снижению безработицы возможно только в условиях реальных, экономически верных реформ народно-хозяйственного комплекса. С точки зрения экономики рынка труда, нас интересуют результаты, которые должны иметь место, для того, что бы можно было результативно заниматься проблемой предвидения и предотвращения безработицы.
Как и любой рынок, рынок труда регулируется согласно законам спроса и предложения. Спрос на рабочую силу в РБ сегодня определяется следующими факторами: экстенсивный путь развития экономики; крайне низкая способность предприятий к формированию новых рабочих мест; не эластичность спроса способствует росту безработицы; превышение импорта над экспортом; низкая производительность труда; отсутствие инвестиционного климата; хаотические скачки спроса на рабочую силу, определяемые сезонностью, сектором экономики, регионом. Со стороны предложения: низкий уровень квалификации рабочей силы; низкая мобильность (прежде всего из-за проблем с жильем и личным транспортом); асинхронизация между рынком и системой образования.
Становление рынка
труда в Республике Беларусь происходит
как логический результат объективного
развития общества, застрявшего между
демократическими преобразованиями (в
данном случае - трансформацией экономической
системы государства). В настоящее
время переходный период белорусской
экономики к рыночным отношениям
обусловливает особенный, инфляционный
тип поддержки занятости, при
котором безработица носит
1.4. Причины безработицы.
Основной причиной безработицы в РБ, является общий, постоянный спад национального производства, поддерживаемый экстенсивным развитием народного хозяйства, неблагоприятным инвестиционным климатом и т.д. Естественно, что в таких условиях невозможно формирование рабочий мест. Большинство белорусских предприятий на сегодняшний день являются убыточными. Особенно это относится как к промышленности и к сельскому хозяйству. Методы реанемирования убыточных предприятий в своем большинстве основаны на денежных подачках в виде кредитов. Однако, как показывает опыт, такие капиталовливания ни к чему хорошему не приводят. Без трансформации предприятий, без реорганизации управления предприятиями, без четкой синхронизации с состоянием рынка и с изменениями на рынке, выход их "долговой ямы" невозможен. К сожалению, руководители предприятий вынуждены тратить деньги, полученные по кредитным линиям не на стратегические нужды, а на выплату задолжностей по заработной плате, погашение предыдущих кредитов и т.д. Яркие выступления руководителя белорусского правительства с резкой критикой тех или иных руководителей "на местах" нередко необоснованны: в большинстве случаев для повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий реального сектора экономики требуется полное переоборудование производства, закупка и внедрение новых технологий, закупка качественного сырья, изменение менталитета работников и т.д. Все эти реформы невозможны благодаря только желанию руководящего аппарата. Требуются комплексные реформы всего народного хозяйства. С другой стороны, позиция "закрытых дверей" и все более явная изоляции Беларуси от западных соседей, приводит как к финансовому голоду (отсутствие инвестиций), так и к постепенной деградации научно-технического потенциала. К примеру, если совсем недавно мы могли гордиться тем, что у нас работают высокопрофессиональные программисты, то уже сегодня эта позиция дефицитна для коммерческого рынка труда (тем более, для государственного).
Процессы увеличения
уровня безработицы тесно связаны
с системой образования. С одной
стороны, выступает низкий уровень
реакции образовательных
Низкая эластичность предложения на рынке труда и низкая эластичность заработных плат являются основным тормозом для процессов, способствующих формированию новых рабочих мест.