Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:28, курсовая работа
Курсовая работа состоит из двух частей. Первая часть – теоретическая, вторая – исследовательская. Тема первой теоретической части курсовой работы «безработица и ее виды». Проблема безработицы – одна из важнейших проблем современной экономики России. Она выступает как сложное и противоречивое макроэкономическое явление экономической жизни. Безработица все более становится непременным элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Она остается в центре внимания и населения, и научной общественности.
Введение……………………………………………………………………2
Безработица и ее виды (формы)………………………………………3
Трудовые ресурсы: количественная и качественная характеристика………………………………………………….3
Сущность и виды (формы) безработицы. «Полная занятость» и «естественная» безработица…………………………………4
Последствия безработицы……………………………………..9
Теории безработицы……………………………………………12
Государственная политика борьбы с безработицей…………15
Проблема безработицы и пути ее преодоления…………………….17
Проблема безработицы в России. Динамика, структура и особенности российской безработицы……………………….17
2.2 Государственная защита населения в условиях безработицы…………………………………………………………..21
2.3 Проблема безработицы в США………………………………23
2.4 Методы борьбы с безработицей в США в сравнении с российскими методами……………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………29
Список использованной литературы………………………………..32
Логическое заключения экономистов неоклассической школы все чаще опровергала действительность. Исторический опыт свидетельствовал о периодах длительной безработицы и инфляции в мире.
Экономический кризис 1929-1933 гг. показал высокую цену стихийного приспособления к новому экономическому равновесию. По мере развития рыночной экономики ее механизм саморегулирования начал давать сбои.
Катастрофическое снижение объема производства в большинстве стран мира породило массовую безработицу.
Кейнсианская модель занятости. Дж. М. Кейнс одним из первых западных экономистов обратил внимание на неспособность рыночного механизма к саморегулированию. Основная предпосылка кейнсианства – отсутствие в условиях господства монополий действенной саморегуляции экономики. Поскольку рыночные механизмы в значительной мере исчерпали возможность поддерживать свою жизнеспособность, следовательно, необходимо государственное регулирование экономики для достижения стабилизации.
Поэтому государство во избежание дальнейшего нарастания социальной напряженности в обществе должно разработать программу занятости, социальной защиты безработных и помощи беднейшим слоям населения. Важным направлением в деятельности государства является проведение такой финансово-кредитной политики, которая создавала бы предпринимателям выгодные условия для вложения капиталов в образование дополнительных рабочих мест.
Таким образом, согласно условиям кейнсианской модели цена труда не может выступать в роли регулятора рынка. Эта роль становится прерогативой государства. Уменьшая или увеличивая совокупный спрос, государство способно устранить неравновесие на рынке труда. Спрос на рабочую силу регулируется не колебанием рыночных цен, а совокупным спросом или объемом производства.
Монетаристская модель. По мнению представителей монетаристской школы М. Фридмена, Ф. Кейгена, К. Бруннера, А. Мольцера, рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности. Если же в обществе возникают диспропорции, это происходит в первую очередь в результате внешнего вмешательства, например из-за введения государством минимальных ставок заработной платы, из-за влияния профсоюзов на действия предпринимателей или отсутствия объективной информации о наличии вакантных рабочих мест. Поэтому количество государственных регуляторов следует ограничить. Для уравновешивания рынка труда целесообразно использовать такие рычаги, как учетная ставка центрального банка. Это поможет стимулировать инвестиционную и деловую активность и, таким образом, позволит увеличить занятость в стране.
Монетаристская
модель отрицает необходимость государственного
вмешательства для обеспечения
занятости и стабилизации экономики.
1.5
Государственная политика
борьбы с безработицей
Поскольку
безработица представляет собой
серьезную макроэкономическую проблему,
выступает показателем
Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:
-
выплата пособий по
-
создание служб занятости (
Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:
1)
усовершенствование системы
2) создание специальных служб для этих целей.
Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:
1)
создание государственных
2) помощь частным службам такого типа.
Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:
1) проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;
2)
создание дополнительных
Пути решения проблемы безработицы подразделяются на прямой и косвенный.
Прямой путь - это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.
Косвенный - это административное или законодательное регулирование занятости. Это означает:
1. Обеспечение правовой защищенности наемных работников;
2. Использование альтернативных форм занятости;
3. Развитие системы страхования от безработицы:
-
повышение доли отчислений в
фонд занятости, что позволит
стимулировать структурную перестройку
предприятий;
-
использование страховых
-
адаптация безработных к
через систему профессиональной подготовки
при максимальном
учете имеющейся базовой квалификации;
-
упрощение процедуры
4. Усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы;
5. Создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства, важнейшей задачей которого является устранение конфликтных ситуаций.
Система социального
Перечисленные
мероприятия не смогут полностью
ликвидировать или существенно
сократить циклическую
2. Проблема безработицы и пути ее преодоления
2.1 Проблема безработицы в России. Динамика, структура и особенности российской безработицы
Возникновение безработицы в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. Предпосылкой безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике в результате кризисных явлений 2008 года.
Подсчетом безработицы в России занимаются следующие ведомства:
-
Федеральная служба
- Федеральная служба по труду и занятости;
-Министерство здравоохранения и социального развития (Минздравсоцразвития) РФ.
Однако, методика расчетов такова, что не учитывается скрытая безработица (те безработные, которые не получают пособия по безработице, т.е. не состоят на бирже труда). Поэтому полученный уровень безработицы в стране ниже уровня, полученного в результате социального обследования, опросов населения и предприятий.
Анализируя динамику безработицы в России можно убедиться, что в доперестроечный период практически отсутствовала проблема трудоустройства. В обществе господствовал принцип всеобщности и обязательности труда.
Так
с 1992 г. по 1998 г. наблюдается резкий рост
уровня безработных в стране (в
среднем на 1,6 % в год), и достигает
максимального показателя в момент
кризиса 1998 года - 14 % в результате спада
производства и структурных преобразований
в экономике. Данной тенденции способствовали
следующие факторы: во-первых, приватизация
отечественных предприятий
На
современное состояние
Кризис
не только привел к массовым увольнениям
и безработице в России, но и
породил спрос на ряд профессий,
ранее не слишком популярных: юрист,
специализирующийся на банкротствах,
слияниях и поглощениях, инновационный
менеджер, специалист по сокращению персонала,
антикризисный управляющий, специалист
в области финансового
В результате в 2009 году был достигнут максимальный уровень безработных после кризиса 1998 года. Согласно данным Росстата, число людей, ищущих работу, в России увеличилось до 7,7 миллиона человек, что составляет 10,2 % от экономически активного населения.
Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в сентябре 2009 г. составила 45,7 % (3,51 млн. человек), однако данный показатель снизился по сравнению с предыдущим годом на 1,6 %. Превышение доли мужчин среди безработных связано с тем, что «мужские» отрасли (такие как ВПК и др.) понесли большие потери, тогда как «женские» отрасли социального сектора (образование здравоохранение), напротив, увеличились.
Доля
городских жителей среди
Безработица
характеризуется превышением ее
уровня среди сельских жителей по
сравнению с уровнем среди
городских жителей. В сентябре 2009
г. это превышение составляло 1,5 раза.
Доминирование безработных
Средний возраст безработных в сентябре 2009 г. составил 34,8 года, в том числе безработных мужчин - 35,3 года, безработных женщин - 34,3 года.
По
данным на 2009 год, наибольшее количество
безработных приходится на возрастные
группы 20 - 24 лет, в результате высокой
степени неопределенности, с которой
сталкивается «новичок» на рынке
труда и частой сменой работы (высокий
уровень фрикционной
Среди безработных 31,4 % составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 30,4 % безработных. Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских.
В сентябре 2009 г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников (структурная безработица), составила 16,2 %, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 19,8 процентов (фрикционная).
Проанализировав эти данные, можно сделать вывод, что высокий уровень безработицы наблюдается в регионах с высокой численностью населения, но с недостаточным экономическим развитием для обеспечения трудоспособного населения работой. Низкий уровень безработицы - в промышленных регионах и в регионах, массово создающих новые рабочие места в рыночных отраслях.