Безработица и ее типы, Определение уровня безработицы. Социально-экономические последствия безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 20:42, контрольная работа

Описание работы

В современную эпоху занятость стала одной из острых социально-экономических проблем, волнующих и государство, и общество, и отдельных людей. И с каждым новым десятилетием ее острота не только не ослабевает, но, наоборот, все более нарастает. Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму

Содержание

Введение
1 Безработица и ее типы
2 Определение уровня безработицы
3 Социально-экономические последствия безработицы
4 Государственное регулирование безработицы
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по Экономической теории.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

      Безработица - опасное и в политическом отношении  явление. На волне массовой безработицы возникли самые массовые в истории человечества политические режимы (примером может служить приход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили).

      Реформирование  трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствует о том, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели.

      Уже к началу 90-х годов миллионы граждан, потеряв работу, лишились единственного источника дохода и оказались за чертой бедности.

      Происходит  отставание объема ВНП по сравнению  с тем объемом, которое общество могло бы иметь при своих потенциальных возможностях. Происходит неравномерное распределение издержек безработицы среди различных социальных групп населения. Теряется квалификация работников.

Известный исследователь макроэкономики Артур  Оукен (США) математически выразил отношение между уровнем безработицы и так называемым отставанием - не выпущенной или безвозвратно потерянной продукцией. Такое отношение, получившее название закон Оукена, показывает: если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень на 1%, то потеря объема валового национального продукта составляет 2,5%.

      Например, если в начале фактический ВВП составлял 100% от своего потенциального объема, а затем понизился до 98%, то уровень безработицы должен увеличиться на 1%.

      Закон Оукена выражает ключевую взаимосвязь  между рынком благ и рынком труда. Он описывает зависимость между  краткосрочным движением реального ВВП и изменение уровнем безработицы.

      По  признанию западных экономистов, безработица  сегодня - центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией.

      Можно предложить развернутую классификацию  наиболее значимых экономических последствий  безработицы, рассматриваемых с  точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему представленных в таблице 3:

Таблица 3. Классификация экономических последствий безработицы. 

Отрицательные Положительные
Обесценение последствий обучения Создание резерва  рабочей силы для структурной  перестройки экономики
Сокращение  производства Конкуренция между  работниками как стимул к развитию способностей к труду
Затраты на помощь безработным Перерыв в занятости  для переобучения и повышения уровня образования
Утрата  квалификации Стимулирование  роста интенсивности и производительности труда
Снижение  жизненного уровня  
Недопроизводство национального дохода  
Снижение  налоговых поступлений  
 

      Одно  из главных негативных последствий  безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

      Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране. Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных. Так, когда в экономике наблюдается пик почти полной занятости и производство работает с максимальной эффективностью, следует ожидать, что через некоторое время начнется снижение деловой активности, спад производственной деятельности и рост безработицы. После этого вполне закономерно наступает следующий этап - оживление производства, которое опять ведет к повышению занятости до ее максимального значения. 

      4 Государственное  регулирование безработицы

      Безработица - постоянный спутник рыночной экономики, связана с определенными потерями для общества. Поэтому оно должно эти потери минимизировать. Прежде всего, необходимо создать условия, при которых безработные слои населения могли как-то просуществовать в период вынужденного бездействия.

      Организационное воздействие механизма занятости в Российской Федерации осуществляет Федеральная служба занятости населения. Система содействия занятости представляет собой Федеральную службу занятости населения Российской Федерации и региональные (городские) центры занятости, которые работают по единой методологии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Имеются четкие инструкции о порядке работы служб занятости в Российской Федерации, отраженные в технологии организации работы центра занятости в Российской Федерации.

      Численность экономически активного населения в январе 2010г. составила, по итогам обследования населения по проблемам занятости, 74,6 млн.человек, или более 52% от общей численности населения страны. (http://www.interfax.ru/)

      Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. В декабре 2009г. в них работало 35,2 млн.человек, или 50,8% общей численности занятых. Кроме того, в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 1,9 млн.человек (в эквиваленте полной занятости). Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников в этих организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в декабре 2009г. составило 37,1 млн. и было меньше, чем в декабре 2008г. на 1,5 млн.человек, или на 3,8%. ( http://www.interfax.ru/)

      В настоящее время во всех субъектах  Федерации действуют программы  содействия занятости населения, включающие меры активной политики занятости (мероприятия по содействию трудоустройству населения, в число которых входят: организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, общественных работ; информирование населения и работодателей о положении на рынке труда; социальная адаптация безработных граждан на рынке труда; временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы; содействие самозанятости; профессиональная ориентация граждан и профессиональное обучение безработных).

      Безработным оказывают помощь по нескольким каналам.

      Прежде  всего, через систему пособий  по безработице. Эти пособия финансируются из трех источников:

      - обязательные взносы предприятий;

      - взносы работников;

      - дотации бюджета.

      В январе 2010г., по итогам обследования населения  по проблемам занятости, 6,8 млн.человек, или 9,2% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 2,2 млн.человек, в том числе 1,9 млн.человек получали пособие по безработице. (http://www.interfax.ru/)

      Важным  направлением государственной политики в области защиты от безработицы  является социальная поддержка безработных  граждан, испытывающих трудности в поиске работы (выплата пособия по безработице, стипендии в период профессионального обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной помощи безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного срока его выплаты, а также выплата пенсий, оформленных безработным гражданам досрочно).

      Для расширения возможностей трудоустройства  граждан, ищущих работу, и оказания государственных услуг работодателям по подбору необходимых работников органы службы занятости постоянно информировали население и работодателей о положении на рынке труда. Организация мероприятий по содействию трудоустройству граждан осуществлялась на основе сбора сведений о потребностях населения в рабочих местах и возможностях работодателей в обеспечении занятости. В результате взаимодействия с работодателями российский банк вакансий (свободных рабочих мест и вакантных должностей) ежемесячно пополнялся. Увеличение потребностей работодателей связано с расширением летних работ сезонного характера в отраслях сельского, лесного хозяйства, строительства, транспорта, торговли, ЖКХ и др. Качественный состав вакансий не претерпел существенных изменений: среди рабочих профессий наибольшим спросом пользовались водители, слесари, машинисты, продавцы, сварщики, электромонтеры; среди должностей служащих - врачи, милиционеры, инженеры, бухгалтеры, инспекторы и др.

Существует  блок экономической политики государства  в области организации рынка труда: создание новых рабочих мест, содействие малому и среднему бизнесу (самозанятость), подготовка и переподготовка кадров, субсидированная занятость, миграционная политика и общественная работы.

      Создание  новых рабочих мест - важнейшая  макроэкономическая мера, которая в  контексте инвестиционной и налоговой  политики является индикатором процессов, происходящих не только на рынке труда, но и в экономике в целом. Целенаправленная политика создания новых рабочих мест становится тем более актуальной, что современный уровень научно-технического прогресса позволяет обеспечивать экономический рост без увеличения занятости.

      Государственные услуги по организации временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет оказаны 627 тыс. подросткам, которые были трудоустроены и принимали участие в благоустройстве и озеленении населенных пунктов, в сельскохозяйственных и лесопосадочных работах, доставке корреспонденции, помощи лицам пенсионного возраста и инвалидам.

      Подготовка  и переподготовка персонала называется структурной мерой регулирования  рынка труда, так как она обусловлена  постоянными структурными изменениями в экономике, отмиранием одних профессий и возникновение других. Даже если в начале трудовой карьеры первая профессия была престижной, чтобы быть непрерывно востребованным на рынке труда и иметь пожизненную занятость, надо постоянно расширять свои знания и развивать умения, поэтому важным направлением «обучения для взрослых» становится переподготовка.

      Видное  место в регулировании рынка  труда занимает биржа труда. Биржа труда - это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, биржи труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы.  

      Заключение

      Реформирование  трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Хотя отмена трудовой повинности и провозглашение свободы выбора характера и вида трудовой или предпринимательской деятельности являются безусловным прогрессом, масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствуют, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели. Поэтому государство должно активнее реагировать на те изменения экономики, которые наблюдаются в последнее время в нашей стране.

      Учитывая  сложность ситуации на рынке труда России, большие масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих мест, необходимо сосредоточить внимание на решение следующих первоочередных задач: разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.

      Поскольку данная задача является основополагающей, она должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при котором подготовка специалистов и рабочих кадров высокой квалификации мало увязана с ситуацией на рынке труда, и выпускники учебных заведений сразу оказываются в положении безработных.

      Помимо  чисто экономических издержек, нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные последствия  безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан. Вынужденная бездеятельность значительной массы трудоспособного населения и каждого человека в отдельности ведет к появлению жизненной депрессии, потере квалификации и практических навыков; снижаются моральные устои и растет преступность, теряется самоуважение и распадаются семьи, растет социальная напряженность в обществе, которая характеризуется также повышением числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний. В конечном итоге, подрывается моральное и физическое здоровье общества.

Информация о работе Безработица и ее типы, Определение уровня безработицы. Социально-экономические последствия безработицы