Безработица и антиобщественные проявления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы выяснить причины безработицы, определить ее масштабы, антиобщественные проявления и ее перевес в той или иной области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3

Глава 1. БЕЗРАБОТИЦА………………………………………………………….5

1.1. Понятие безработицы ее типы………………………………………………...5
1.2. Причины возникновения безработицы……………………………………….8
1.3. Уровень безработицы………………………………………………………….9
1.4. Социально-экономические последствия безработицы в России ………….11
1.5. Пути преодоления кризиса на рынке труда………………………………....13

Глава 2. МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………….....16

2.1. Общие положения МОУ СОШ №3»………………………………………....16
2.2. Управление школой …………………………………………………………..16
2.3. Порядок комплектования персонала, условия оплаты и охраны труда …..18


Глава 3. БЕЗРАБОТИЦА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ
НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОУ «СОШ №3»………………..21

3.1. Недостаток педагогических кадров на рынке труда………………………..21
3.2. Безработица на молодежном рынке труда…………………………………..24

Заключение………………………………………………………………..29
Список используемой литературы…………………………………...……..30

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.doc

— 253.50 Кб (Скачать)
 

      Из-за чрезмерной амбициозности выпускников современных вузов - завышенные требования к условиям и оплате труда, не желание строить карьеру с самых “низов”, постепенно поднимаясь по ступеням служебной лестницы, - усложняют ситуацию в современном образовании. Многие выпускники педагогических вузов не желают работать по своей специальности из-за низкой заработной платы, поэтому не идут работать педагогами в образовательные учреждения.

      В такой ситуации находится и МОУ  «СОШ №3». Обеспеченность педагогическими  кадрами составляет 100%, но только из-за переизбытка учебных часов у  некоторых педагогов. В составе педагогических кадров МОУ «СОШ №3» наиболее преобладает пенсионный и предпенсионный возраст.

      Если  положение не изменится, то через  некоторое время в школе некому будет преподавать. Поэтому органы местной администрации должны активно  следить за положением на рынке труда своего региона:

  • способствовать созданию необходимого количества государственных и коммерческих специализированных институтов, занимающихся трудоустройством, профессиональным консультированием, психологической поддержкой (в частности, специализированных агентств для молодежи, кадровых агентств, центров социально-психологической помощи молодежи, бирж труда и т.п.);
  • следить за деятельностью государственных служб занятости и городской биржи труда, оказывая необходимую финансовую помощь и организационно-правовую поддержку (при выплате пособий, оплате стажировок, финансировании и организации профессионально-консультационных массовых мероприятий и т.п.);
  • формировать государственный заказ для вузов на такие специальности, которые соответствуют требованиям времени и условиям сложившегося рынка труда;
  • обеспечить тесную взаимосвязь в системе: местные органы самоуправления - вузы - рынок труда.
 
 
 

Таблица 3.2.

      Педагогический  состав МОУ «СОШ №3»

Должность по штатн. расписанию Год рожд. Стаж  работы по специальности
общий педагог.
Пенсионный  возраст

(от 55 и  далее)

учитель русского языка и литературы 1930 51 51
учитель истории 1938 47 47
учитель физического воспитания 1944 32 32
учитель математики 1945 39 39
учитель русского языка и литературы 1949 34 34
учитель математики 1949 34 34
учитель химии 1949 37 33
учитель ИЗО и черчения 1949 39 34
учитель биологии 1951 30 30
учитель начальных классов 1949 35 35
Предпенсионный  возраст

(от 40 до 54)

учитель истории 1952 32 32
учитель физики 1952 32 32
учитель русского языка и литературы 1954 32 31
учитель информатики 1954 31 30
учитель начальных классов 1955 29 28
директор  школы (учитель истории) 1959 24 24
учитель русского языка и литературы 1960 28 28
зам. дир-ра по УВР (уч. иностр. яз.) 1960 23 23
учитель физики 1960 25 10
учитель обслуживающего труда 1961 26 26
учитель начальных классов  1962 24 24
учитель технического труда 1963 19 18
учитель математики 1966 17 17
учитель начальных классов 1966 20 20
учитель начальных классов 1966 19 19
 
 
 
зам. дир-ра по УВР (уч. географии) 1971 17 13
зам. дир-ра по ВР (учитель ОБЖ) 1978 9 7
учитель математики 1980 1 1
 

        Правительство России, учитывая  социальную значимость профессии  учителя, нашло возможность сохранить пенсию за выслугу лет для наиболее массовых категорий работников общего образования, прежде всего для учителей.3 В этот список включены также старшие воспитатели, музыкальные работники, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, преподаватели-организаторы основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки), педагоги дополнительного образования учреждений дополнительного детей и т.п. Но, к сожалению, в Пенсионном фонде нет средств, чтобы распространить пенсию на выслугу лет на всех работников образования. 

3.2. Безработица на молодежном рынке труда 

      Молодежь  – это будущее нации. Но, к сожалению, основная часть безработного населения формируется из наиболее активной, образованной, динамичной, перспективной прослойки населения - из молодых людей .

      Массовая  безработица среди молодежи, в  силу специфики, не устоявшейся еще  психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных специалистов, юношеского максимализма и реактивности, является еще более  глубокой проблемой. Молодые специалисты - это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта “надежда” не имеет соответствующей социальной защищенности, “непристроенность” молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны. Безработица среди молодого населения ведет:

  • к углублению бедности и обнищанию бюджетов молодых семей (как следствие - увеличение разводов, абортов, снижение рождаемости, увеличение числа беспризорных и брошенных детей, детей-сирот, детей-инвалидов);
  • снижение социальной защищенности и неадекватная оценка молодежного труда способствует падению национального патриотизма, приводит к оттоку молодых специалистов в развитые капиталистические страны, прививает интерес к поиску альтернативных форм заработка в сфере неформальной экономики и теневого бизнеса, подрывает интерес к образованию;
  • усугубляется криминогенная обстановка в стране: увеличивается количество экономических и уголовных преступлений, расцветает алкоголизм и наркомания, увеличивается количество венерических и прочих заболеваний, сокращается уровень продолжительности жизни, увеличивается смертность - все это способствует естественному вырождению нации.

      В сложившейся ситуации просто необходимо разработать целый комплекс мер  по выводу страны из “безработного” кризиса.

      С одной стороны, в решении данной проблемы может помочь набирающая обороты система предпринимательства и частного бизнеса, с другой стороны, естественно, никак не обойтись без помощи государства и поддержки местных органов самоуправления.

      Что касается проблемы увеличения непосредственной занятости молодежи, здесь наблюдаются свои специфические сложности:

  • молодые специалисты в силу своей “незрелости”. Недостатка профессионального опыта являются одним из наименее востребованных слоев населения на рынке труда;
  • наблюдается тенденция к эксплуатации молодежного труда со стороны частных предпринимателей (необоснованно низкая заработная плата, ненормированное рабочее время и дифференциация труда) по причине сложности трудоустройства и повышенной в связи с этим значимости рабочего места;
  • отсутствие четкой профессиональной определенности - зачастую образование, полученное в вузе, не является основным профессиональным ориентиром, молодой специалист не знает своих профессиональных склонностей и не имеет конкретных предпочтений ни к одной из профессий;
  • отсутствие практической подготовки с детства к любому реальному труду приводят к нежеланию менять размеренный уклад “легкой” жизни за “надежным родительским плечом”;
  • слабая социальная защищенность, необоснованно низкая система оплаты труда в стране, высокая текучесть кадров на российских предприятиях стимулирует молодого специалиста к поиску заработка на более благоприятной ниве зарубежных предприятий.

      Решить  проблему увеличения занятости можно, но подходить к этому решению  следует комплексно:

      1. Во-первых, государство должно позаботиться  о создании атмосферы социальной  стабильности и защищенности  для рассматриваемого слоя населения  (ведь молодежь - это будущее нации):4

  • пересмотреть и доработать законодательную базу;
  • откорректировать политику в области трудоустройства;
  • найти возможности дополнительного финансирования государственных программ и мероприятий в направлении занятости;
  • разработать систему поощрений, льготного инвестирования и налогообложения регионов с низким уровнем безработицы (тем самым стимулировать местную администрацию в приоритетности решения проблемы занятости) и др.

      2. Во-вторых, необходима перестройка в образовательной деятельности современных учебных заведений, сегодняшний вуз должен выпускать качественно иного специалиста:

  • выпускник должен иметь четкую профессиональную направленность (для этого необходимо ввести в любое высшее учебное заведение специальную дисциплину/курс - “Планирование профессиональной карьеры”);
  • выпускник должен быть уверен в востребованности своих знаний (специальности должны подбираться не только с целью коммерческой выгоды на сегодняшний день, но и с учетом перспективных тенденций на рынке труда; ввести в практику последипломную стажировку на предприятиях в течение, приблизительно, шести месяцев);
  • вуз должен быть нацелен не на набор, а на выпуск, т.е.  на базе любого современного вуза должна работать своя кадровая служба по работе с выпускниками (либо заключен договор со специализированными агентствами), обеспечиваться устойчивые взаимосвязи с действующими предприятиями-работодателями, организовываться курсы дополнительной специализации и повышения квалификации, практиковаться распределение на предприятия хотя бы наиболее перспективных выпускников.

      В МОУ «СОШТ №3» ведется профориентационная работа: в 10 – 11 классах  проводились беседы о разных профессиях и экскурсии на предприятия Ступинского района (ЗАО Химический завод, ОАО СМК, ОАО «Марс»). Многие учащиеся выпускных классов уже имеют представление о разных видах профессий. Они целенаправленно поступают в высшие и средне-технические образовательные учреждения.

      Таблица 3.3.

      Поступление в учебные заведения выпускников  МОУ «СОШ №3»     

Продолжение обучения в других образовательных  учреждениях 2002/ 03

уч.г.

2003/04 уч.г. 2004/05 уч.г.
Выпускники

Средней

 школы

(11 класс)

Поступили в  вузы  
52
 
50
 
40
Поступили в учреждения среднего профессионального образования  
9
 
5
 
8
  Работа 1           2              5
 

      Выпускники  школы, которые в силу своих обстоятельств  не смогли поступить в вузы или же учатся на заочной форме обучения встают на молодежную биржу труда в поиске работы.

      Задача  Молодежной биржи труда Ступинского  района – снизить уровень безработицы  среди молодежи, повысить ее конкурентоспособность  на рынке труда, а также организовать условия для самореализации и трудоустройства молодых людей в соответствии с их индивидуальными потребностями. Занимается содействием в трудоустройстве молодежи на постоянную и временную работу, формирует банк данных вакансий по предприятиям и организациям города и района, ведет поиск и подбор персонала для работодателей по их заявкам. Также организует временную занятость подростков в летний период, проводит профессионально-ориентационную работу с молодежью и мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда – ярмарки вакансий учебных и рабочих мест. Поддерживает инициативу молодых людей в организации предпринимательской деятельности.

      С Молодежной биржей труда активно  сотрудничают Центр занятости населения, школы района, учреждения культуры, психологическая служба, молодежно-подростковые клубы, учебные заведения, ведущие предприятия города и района.

      Наблюдается определенная динамика роста показателей  по трудоустройству молодежи района, снижен уровень безработицы среди  ее слабозащищенных категорий, повысилась конкурентоспособность молодежи на рынке труда. Также ведется работа по вовлечению молодых людей в сферу предпринимательской деятельности. Если говорить на языке цифр, то в 2003 году на постоянную работу устроены 150 человек, на временную 177; в 2004г. – 238 и 218 соответственно; в 2005г. – 230 и 273 человека, из них 134 студента МАТИ, РосНОУ, МФЮА, МГОПУ им. Шолохова, техникума и ПУ № 52.5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Из  всего сказанного следует, по крайней  мере, два вывода. Первый вывод состоит  в том, что у нас появилась массовая безработица, которая хотя и не достигла пиковых значений, но служит причиной ухудшения материального положения народного большинства. Согласно второму выводу, расширение сферы безработицы в России оказалось весьма сложным и противоречивым процессом с неоднозначными последствиями. С одной стороны, она, как и везде в обществах с рыночной экономикой стала своеобразной "резервацией", куда попадают те, кто в силу объективных причин (работники производств и предприятий, плохо адаптирующихся к рынку, жители депрессивных регионов и т.д.) или по субъективным обстоятельствам оказались лишними в трансформирующемся хозяйстве. Часть, по мере возрастания потребности в рабочей силе, возвращается в производство, другие окончательно выбывают из него. С другой стороны, безработица играет роль специфической школы приспособления к новым условиям, в особенности для молодежи, отчасти для среднего поколения. Роль "резервации" берет на себя само производство, с его избыточной занятостью. Наоборот, многие из тех, кто проходит подобную школу именно в составе безработных, в особенности тех, кого безработица заставляет активизироваться, овладевать навыками трудовой деятельности рыночного типа, нередко остаются невостребованными производством, реструктуризация которого задерживается. В результате безработные и занятые живут, так сказать, в едином социально-экономическом и социально-психологическом пространстве. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Безработица и антиобщественные проявления