Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 00:02, курсовая работа
Цель данной работы – детальное рассмотрение безработицы, изучение её экономических аспектов. Следуя из этого, предметом исследования будет являться сама безработица. Объектом же послужат формы, причины, последствия безработицы и её особенности в России.
Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность безработицы 5
1.1. Понятие и показатели безработицы 5
1.2. Причины безработицы и ее формы 7
1.3. Последствия безработицы 12
Глава 2. Особенности безработицы в России 16
2.1. Безработица в России 16
2.2. Государственные меры по снижению безработицы и их особенности в России 20
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложение 1. 34
Приложение 2. 35
Приложение 3. 36
Серьезные проблемы трудоустройства и занятости существуют среди работников старшего возраста (предпенсионного и пенсионного). Продуктивность их труда с годами нередко снижается. Для многих из них гарантированные условия занятости важнее величины заработка. Мало кто намерен на открытие собственного дела; ниже масштабы вторичной занятости; поиски работы (если она утрачена) ведутся менее активно, ниже трудовая мобильность, готовность к интенсивной работе или переквалификации. Тем не менее, многие люди старшего возраста стремятся как можно дольше оставаться в числе занятых. Это не удивительно: выход на пенсию пугает не только снижением уровня индивидуальных доходов, но и утратой статуса (в том числе в собственной семье), выпадением из привычного круга общения, потерей самоуважения. Миллионы людей (особенно мужчины) ещё в советское время привыкли воспринимать работу как главную и единственную форму самовыражения и самоутверждения. Не секрет, что именно выход на пенсию и резкая смена образа жизни приводит многих мужчин к инфарктам, болезням, ранней и преждевременной смерти (продолжительность жизни мужчин в 2003 г была 58,8 лет).
Задачи государства в области занятости немолодых людей представляются особенно сложными, поскольку с точки зрения интересов и бизнеса, и общества оптимальная ротация кадров совершенно необходима; в некоторых случаях освобождение вакансий (особенно в сфере управления) для более молодых сотрудников разумно поддерживать.
Одной из активных и наиболее эффективных мер по снижению уровня безработицы является государственная помощь безработным в создании собственного бизнеса (субсидирование, льготное кредитование и налогообложение, консультации). Отмечено, что поддержка малого бизнеса в стране вообще играет позитивную роль. Она не только снижает продолжительность безработицы, но также помогает многим людям избежать ее, т.к. снижает вход в безработицу.
По общему уровню расходов на различные программы по рынку труда (точнее, по доле этих расходов в ВВП) Россия уступает большинству стран, и не только развитых. Так, в конце 90-х годов страны ОЭСР расходовали на активные и пассивные программы, связанные с рынком труда, в среднем 2,4% от ВВП; страны Центральной и Восточной Европы — примерно 1,1% от ВВП. Расходы на программы по российскому рынку труда составляли в 2000 г. 0,23% от ВВП.
Страны отличаются друг от друга не только размерами расходов на проведение политики занятости, но и соотношением ее активной и пассивной составляющих. В ряде стран (например, в Швеции), где высокий уровень занятости является важнейшим приоритетом, пособия выплачиваются только при условии, что человек одновременно готовит себя к работе на рынке труда: учится или переучивается. Либеральные экономики (США, Канада и др.) предоставляют человеку огромную свободу выбора и на него же возлагают ответственность за неудачи. Срок выплат пособий здесь обычно ограничен.
В конце 90-х годов страны ОЭСР в среднем расходовали на реализацию активной политики занятости 0,42% от ВВП, а на пассивную политику - 1,43% от ВВП (страны ЕС - соответственно 1,16 и 1,73%; страны Центральной и Восточной Европы 0,42 и 0,68 %). В России основная часть средств федерального бюджета концентрируется на пассивной защите безработных (пособия по безработице, стипендии). Мероприятия же, направленные на активную политику занятости (профессиональное обучение и переподготовка безработных, профессиональная ориентация, субсидирование рабочих мест, организация ярмарок вакансий, общественные работы, временное трудоустройство несовершеннолетних граждан и др.) финансируются слабо. В 2003 г. на активные и пассивные программы занятости, включая содержание самих служб занятости, было израсходовано 13 млрд руб., что составило 0,21% от ВВП, при этом около 64% общей суммы расходов относились к пассивным программам (0,16% от ВВП) и гораздо меньшая часть 20% (0,05% от ВВП) - к активным программам. Остальные средства (0,04% от ВВП) распределялись на административные расходы обоих типов программ [10. с. 139].
Огромное значение в снижении безработицы принадлежит инфраструктуре рынка труда: организациям, предназначенным для более эффективной работы рынка труда, снижения трансакционных издержек всех его участников — и работодателей, стремящихся заполнить вакансии, и людей, занятых поисками работы. К подобным организациям можно отнести различного рода службы занятости и трудоустройства, биржи труда, частные кадровые и рекрутинговые агентства.
В России в 1991 г. была создана Федеральная государственная служба занятости населения (ФГСЗН). Среди программ, которые она осуществляет, можно выделить следующие:
предоставление информации о рынке труда;
содействие (посредничество) в трудоустройстве;
организация «клубов ищущих работу» для помощи гражданам в приобретении навыков поиска работы;
организация аналогичных клубов (под названием «новый старт») для тех, кто долго не имел работы и испытывает в этой связи серьезные психологические трудности;
профессиональное консультирование зарегистрированных безработных;
профессиональное обучение безработных и людей, относящихся к группе риска (беженцев, вынужденных переселенцев; тех, кому грозит опасность потерять работу);
специальные программы для молодежи, особенно безработной и «неблагополучной»;
специальные программы для инвалидов, включающие их профессиональную реабилитацию и адаптацию к рынку труда;
квотирование рабочих мест (для тех, кто в этом особенно нуждается) и субсидирование занятости для содействия найма длительно безработных;
поддержка безработных, открывающих свое предприятие: консультации, услуги центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого бизнеса;
прямое создание для безработных постоянных и временных рабочих мест;
организация общественных работ, обычно временного характера; преимущества в ее получении имеют лица, не получающие пособий и длительно не работающие;
пособия по безработице.
Большинство названных программ можно отнести к мерам активной поддержки безработных. Кроме того, ряд мер направлен на поддержку не всех безработных, а только их определенной части. Это инвалиды, граждане, имеющие на содержании лиц, которым необходимы постоянный уход, помощь и надзор; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущие работу; лица предпенсионного возраста; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей; граждане, подвергшиеся воздействию радиации.
ФГСЗН в России играет важную и очень позитивную роль, но далеко не все проблемы она в состоянии решить. Сохраняется невысокий уровень регистрируемой безработицы. Российский рынок труда продолжает генерировать новые свободные рабочие места, возникающие вследствие высокой текучести кадров, а не за счет реструктуризации экономики. Именно поэтому служба занятости с большим трудом подыскивает для граждан, ищущих работу, нужные рабочие места, особенно если это работники квалифицированные. Лица, которые желают какое-то время пожить на пособие по безработице, не торопятся изменить своё положение, а те, кто стремятся найти работу как можно быстрее, действуют энергично и, как правило, самостоятельно, не прибегая к услугам службы занятости. В результате самостоятельно устраивающихся на работу в России больше, чем трудоустроенных службой занятости. Например, в Нижегородской области в последние годы через службу занятости трудоустраивается примерно 45% ищущих работу, а 55% находят ее сами.
Недостатком работы службы занятости является слабый контроль за лицами, получающими в течение года пособие по безработице. Обычно им предлагают мало вариантов трудоустройства и довольно формально принимают отказы от предлагаемой службой занятости работы.
Службы занятости испытывают недостаток финансовых ресурсов для осуществления мероприятий, реализующих активную социальную политику на рынке труда. Не удивительно, что для их финансирования ФГСЗН использует и альтернативные источники: помощь со стороны местных предпринимателей, различных фондов и коммерческих банков; платные услуги, оказываемые службами занятости для предпринимателей. Например, в 2003 году на реализацию всех программ, реализуемых ФГСЗН по Нижегородской области, было направлено 284,7 млн руб., из них лишь 86,6 млн руб. — на активную социальную политику.
В данной работе были рассмотрены сущность, причины, формы и последствия безработицы, а также особенности безработицы и меры её снижения в России. В работе присутствуют как теоретические аспекты безработицы, так и анализ рынка труда на практике. В результате проделанных исследований можно сделать следующие выводы:
1. Неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица - временная незанятость экономически активного населения.
2. Причины данного явления довольно разнообразны: структурные сдвиги в
экономике, экономический спад или депрессия, политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда, изменения в демографической структуре населения, сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики. Исходя из причин, выделяют три основные формы безработицы: структурная, фрикционная и циклическая.
3. Последствия безработицы затрагивают как жизнь отдельного человека, так и всего государства. Сюда входят: моральный ущерб и психологическое потрясение, что проявляется в росте числа расторгнутых браков, заболеваний, самоубийств, а также экономические издержки, которые проявляются в отставании объемов ВНП, что ведет к экономическому спаду в стране.
4. Среди особенностей безработицы в России можно выделить несколько основных пунктов:
К безработным в России относятся лица, достигшие 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период: не имеют работы (доходного занятия), занимаются поисками работы и в любой момент готовы приступить к работе.
Одной из особенностей российской безработицы является разрыв между уровнем регистрируемой и «МОТовской» безработицей (МОТ – международная организация труда).
Традиционные формы безработицы имеют в России свои особенности. Фрикционная безработица характерна для достаточно конкурентоспособных и мобильных работников. Это, как правило, мужчины, молодежь. Структурная безработица на российском рынке труда также имеет свои особенности - вакантные рабочие места нередко требуют от работников более низкой квалификации, чем та, которой они обладают. Поскольку в составе безработных велика доля квалифицированных специалистов и рабочих, российская безработица является структурно-регрессивной. В 90-е годы в России в общей безработице большой удельный вес занимала скрытая безработица. Особенно велика её доля была в науке и наукоемких отраслях (гражданская авиация, станкостроение, энергетическое машиностроение, атомная и химическая промышленность, электротехника и т.д.).
Усиление средней продолжительности безработицы в России связано не только с длительным дефицитом спроса на труд, но и с существованием глубоких структурных диспропорций между спросом и предложением рабочей силы, особенно в территориальном разрезе.
5. Снижение уровня безработицы — одно из важнейших направлений экономической политики государства. Меры, которые оно в этой связи предпринимает, разнообразны. Они могут быть направлены не только непосредственно на борьбу с безработицей, но также включать комплекс действий по оздоровлению экономической ситуации в стране, формированию нормальной институциональной среды, усилению конкурентных начал, преодолению монополизма, созданию благоприятного инвестиционного климата. Меры, таким образом, можно разделить на макро- и микроэкономические, институциональные, политические, юридические, демографические, психологические и т.п.
1. Бреев Б., Экономические последствия безработицы: оценка потерь// Общество и экономика// 2002, №5.
2. Вареничева Т. В тупике безработицы// Соц.защита// 2007, №4.
3. Васильчук Е. Год занятости// Российская бизнес-газета// 2006, 26 дек.
4. Занятость, рынок труда и социально-трудовые отношения/ под ред. Р.П.Колосовой, Г.Г.Меликьяна. М.: Экономический факультет МГУ; ТЕИС, 2004.
5. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М.: ГУ ВШЭ, 2001.
6. Кашепов А., Утинова С. Факторы, детерминирующие занятость россиян// Человек и труд. 2003, №1.
7. Мазин А.А. Экономика труда: 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИДАНА, 2008.
8. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. М.: Изд-во МГУ, 2004.
9. Прокопов Ф.Т. Безработица и эффективность государственной на рынке труда. М.: ТЕИС,2000.
10. Российский рынок труда: путь от кризиса к выздоровлению. М.: Весь Мир, 2003.
11. Россия в цифрах, 2005:краткий стат.сб. М.: Госкомстат России, 2006.
12. Современная экономика труда: монография/ под ред. В.В.Куликова. М.: Финстатинформ,2005.
13. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмаленуй Р. Экономика. М.: Дело, 2006.
14. Экономическая теория: учебное пособие/ под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной, А.Ю.Юданова: 2-е изд. М.: КНОРУС, 2006.
15. Яковенко Е.Г., Хрустолюбова Н.Е., Мостова В.Д. Экономика труда: учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИДАНА, 2004.
16. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Экономика, 2005.
Информация о работе Безработица: формы, последствия, особенности в России