Автор: v****@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 22:08, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие сущности безработица .Согласно поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Дать определение понятию безработица;
2. Выявить причины данной проблемы;
3.Рассмотреть и проанализировать социальные и экономические последствия безработицы;
4. Выявить методы снижения уровня безработицы.
Предметом изучения являются сущность безработицы и ее последствия.
Объектом изучения являются методы по снижению уровня безработицы и тенденции их развития.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты безработицы
1.1. Показатели уровня безработицы и ее виды
Глава 2. Причины безработицы
2.1. Причины безработицы с точки зрения различных экономических школ
2.2. Современное представление причин безработицы
Глава 3. Социально–экономические последствия безработицы
3.1.Социальные последствия
3.2. Экономические последствия
Глава 4 .Методы снижения уровня безработицы в России
Глава 5. Безработица в Ханты – Мансийском автономном округе
Государственная
служба занятости является структурой
специальных государственных
Наиболее актуальные вопросы минимизации уровня безработицы рассматриваются при разработке концепции действий на российском рынке труда с 2007 по 2010 год специалистами департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития России. Этот документ обсуждался на заседании комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Разрабатываемая концепция включает в себя варианты решения наиболее важных проблем на рынке труда.
Первая из них – дисбаланс спроса на рабочую силу. Так как структура профобразования смещена в сторону высшей школы, хотя рынок нуждается в большем количестве квалифицированных рабочих и специалистов со среднетехническим образованием. Концепция предлагает ежегодно формировать государственные заказы, финансируя за счет бюджета подготовку определенного количества специалистов нужных профессий. По словам министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, количество бюджетных мест в вузах будет сокращаться за счет невостребованных специальностей.
Что касается платных учебных заведений, то им предлагается напрямую сотрудничать с работодателями.
Вторая
проблема - крайне неравномерная "география"
распределения трудовых ресурсов. По
данным статистики, 28,4 процента всех трудоспособных
россиян живут и работают в
Центральном федеральном
Третий важный вопрос - обеспечение работникам дополнительной социальной поддержки в случае увольнения. Проектом предусмотрено появление совершенно новой для России системы - добровольного социального страхования на случай потери работы. Страховым случаем при этом может быть расторжение трудового договора по причине ликвидации предприятия, сокращения штата и даже увольнения по собственному желанию.
Согласно
концепции, должно полностью измениться
отношение к пособию по безработице,
механизм выплаты которого должен стимулировать
к активному поиску работы. В поисках
дополнительного резерва
4 аспект
– корректировка механизма
5 вариант.
Данный подход предлагает
В рамках данной концепции предусмотрен ряд мероприятий, способствующих ее реализации:
повышение уровня оплаты труда,
переход на новые отраслевые системы оплаты труда в бюджетной сфере,
регулирования трудовой миграции,
усиление ответственности работодателей за несоблюдение трудового законодательства,
повышение эффективности функционирования систем пенсионного, социального и медицинского страхования.
Применение
части приведенных способов минимизации
безработицы и рост доверия безработных
к государственным службам
специалистами департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития России будут способствовать дальнейшему падению уровня безработицы, росту благосостояния населения, экономическому развитию страны.
Глава
5. Безработица в
Ханты- Мансийском автономном
округе
5.1.
Численность и
социально-демографический
состав граждан, обратившихся
в органы службы занятости
Численность экономически активного населения по данным на 1 января 2008 года по автономному округу составила 916,0 тыс. человек или 61,5% общей численности населения автономного округа (2006 год 875,8 тыс. человек или 58,8%).
В 2007 году
численность граждан, обратившихся
в органы службы занятости автономного
округа за предоставлением
Рост числа обратившихся отмечался в 4-х территориях: в г. Ханты-Мансийске - на 34,1%, г. Сургуте - на 6,0%, Сургутском районе - на 2,8%), г. Нефтеюганске - на 1,0%.
Среднемесячный поток граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, зарегистрирован в 2007 году на уровне 4,3 тыс. человек (2006 год - 4,7 тыс. человек).
Граждане,
обратившиеся в 2007 году в органы службы
занятости населения
- 34723 человека, или 67,9% - незанятые граждане (2006 год-78,5%);
- 14687 человека, или 28,7% - учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время (2006 год - 20,8%)
- 27547 человека, или 53,9% - женщины (2006 год -55,5%);
-30643 человека, или 59,9% - молодежь в возрасте 14-29 лет, из них 16197 человек, или 31,7% - несовершеннолетние в возрасте 14-17 лет (2006 год - 25,3%).
На 31 декабря 2007 года численность зарегистрированных безработных составила 11293 человека и снизилась по сравнению с аналогичной датой прошлого года на 5632 человека, или на 33,3% (на 31 декабря 2006 года - 16925 человек).
В 2007 году
снижение численности зарегистрированных
на дату безработных произошло
Среднемесячный отток безработных в 2007 году составил 2709 человек, приток - 2240 человек в месяц, отток компенсировал приток на 120,9%. В 2006 году отток безработных компенсировал приток на 108,0%: отток составлял 3129 человек, приток - 2897 человек в месяц. Таким образом, в 2007 году продолжилось снижение численности зарегистрированных безработных более высокими темпами.
В 2007 году
снято с учета безработных (по
различным причинам) 32508 человек, или
74,2% от их общего числа, в 2006 году - 37544 человека,
или 68,9%. Доля снятых с учета безработных
в 2007 году выше, чем в предыдущем на 5,3 п.п.
Наибольшие доли в числе снятых с учета
безработных принадлежали трудоустроенным
безработным - 37,2% (2006 год - 37,9%) и безработным,
снятым с учета по другим причинам, - 53,4%
(2006 год- 55,7%). Наиболее распространенной
причиной снятия с учета «по другим причинам»
является длительная (более месяца) неявка
безработного в центр занятости. Кроме
того, «другими причинами» снятия с учета
являются отказ безработного от услуг
центра занятости, переезд безработного
в другую местность, попытка получения
либо получение пособия по безработице
обманным путем, осуждение к наказанию
в виде лишения свободы и другие.
5.2.
Состав безработных
По состоянию на 31 декабря 2007 года наибольший удельный вес среди зарегистрированных безработных занимали безработные, уволенные по собственному желанию, - 30,9% (на 31 декабря 2006 года - 29,5%) и безработные, уволенные по другим причинам, - 55,8% (на 31 декабря 2006 года - 58,2%).
Среди «других причин» незанятости: увольнение за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, увольнение с военной службы, освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, прекращение трудового договора по соглашению сторон, прекращение трудового договора вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением, расторжение трудового договора в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе и другие.
По уровню образования безработные граждане, состоящие на учете на 31 декабря 2007 года, распределились следующим образом:
- 11,3% безработных имели высшее профессиональное образование (на 31 декабря 2006 года - 9,7%);
- 16,8% -
безработные со средним
- 14,7% -
безработные с начальным
- 57,2% безработных
не имеют профессионального
В разрезе
муниципальных образований
Что касается половозрастного признака, то дела обстоят следующим образом: на 31 декабря 2007 года 61,1 % от числа безработных составляли женщины, 38,9% - мужчины.
По состоянию на 31 декабря 2007 года 31,3% от общего числа безработных - это родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов. По сравнению с аналогичной датой прошлого года их доля снизилась на 2,4 п.п. (на 31 декабря 2006 года - 33,7%), из них 6,1% - одинокие и 7,1% - многодетные родители.
Численность инвалидов, состоящих на учете в 2007 году со статусом безработного (с учетом переходящих на начало года) составила 2806 человек
Довольно
многочисленную группу среди безработных
составляют граждане, имеющие длительный
(более года) перерыв в работе
- 34,9% и впервые ищущие работу (ранее
не работавшие) - 15,7%.
5.3.Период
регистрируемой безработицы
По
состоянию на 31 декабря 2007 года средняя
продолжительность
Стабильно высоким этот показатель наблюдается в Октябрьском районе - 10,8 месяцев (на 31 декабря 2006 года -11,6 месяцев), Ханты-Мансийском районе - 8,2 месяцев (на 31 декабря 2006 года - 10,3 месяцев), Кондинском районе - 7,8 месяцев (на 31 декабря 2006 года - 7,7 месяцев), Березовском районе - 7,5 месяцев (на 31 декабря 2006 года - 10,1 месяцев), Белоярском районе - 6,9 месяцев (на 31 декабря 2006 года -6,3 месяцев), Сургутском районе - 6,8 месяцев (на 31 декабря 2006 года - 7,3 месяцев).
По периодам продолжительности безработицы безработные граждане, зарегистрированные на 31 декабря 2007 года, распределились следующим образом:
до 4-х месяцев (краткосрочная безработица) состояли на учете 6939 человек, или 61,4% от числа безработных, зарегистрированных на 31 декабря 2007 года (на 31 декабря 2006 года - 57,5%);
от 4-х месяцев до 1 года (застойная безработица) состояли на учете 3143 человека, или 27,8% (на 31 декабря 2006 года -30,1%);
более 1 года (хроническая безработица) - 1211 человек, или 10,7%о (на 31 декабря 2006 года- 12,4%).
Среди безработных, состоящих на учете более года, доля молодежи в возрасте 16-29 лет составила 20,1% (на 31 декабря 2006 года - 29,3%), доля женщин - 54,4% (на 31 декабря 2006 года - 60,2%), инвалидов - 9,2% (на 31 декабря 2006 года -7,8%), жителей сельской местности - 54,3% (на 31 декабря 2006 года-50,1%).
Информация о работе Безработица: ее причины и социально – экономические последствия