Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:38, реферат
Экономическая модель каждой страны – это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов модели и формируется механизм их взаимодействия. Именно поэтому каждая национальная экономическая система уникальна, и механическое заимствование ее достижений невозможно.
5. Успех реформ
обеспечило руководство страны,
и, прежде всего, Президент
Л.Г. Лукашенко, не на словах,
а на деле заинтересованные
в процветании страны. Жизненная
стратегия Главы государства
совпала с характером, масштабами
и направлениями
Ничто само по себе работать не будет. Никакая даже самая совершенная модель. Нужна побудительная позитивная сила. В этом и состоит суть управления. В Беларуси в государственном управлении сохранено главное – организованность процесса. Для эффективного государства должна существовать политика всех видов производственной и социальной деятельности, увязанных между собой. И место отраслей в этой системе, и их прибыль должно регулировать все-таки государство. Достичь этой синергии возможно только при условии наличия твердой управленческой воли первого лица государства, способного верно оценивать истинный масштаб политических и экономических событий в исторической перспективе, и целенаправленных, последовательных и согласованных действии всего руководства страны.
6. Учет предыстории.
Предыстория определяет
7. Стабильность развития. Важно, что стабильность понимается не просто как гарантированное продолжительное спокойствие в обществе за счет недопущения его резкого социального расслоения (известно, что когда возникает социальное успокоение в обществе, то у населения возникает стремление к труду, к созидательной, производительной деятельности), а как идея, что Родина вечна (люди не живут «одним днем») и ее народ служит сегодня обеспечению преемственности между ее прошлым и ее будущим. В этом, на мой взгляд, один из главных секретов и опор государственного менеджмента и становления государственности в любой стране.
8. Формирование
сильного государства. Для
- формирование законодательства и «вертикали власти»,
- развитие
экспортно-ориентированных
- активная
моральная и материальная
обеспечение
продовольственной
- строгое
регулирование цен и
- осторожная
приватизация методом
Начиная с 1996 года в экономике Беларуси отмечается неуклонный и значительный рост. В 1996-2004 годах прирост ВВП составил 77,4 % или 6,6 % в среднегодовом исчислении. Основными движущими факторами роста стали увеличение производительности труда, повышение энергоэффективности и эффективности использования производственных мощностей. Изменения в финансовой и внешнеэкономической сферах способствовали улучшению макроэкономических условий для роста.
Экономический
рост в Беларуси имеет под собой
широкую экономическую и
Начиная с 2000 года постепенно корректировалась экономическая политика Правительства, и уменьшалось число искажающих факторов. Несмотря на сохраняющиеся проблемы, в последние годы основой роста стало усиление стимулов для инвестирования и реструктуризации на уровне предприятий. В течение этого периода были предприняты следующие меры по улучшению ситуации:
• Изменение макроэкономической политики: унификация обменного курса, более жесткая денежно-кредитная политика, существенные фискальные и квазифискальные корректировки и более низкий уровень инфляции.
• Политика
в сфере оплаты за энергоносители
и коммунальные услуги, направленная
на обеспечение полного возмещения
затрат путем повышения тарифов,
соблюдения жесткой платежной дисциплины
и повышения эффективности
• Поэтапный
отказ от бартерных расчетов, что,
помимо всего прочего, способствовало
ускорению процесса диверсификации
экспорта и изменению ситуации, при
которой экспорт
В то же время, начиная с конца 1990-х годов Беларусь смогла сохранить и даже повысить эффективность функционирования топливно-энергетического комплекса. Это стало важным фактором макроэкономической стабилизации. В отрасль направлялось достаточно инвестиций для поддержания основных фондов в удовлетворительном состоянии, а также для осуществления проектов по модернизации, которые способствовали повышению энергоэффективности. Размеры квазифискальных субсидий и дефицита снизились, что повысило финансовую жизнеспособность предприятий энергетического комплекса. Кроме того, централизованная структура отрасли и сохранение механизмов административно-командной системы и контроля позволили ей выжить в период экономического кризиса, который имел серьезные последствия для многих республик бывшего Советского Союза и их энергетических отраслей во второй половине 1990-х годов.
Экономический рост происходил на фоне неравномерной динамики макроэкономических процессов, медленных темпов структурных реформ и непоследовательности их реализации. Беларуси удалось сохранить умеренный уровень бюджетного дефицита и долга. Однако инфляция была существенно выше, чем в других странах с переходной экономикой. Учитывая низкий уровень резервов, невозможность привлечения значительных прямых иностранных инвестиций и ограниченный доступ к международным финансовым ресурсам, состояние текущего счета платежного баланса продолжает оставаться неустойчивым. В целом, существуют серьезные макроэкономические риски продолжения следования нынешней стратегии роста. Особенно это касается состояния платежного баланса и концентрации экспорта. Беларусь отстает от большинства стран с переходной экономикой в различных областях посткоммунистического трансформационного процесса. Реакцией Правительства страны на экономический спад в первые годы переходного периода стала политика, направленная на усиление роли государства в экономике. По данным Европейского банка реконструкции и развития, Беларусь добилась наименьших успехов среди всех стран с переходной экономикой в реструктуризации предприятий, крупномасштабной приватизации и реформировании инфраструктуры. По ряду структурных реформ в энергетическом секторе Беларусь отстает от большинства стран СНГ, которые в последние годы энергично привлекают в отрасль частный сектор и предпринимают меры по улучшению институциональной среды путем повышения ее прозрачности и подотчетности.
Для нашей страны 2006 год был особенно насыщенным важнейшими политическими событиями и решениями. Результаты выборов Президента Республики Беларусь и стратегические решения, принятые на третьем Всебелорусском народном собрании, определили перспективы и основные направления дальнейшего устойчивого социально-экономического развития нашей страны.
В июне 2006 года глава государства утвердил Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 20062010 годы. На ее основе был разработан комплекс стратегических программ развития отраслей и регионов страны. В них получили отражение новые направления и эффективные механизмы управления народно-хозяйственным комплексом. От адресной поддержки государством отдельных предприятий и населенных пунктов мы перешли к комплексному решению актуальных социально-экономических и научно-технических проблем.
Эти меры направлены, прежде всего, на сохранение высоких темпов экономического роста, которые были достигнуты в предыдущие годы и уже стали признанной особенностью белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики.
В прошлом
году по большинству важнейших
Информация о работе Беларуская модель перехода к рыночной экономике