Бедность населения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 00:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование проблемы бедности в России. Достижение этой цели требует выделения следующих задач:
Изучение причин, критериев, последствий и динамики бедности в России;
Познание содержания государственных программ борьбы с бедностью;
Выделение их результативности и неэффективности;

Содержание

1. Бедность населения страны………………………………………………….5
1.1. Показатели уровня и качества населения……………………………….5
1.2. Критерии бедности………………………………………………………..7
1.3. Показатели, характеризующие расслоение общества на богатых и бедных………………………………………………………………………….7
1.4. Причины бедности………………………………………………………..9
1.5. Последствия……………………………………………………………...11
2. Анализ динамики бедности населения………………………………………14
2.1. Динамика реальных денежных доходов населения…………………...15
2.2Анализ структуры денежных доходов населения………………………16
2.3. Дифференциация населения по доходам………………………………18
2.4Межрегиональная дифференциация……………………………………..20
2.5Межотраслевая и внутриотраслевая дифференциация…………………23
3. Государственные программы борьбы с бедностью………………………...27
3.1. Законодательство о минимальной заработной плате………………….30
3.2. Программы социального страхования. ………………………………..31
3.3. Индексация государством доходов населения………………………...32
3.4. Отрицательный подоходный налог…………………………………….33
3.5. Трансфертные платежи в натуральной форме………………………...

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word 97 - 2003 (3).doc

— 308.00 Кб (Скачать)

       Отрицательный подоходный налог напоминает налоговый кредит на заработанный доход, который позволяет работающим членам бедных семей получать возмещение подоходного налога, превышающее уплаченные в течение года налоги. Некоторые экономисты считают, что поскольку налоговый кредит на заработанный доход относится только к работающим бедным, он стимулирует его получателей к труду, в отличие от других программ по борьбе с бедностью. Однако налоговый кредит не применим в случаях безработицы, болезни или нетрудоспособности представителей беднейших слоев населения.

       Отрицательный подоходный налог — налоговая система, основанная на поступлении платежей от домашних хозяйств с высокими доходами и трансфертных выплатах малоимущим семьям. 

3.5. ТРАНСФЕРТНЫЕ ПЛАТЕЖИ  В НАТУРАЛЬНОЙ  ФОРМЕ 

       Еще один способ оказания помощи малоимущим — прямое предоставление определенных товаров и услуг. Например, благотворительные организации обеспечивают нуждающихся продуктами питания, кровом и игрушками на Рождество. Правительство выдает бедным семьям талоны на питание, которые используются для покупки продуктов в магазинах; обеспечивает медицинское обслуживание с помощью специальных программ.

       Сторонники трансфертов в натуральной форме утверждают, что они гарантируют получение бедными семьями самого необходимого. Именно в беднейших семьях широко распространено употребление алкоголя и наркотиков. Предоставляя малоимущим продукты питания и кров, общество может быть более уверенным, что оно способствует ограничению подобных пагубных привычек. Именно по этой причине трансферты в натуральной форме более популярны, чем денежные выплаты.

       Сторонники денежных платежей утверждают, что трансферты в натуральной форме неэффективны и неэтичны. Правительство не знает, в каких товарах и услугах более всего нуждаются бедняки. Многие малообеспеченные граждане — обычные люди, которым просто не повезло, но они имеют право самостоятельно выбрать путь к повышению уровня жизни. 
 
 
 
 

       
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема  бедности – одна из острейших социальных проблем современной России. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи.

  • Бедность – это не только недостаток продуктов питания, одежды, плохое жилище, отсутствие у людей доступа к необходимому образованию и медицинскому обслуживанию. И не только отсутствие достаточной суммы денег, чтобы приобрести все необходимое  для жизни, хотя бы на минимальном уровне. Проблема бедности имеет еще и гуманистическую составляющую; она влияет на морально – этические аспекты взаимоотношений власти народа.
  • Бедность значительной части населения на протяжении ряда лет продолжает оставаться одной из главных социальных угроз успешного развития общества.  Экономические реформы, происходящие в нашей стране в течение последних лет, серьезно изменили социальную структуру общества. Произошло стремительное социальное расслоение, появились слои очень богатых и крайне бедных граждан. Подавляющее большинство людей лишились социальной защиты государства, и оказались перед необходимостью приспосабливаться к жизни в условиях рыночной нестабильности. В этих условиях появление большого количества бедных людей оказалось неизбежным.
  • Неудовлетворение минимальных потребностей человека (семьи) считается бедностью. Неудовлетворение потребности может вести либо к изменению нормальной жизнедеятельности человека, либо к его гибели.

     Наиболее  уязвимыми остаются молодежь, женщины, лица пенсионного возраста, малоквалифицированные рабочие. Наряду с бедностью и нищетой (иногда именуемой глубокой бедностью) выделяют обездоленность. Обычно ими являются дети, инвалиды, безработные, пенсионеры, представители другой расы или нации, а также хронически бедные. Сегодня угроза обнищания нависла над вполне состоятельными социально-профессиональными слоями населения. Социальное дно, к которым относятся – нищие, бомжи, беспризорные дети, уличные проститутки, готово поглотить и уже поглощает низкоквалифицированных рабочих, инженерно-технических работников, учителей, творческую интеллигенцию, ученых.

    • Государственная политика в области борьбы с бедностью в процессе своей реализации предусматривает осуществление закреплённого в основных законах государств (конституциях, конституционных соглашениях и др.) прав граждан на свободу и личную неприкосновенность, охрану здоровья, защиту прав и свобод человека, в том числе социально-экономических прав, с проведением адекватных мер по устранению или минимизации условий, способствующих усилению бедности. У государства, в идеале, позиционируется довольно эффективный набор средств в разрешении многих общественных проблем, в том числе и бедности.
    • Общество, в свою очередь, обладает мощными ресурсными составляющими, чтобы субъективировать этот процесс. Однако общий потенциал преодоления опасного состояния масштабного объединения в переходный период не срабатывает. Одна из главных причин кроется в необходимости создания правовой парадигмы, в которой государство необходимо свободной и ответственной личности постольку, поскольку объём возникших трудностей биосоциального содержания приобретает угрожающий для воспроизводства человека и работника характер.
    • Проводимые Российским государством меры борьбы с бедностью явились частью более крупных мер политического, экономического и социального характера. Политические меры сопровождались укреплением государства, расширением его функций и преодолением бюрократизма в органах власти и управления всех уровней. Блок экономических мер был связан с сильным, дееспособным государством.

       Они нацеливались на преодоление правовых и институциональных последствий ваучерной приватизации, ставшей «локомотивом» самой массовой за всю историю России бедности, а также создание механизма сокращения разрыва в доходах населения страны, противодействие слиянию бизнеса и власти, расширению теневой экономики и коррупции. Социальные меры проявились в формировании новой социальной политики, в создании основ системы социальной защиты, социальной поддержки и социальной помощи лицам, оказавшимся за чертой бедности, в реформировании и создании принципиально новых модулей социального страхования, социального обеспечения и социального обслуживания населения, сдерживающих рост массовой бедности. Борьба с бедностью становится перманентной функцией государства.

     В заключение стоит отметить, что любой  показатель, характеризующий уровень  жизни или бедности можно проанализировать и сделать соответствующие выводы.

     На  мой взгляд, было бы целесообразно  использовать следующие приоритеты в решении этой задачи.

     Для более быстрого сокращения бедного  населения надо определить те субъекты Российской Федерации, в которых  реально ускорить сокращение бедности. Так, достаточно было бы оказать поддержку  небольшому количеству регионов с динамично развивающейся экономикой, чтобы ощутимо уменьшить общую численность бедных в стране.

     Затем можно было бы сосредоточить усилия на снижении в два раза уровня бедности в тех регионах, в которых проживает  не менее 50% всего бедного населения  страны.

     В реальной жизни эти приоритеты не могут быть реализованы в чистом виде. В меру своих возможностей каждый субъект Российской Федерации  будет снижать численность бедного  населения, не ожидая дополнительной поддержки  своим усилиям.

     В едином государстве надо помогать всем, у кого возникают проблемы. Для решения этих общегосударственных задач, проводится централизация части ресурсов в федеральном бюджете. Однако, если вначале оказать помощь более сильным, то ресурсы у государства увеличатся быстрее и в больших объёмах. Это позволит существеннее помочь менее сильным, а затем и самым слабым. Всё это позволит в более короткие сроки решить общегосударственную задачу снижения бедности. 
 
 

               20.05.2011 г.                                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1.Бобков  В. Российская бедность: измерение  и пути преодоления. // Общество  и экономика 2005, № 3.

2. Бобков  В. Трудное выздоровление. // Человек  и труд. 2003, №7.

3. Буздалов  И. Бедность закономерна при  нынешней социальной структуре российского общества. // Общество и экономика 2005, №3.

4.Ванеев О. Проблемы городской бедности: муниципальная политика и практика. // Человек и труд 2010, №2.

5.Иохин В.Я. Экономическая теория.- М.:  Экономистъ, 2006 – стр. 671-688.

6. Кислицина О. Условия выживания // ЭКОС, 2007, №1.

7.Кочетков А.А. Экономическая теория.-М.: «Дашков», 2007 – стр. 535-554.

8. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика.-М.: ИНФА-М, 2001 – стр. 746-765.

9. Менкью Н.Г. Принципы экономикс. – СПб «Питер», 2006 – стр. 348-364.

10. Моисеев  В. Почему в богатой стране  так много бедных? // Человек и  труд 2010, №6.

11. Нещадин  А. Бедность – порок России. // Человек и труд 2004, №1.

12. Носова  С.С. Экономическая теория: Учебник-М.: КНОРУС, 2011,521-546

13. Разумов А. Новые решения старых проблем. // Человек и труд 2004, №12.

14. Разумов А., Ягодкина М. Концепция многоуровневой бедности: применима ли она в России? // Человек и труд 2008, №3.

15. Роик В. Бедность: причины, следствия, пути преодоления. // Человек и труд 2010, №1.

16. Суринов А. Проблемы измерения социального неравенства и бедности в России. // Общество и экономика 2004, №3.

17. Шевяков А. Социальное неравенство, бедность и экономический рост. // Общество и экономика 2005, №3.

Информация о работе Бедность населения России