Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 00:09, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование проблемы бедности в России. Достижение этой цели требует выделения следующих задач:
Изучение причин, критериев, последствий и динамики бедности в России;
Познание содержания государственных программ борьбы с бедностью;
Выделение их результативности и неэффективности;
1. Бедность населения страны………………………………………………….5
1.1. Показатели уровня и качества населения……………………………….5
1.2. Критерии бедности………………………………………………………..7
1.3. Показатели, характеризующие расслоение общества на богатых и бедных………………………………………………………………………….7
1.4. Причины бедности………………………………………………………..9
1.5. Последствия……………………………………………………………...11
2. Анализ динамики бедности населения………………………………………14
2.1. Динамика реальных денежных доходов населения…………………...15
2.2Анализ структуры денежных доходов населения………………………16
2.3. Дифференциация населения по доходам………………………………18
2.4Межрегиональная дифференциация……………………………………..20
2.5Межотраслевая и внутриотраслевая дифференциация…………………23
3. Государственные программы борьбы с бедностью………………………...27
3.1. Законодательство о минимальной заработной плате………………….30
3.2. Программы социального страхования. ………………………………..31
3.3. Индексация государством доходов населения………………………...32
3.4. Отрицательный подоходный налог…………………………………….33
3.5. Трансфертные платежи в натуральной форме………………………...
Отрицательный подоходный налог напоминает налоговый кредит на заработанный доход, который позволяет работающим членам бедных семей получать возмещение подоходного налога, превышающее уплаченные в течение года налоги. Некоторые экономисты считают, что поскольку налоговый кредит на заработанный доход относится только к работающим бедным, он стимулирует его получателей к труду, в отличие от других программ по борьбе с бедностью. Однако налоговый кредит не применим в случаях безработицы, болезни или нетрудоспособности представителей беднейших слоев населения.
Отрицательный подоходный налог — налоговая
система, основанная на поступлении платежей
от домашних хозяйств с высокими доходами
и трансфертных выплатах малоимущим семьям.
3.5.
ТРАНСФЕРТНЫЕ ПЛАТЕЖИ
В НАТУРАЛЬНОЙ
ФОРМЕ
Еще один способ оказания помощи малоимущим — прямое предоставление определенных товаров и услуг. Например, благотворительные организации обеспечивают нуждающихся продуктами питания, кровом и игрушками на Рождество. Правительство выдает бедным семьям талоны на питание, которые используются для покупки продуктов в магазинах; обеспечивает медицинское обслуживание с помощью специальных программ.
Сторонники трансфертов в натуральной форме утверждают, что они гарантируют получение бедными семьями самого необходимого. Именно в беднейших семьях широко распространено употребление алкоголя и наркотиков. Предоставляя малоимущим продукты питания и кров, общество может быть более уверенным, что оно способствует ограничению подобных пагубных привычек. Именно по этой причине трансферты в натуральной форме более популярны, чем денежные выплаты.
Сторонники денежных платежей утверждают,
что трансферты в натуральной форме неэффективны
и неэтичны. Правительство не знает, в
каких товарах и услугах более всего нуждаются
бедняки. Многие малообеспеченные граждане
— обычные люди, которым просто не повезло,
но они имеют право самостоятельно выбрать
путь к повышению уровня жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема бедности – одна из острейших социальных проблем современной России. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи.
Наиболее уязвимыми остаются молодежь, женщины, лица пенсионного возраста, малоквалифицированные рабочие. Наряду с бедностью и нищетой (иногда именуемой глубокой бедностью) выделяют обездоленность. Обычно ими являются дети, инвалиды, безработные, пенсионеры, представители другой расы или нации, а также хронически бедные. Сегодня угроза обнищания нависла над вполне состоятельными социально-профессиональными слоями населения. Социальное дно, к которым относятся – нищие, бомжи, беспризорные дети, уличные проститутки, готово поглотить и уже поглощает низкоквалифицированных рабочих, инженерно-технических работников, учителей, творческую интеллигенцию, ученых.
Они нацеливались на преодоление правовых и институциональных последствий ваучерной приватизации, ставшей «локомотивом» самой массовой за всю историю России бедности, а также создание механизма сокращения разрыва в доходах населения страны, противодействие слиянию бизнеса и власти, расширению теневой экономики и коррупции. Социальные меры проявились в формировании новой социальной политики, в создании основ системы социальной защиты, социальной поддержки и социальной помощи лицам, оказавшимся за чертой бедности, в реформировании и создании принципиально новых модулей социального страхования, социального обеспечения и социального обслуживания населения, сдерживающих рост массовой бедности. Борьба с бедностью становится перманентной функцией государства.
В
заключение стоит отметить, что любой
показатель, характеризующий уровень
жизни или бедности можно проанализировать
и сделать соответствующие
На мой взгляд, было бы целесообразно использовать следующие приоритеты в решении этой задачи.
Для более быстрого сокращения бедного населения надо определить те субъекты Российской Федерации, в которых реально ускорить сокращение бедности. Так, достаточно было бы оказать поддержку небольшому количеству регионов с динамично развивающейся экономикой, чтобы ощутимо уменьшить общую численность бедных в стране.
Затем можно было бы сосредоточить усилия на снижении в два раза уровня бедности в тех регионах, в которых проживает не менее 50% всего бедного населения страны.
В
реальной жизни эти приоритеты не
могут быть реализованы в чистом
виде. В меру своих возможностей
каждый субъект Российской Федерации
будет снижать численность
В
едином государстве надо помогать всем,
у кого возникают проблемы. Для решения
этих общегосударственных задач, проводится
централизация части ресурсов в федеральном
бюджете. Однако, если вначале оказать
помощь более сильным, то ресурсы у государства
увеличатся быстрее и в больших объёмах.
Это позволит существеннее помочь менее
сильным, а затем и самым слабым. Всё это
позволит в более короткие сроки решить
общегосударственную задачу снижения
бедности.
20.05.2011 г.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бобков В. Российская бедность: измерение и пути преодоления. // Общество и экономика 2005, № 3.
2. Бобков В. Трудное выздоровление. // Человек и труд. 2003, №7.
3. Буздалов И. Бедность закономерна при нынешней социальной структуре российского общества. // Общество и экономика 2005, №3.
4.Ванеев О. Проблемы городской бедности: муниципальная политика и практика. // Человек и труд 2010, №2.
5.Иохин В.Я. Экономическая теория.- М.: Экономистъ, 2006 – стр. 671-688.
6. Кислицина О. Условия выживания // ЭКОС, 2007, №1.
7.Кочетков А.А. Экономическая теория.-М.: «Дашков», 2007 – стр. 535-554.
8. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика.-М.: ИНФА-М, 2001 – стр. 746-765.
9. Менкью Н.Г. Принципы экономикс. – СПб «Питер», 2006 – стр. 348-364.
10. Моисеев В. Почему в богатой стране так много бедных? // Человек и труд 2010, №6.
11. Нещадин А. Бедность – порок России. // Человек и труд 2004, №1.
12. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник-М.: КНОРУС, 2011,521-546
13. Разумов А. Новые решения старых проблем. // Человек и труд 2004, №12.
14. Разумов А., Ягодкина М. Концепция многоуровневой бедности: применима ли она в России? // Человек и труд 2008, №3.
15. Роик В. Бедность: причины, следствия, пути преодоления. // Человек и труд 2010, №1.
16. Суринов А. Проблемы измерения социального неравенства и бедности в России. // Общество и экономика 2004, №3.
17. Шевяков А. Социальное неравенство, бедность и экономический рост. // Общество и экономика 2005, №3.