Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:51, курсовая работа
Цель работы: определить влияние монополии на общество, роль государства, какие задачи возлагаются на антимонопольные службы, как они исполняются и раскрыть направления антимонопольной политики, направленные на регулирование экономической ситуации на рынке в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Антимонопольное законодательство 4
1.1. Антимонопольное законодательство и обеспечение его исполнения 4
1.2. Становление и развитие антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой 9
2. Общественные издержки монопольной власти, необходимость государственного регулирования, роль государства 13
2.1 Влияние монополии на благосостояние общества 13
2.2. Регулирование цен 16
2.3. Необходимость государственной антимонопольной политики 19
3. Антимонопольная политика в Республике Беларусь 22
3.1. Условия становления, организация антимонопольного регулирования в Республике Беларусь 22
3.2. Меры по демонополизации экономики Республики Беларусь 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Сверхприбыль, получаемая монополиями, может образовываться только за счет ухудшения благосостояния потребителей. Экономическая теория дает этому факту количественную оценку, сравнивая излишек потребителей и производителей в условиях конкурентного и монополизированного рынков. На Рис. 1 (приложение А) показаны кривые среднего и предельного доходов и кривая предельных издержек монополиста.
Чтобы максимизировать прибыль, фирма осуществляет такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Монопольная цена и объем производства обозначены как Рm и Qm соответственно. На конкурентном рынке цена должна равняться предельным издержкам и конкурентные цена Рc и количество продукции Qc должны находиться на пересечении кривой среднего дохода (совпадающей с кривой спроса) и кривой предельных издержек. Теперь посмотрим, как меняется излишек, если мы перемещаемся с равновесных цены Рc и количества Qc к монопольным цене Рm и количеству продукции Qm.
При монополии цена выше и потребители покупают меньше продукции. Из-за более высокой цены те потребители, которые покупают товар, теряют часть излишка, показанную прямоугольником А. Те потребители, которые не могут купить товар по цене Рm , но купили бы его по цене Рc , также теряют излишек в размере площади треугольника В. Следовательно, совокупная потеря потребительского излишка составляет А + В. Производитель, однако, получает прибыль, обозначенную прямоугольником А, продавая товар по более высокой цене, но теряет часть излишка, обозначенную треугольником С, представляющую собой дополнительную прибыль, которую производители получают от продажи (Qc - Qm) по цене Рc. Общая прибыль производителя, следовательно, составит А - С. Вычитая потерю потребительского излишка из прибыли производителя, мы получим чистые убытки, равные В + С. Это полные чистые убытки от монопольной власти. Даже если прибыли монополиста были обложены налогом и перераспределены в пользу потребителей продукта, эффективность не будет достигнута, потому что объем производства будет ниже, чем в условиях свободной конкуренции. Общие чистые убытки - это общественные издержки такой неэффективности.
Могут
возникнуть и дополнительные общественные
издержки монопольной власти, которые
превышают полные чистые убытки в
треугольниках В и С. Фирма
может затратить огромные средства
с общественных позиций непродуктивно,
чтобы получить, удержать и использовать
монопольную власть. Это может быть связано
с расходами на рекламу, созданием своего
"лобби" и юридическими попытками
избежать правительственного контроля
над ценами и антитрестовского законодательства.
Это может выражаться также в создании
неиспользуемых дополнительных производственных
мощностей, с тем, чтобы убедить потенциальных
конкурентов оставить попытки проникновения
на монопольный рынок. Экономический стимул
этих издержек непосредственно связан
с прибылью фирмы в результате получения
монопольной власти (т.е. прямоугольник
А минус треугольник С). Следовательно,
чем большая часть излишка переходит от
потребителей к монополисту (прямоугольник
А), тем больше общественные издержки монополии.
2.2. Регулирование цен
Антитрестовское законодательство предотвращает накопление фирмами избыточной монопольной власти. Рассмотрим еще одно средство, с помощью которого общество может ограничить монопольную власть, - законодательное регулирование цен.
На конкурентном рынке государственное регулирование цен всегда приводит к полным чистым убыткам. Это, однако, не совсем так, когда фирма обладает монопольной властью. Наоборот, регулирование цен может устранить полные чистые убытки, которые проистекают из монопольной власти.
Рис.2 (приложение А) показывает эффект регулирования цен. Рm и Qm - соответственно цена и объем производства на нерегулируемом монопольном рынке. Теперь предположим, что государственное регулирование определяет максимальную цену Р1 . Так как фирма может установить цену не выше Р1 для объема производства Q1, ее новая кривая среднего дохода представляет собой горизонтальную линию на уровне Р1. Для уровней объема производства выше, чем Q1 , новая кривая среднего дохода совпадает со старой кривой среднего дохода, потому что при этих объемах производства фирма назначит цену ниже Р1 и на нее никак не повлияет регулирование.
Новая кривая предельного дохода фирмы соответствует ее новой кривой среднего дохода, и она показана жирной линией. Для объемов производства до Q1 предельный доход равен среднему доходу. Для объемов производства больше Q1 новая кривая предельного дохода совпадает с прежней. Фирма будет выпускать количество продукции Q1, потому что именно на этом отрезке кривая предельного дохода пересекает кривую предельных издержек. Вы можете проверить, что при цене Р1 и количестве продукции Q1 полные чистые убытки от монопольной власти сокращаются.
По мере дальнейшего снижения цены количество производимой продукции продолжает расти, а чистые убытки снижаются. При цене Рc - а именно при этом уровне цены пересекаются кривые среднего дохода и предельных издержек, - объем производства возрастает до уровня, соответствующего условиям конкурентного рынка, и чистые убытки от монопольной власти устраняются. Уменьшая цену еще больше, скажем до Р3, мы приходим к сокращению объема производства. Это аналогично установлению максимальной границы цен в конкурентной отрасли. Дефицит растет (Q'3 - Q3), и одновременно растут полные чистые убытки от регулирования цен. При дальнейшем снижении цены объем выпуска продукции продолжает снижаться, а дефицит растет. Наконец, если цена снижается ниже Р4 - ниже минимальных средних издержек, фирма несет финансовые убытки и выходит из дела.
Регулирование цены зачастую применяется к таким естественным монополиям, как компании коммунальных услуг. Рис.3 (приложение В) показывает естественную монополию. Отметим, что средние издержки в данном случае всегда больше предельных издержек. Без регулирования цены фирма выпускала бы количество продукции Qm по цене Рm. В идеальном случае установление максимальной цены направлено на снижение фирменной цены до уровня Рc соответствующего условиям свободной конкуренции, но тогда фирма не возместит своих средних издержек и выйдет.
Наилучшей альтернативой, следовательно, является установление цены на уровне Рr, при котором пересекаются кривые средних издержек и среднего дохода. Тогда фирма не получает монопольной прибыли, а выпуск остается достаточным, чтобы фирма оставалась в деле.
Конкурентная цена (Pc на рис.2 приложение А) обнаруживается там, где кривые предельных издержек и среднего дохода (спроса) пересекаются. Аналогичным образом для естественной монополии минимальная приемлемая цена (Pr на рис. 3 приложение В) находится на пересечении средних издержек и спроса. К сожалению, зачастую трудно точно определить эти цены на практике, так как кривые спроса и издержек фирмы могут смещаться по мере эволюции рынка.
В
итоге регулирование цен
К
сожалению, при регулировании нормой
прибыли возникают сложные
Сложность
согласования информации, которая должна
использоваться при расчетах по норме
прибыли, зачастую ведет к запаздыванию
реакции регулирующего
Очевидно, что общество несет экономические и социальные издержки в связи с существованием монополий. Степень таких издержек может быть различной.
Действие рыночной конкуренции свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.
Монополии
благодаря высокому уровню сосредоточения
экономических ресурсов создают
возможности для ускорения
2.3. Необходимость государственной антимонопольной политики
Антимонопольная политика - одно из направлений государственного регулирования экономики, представляющее комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, денационализация, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против монополизации производства и рынка и обеспечивающих развитие конкуренции среди товаропроизводителей.
Государство не стремится сделать все рынки совершенно конкурентными, а пытается устранить серьезные недостатки рынка. Оно создает среду, где поощряется конкуренция, а не монополизм, где первый вариант поведения выгоднее второго. Таким образом, антимонопольная политика представляет собой инструмент административного регулирования экономики, с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных изменений, ее основными моментами является:
Власть монополиста над ценой всегда относительна и никогда не бывает абсолютной. Если эта власть одновременно сопровождается уменьшением издержек производства продукции вследствие экономии на масштабе производства, развитием научно-технического прогресса, насыщением рынка массовым выпуском стандартизованной продукции по доступным ценам, то, очевидно, такая власть приносит обществу определенную пользу. Однако, если преступить некую степень контроля над ценой, это оборачивается разрушением и уничтожением богатства общества, ведет к стагнации, застою и.т.п. Тайные соглашения о ценах, создание искусственных дефицитов – все это опасные проявления монополизации. Таким образом, антимонопольное законодательство и регулирование, широко применяемое в странах рыночной экономики, и пытается «нащупать» ту границу власти над ценой, преступать которую законодательством запрещается.
Применение такого экономического регулирования необходимо для:
• обеспечения баланса интересов потребителей ( доступные цены ) и регулируемых предприятий ( финансовые результаты привлекательные для кредиторов и новых инвесторов );
• определения структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;
• стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций;
• создания условий для развития конкуренции (например: обеспечения открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям).
Нет,
и не может быть эффективной, базирующейся
на современных научно-
Пока существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять без государственного контроля. Так, эластичность спроса становится в этой ситуации единственным фактором, но не всегда достаточным, ограничивающим монопольное поведение. С этой целью проводится антимонопольная политика. Можно выделить два ее направления. К первому относятся формы и методы регулирования, назначение которых состоит в либерализации рынков. Не затрагивая монополию как таковую, они нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение невыгодным. Сюда относятся меры по снижению таможенных тарифов, количественных ограничений, улучшение инвестиционного климата, поддержка малого бизнеса. Второе направление объединяет меры непосредственного воздействия на монополию. В частности, это финансовые санкции, в случае нарушения антимонопольного законодательства, вплоть до раздела компании на части. Антимонопольное регулирование не ограничивается какими-то временными рамками, а является постоянной политикой государства.