Антимонопольное законодательство и антимонопольная деятельность государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – антимонопольная политика государства. Исходя из поставленной цели, перед нами стоят следующие задачи:
Определить понятие, сущность, виды и формы монополий.
Рассмотреть историю возникновения и развития монополий в России.
Раскрыть такие аспекты антимонопольной политики как:
История развития антимонопольной политики
Антимонопольное законодательство в России
Контроль за экономической концентрацией
Основные направления антимонопольной политики в современных условиях

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. МОНОПОЛИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ 5
1.1. Понятие монополии. 5
1.2. Виды монополий. 7
1.3. Формы монополий. 8
II. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ 12
III. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 17
3.1. Антимонопольное законодательство в России. 17
3.2. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях. 20
3.3. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий. 23
3.4. Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий. 28
3.5. Особенности антимонопольной политики в России. 32
3.6. Область проблем антимонопольного регулирования в России 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 42

Работа содержит 1 файл

КР ГРЭ.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

Положение резко осложняется и  запутывается в результате широкого распространения практики неплатежей. В этих условиях  монополисты добиваются установления цен с таки расчетом, чтобы все издержки можно было покрыть за счет реально поступающих средств. Государственные органы обычно считают этот уровень завышенным.

Помимо цен на продукцию естественных монополий на начальных этапах реформы  ограничивались и цены предприятий, занимающих доминирующее положение на отдельных товарных рынках, т.е. регулировались цены искусственных монополий. С этой целью для всех производителей, контролирующих более 35% рынка, устанавливались предельные нормы рентабельности.

Российские законы требуют осуществления  государственной политики недопущения формирования новых монополий. На Федеральную антимонопольную службу возложены задачи контроля за слияниями крупных предприятий, пересечения разнообразных форм сговора, недопущения системы участий и личной унии. Представляется, однако, что опасность всех этих новых форм монополизации еще недостаточно осознана обществом и работа в этих направлениях ведется недостаточно интенсивно. Во всяком случае, руководители российских предприятий не стесняются публично выступать с такими заявлениями, которые на Западе – даже если бы не были подкреплены практическими действиями – с гарантией привели бы их за тюремную решетку по обвинению в попытке создания картеля.

Наконец, значительное внимание уделяется  борьбе с ограничивающей конкуренцию практикой местных властей. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия. Например, под тем или иным предлогом запретить ввоз конкурирующих товаров из других областей. Это создает местным производителям монопольное положение, что, естественно, вызывает протесты Федеральной антимонопольной службы. Впрочем, как и в других областях современной российской экономики и политики, центральные власти, несмотря на юридическую справедливость своих требований,  далеко не всегда оказываются в силах одолеть сопротивление местных властей.

В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования.

3.6. Область проблем антимонопольного регулирования в России

Пожалуй, наиболее важной проблемой антимонопольного регулирования является высокая степень административного монополизма, в первую очередь, монополизма центральных государственных органов управления.

К элементам чрезмерного государственного монополизма в настоящее время можно отнести:

  • сохранение всё ещё весьма высокой доли государственного сектора в ведущих отраслях индустрии,
  • замедленные темпы разгосударствления в деревне, сохранение за государством контрольного пакета акций значительной части приватизированных предприятий,
  • сохранение возможностей для значительной части государственных предприятий получения существенной финансово-кредитной поддержки от государства вне прямой зависимости от результатов их производственной деятельности,
  • попытки сплошного «охвата» предприятий различными формами государственного административного контроля, насильственного объединения нежизнеспособных производств с сильными предприятиями с целью поддержания на плаву фактических банкротов,
  • промонополистическая политика государства по отношению к естественным монополиям.

Одним из специфических  обстоятельств, характерных для  современного периода осуществления антимонопольной политики в России, является то, что решение задачи преодоления элементов чрезмерного государственного административного монополизма предполагает в ближайшей перспективе определённое оживление самого же этого монополизма. Так получается потому, что хотя чрезмерный административный монополизм - большое зло, но, в тоже время, только благодаря усилению прямого вмешательства государства в экономику можно добиться ускоренного выхода страны из состояния глубокого кризиса и расчищения дороги для становления эффективных рыночных структур.

В условиях перехода к  рынку, точнее, при тех обстоятельствах, в которых сейчас находится экономика России, при решении вопроса о допустимости или недопустимости использования тех или иных элементов государственного административного монополизма целесообразно, не упуская, безусловно, из виду критерий ущерба для конкурентной борьбы, учитывать всё же в первую очередь критерий оздоровления экономики.

Президент России Дмитрий  Медведев 29.07.2009 подписал поправки к  Уголовному кодексу и к закону о защите конкуренции, касающиеся ужесточения ответственности за ограничение конкуренции.

"Я подписал два  закона совсем недавно о внесении  изменений в статью 178 УК (Статья 178. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции, в ред. Федерального закона от 29.07.2009 N 216-ФЗ) в части, касающейся усиления ответственности за нарушения в сфере противодействия конкуренции и Закон о внесении изменений в Закон о защите конкуренции", - сообщил президент России на встрече с главой Федеральной антимонопольной службы Игорем Артемьевым.

По словам Медведева, в поправках к Уголовному кодексу содержатся очень жесткие санкции, предусматривающие до 7 лет лишения свободы за ограничение конкуренции. "Это беспрецедентная мера. У нас этого не было и поэтому нужно, чтобы следственные органы научились этим пользоваться, чтобы это не превратилось в сведение счетов с неугодными", - пояснил глава государства.8

По его словам, как  чиновники, так и предприниматели  должны понимать, что, нарушая закон, они совершают тяжкое преступление и понесут строгое наказание. В то же время президент отметил, что российская экономика по завершении финансового кризиса должна стать саморегулируемой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В процессе данной работы нам удалось  определить то, что:

  • Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции.
  • Различают конкуренцию - функциональную, видовую, межфирменную, внутриотраслевую и межотраслевую.
  • Монополия — исключительное право государства, предприятия, организации, торговца на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.
  • Сущность монополии характеризуется следующими моментами:

1. Монополия возникает  из господства в производстве;

2. Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;

3. Благодаря монопольным  ценам монополия получает монопольно  высокую прибыль;

  • Существует много классификаций монополии, но мы акцентировали внимание на делении на естественные и искусственные монополии;
  • Формы монополий – картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат.
  • Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений;
  • Российские монополии в большинстве своем естественные и формировались по кардинально иному пути, нежели зарубежные;
  • Прямое дробление монополий на мелкие предприятия ввиду объективных причин не лучший способ борьбы с монополией, тем более естественной;
  • Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле над ценообразованием на естественно-монопольные товары и/или за объемом их производства;
  • В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся;
  • Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно: либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы, либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами;
  • Переплетение ведущей фирмы с конкурентами чаще всего реализуется в трех формах: создании картеля, системе участий, личной унии;
  • Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации в России: прямое разделение монопольных структур; иностранная конкуренция; создание новых предприятий.
  • Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Федеральная Антимонопольная Служба.
  • Основными законами, регулирующими монополии, являются закон «О защите конкуренции» и закон «О естественных монополиях».

В данной курсовой работе мы рассмотрели основные причины  возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики. Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонопольную политику России как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

  1. Базелер У., Сабов З., Хайнрих Й., Кох В.: «Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика, германский опыт и российский путь» – СП б: Издательство «Питер», 2000г.
  2. Булатов А.С.: «Экономика». Учебник. 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Юристъ, 2001г.
  3. Грязнова А.Г. и А.Ю. Юданов: «Микроэкономика. Теория и российская практика». Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. 2 изд. – М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д», 2003г.
  4. Корогодин: «Общая экономическая теория». Учебное пособие для студентов неэкономических факультетов вузов. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2000г.
  5. Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 384 с. — (Высшее образование).
  6. Сумцова Н.В., Орлова Л.Г., Прапович В.В., и др.: «Экономическая теория». Учебник для вузов / Под ред. Сумцовой Н.В., Орловой Л.Г. – М.: Юнити-Дана, 2000г.
  7. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 456 с.
  8. http://exsolver.narod.ru/Books/Econom/Borysov/index.html - «Экономическая теория», Борисов Е.Ф.
  9. http://exsolver.narod.ru/Books/Econom/Economy/c21.html - Экономика – Журавлева Г.П.
  10. http://exsolver.narod.ru/Books/Econom/Econtheory1/c19.html - Экономическая теория, Акулов В.Б., Акулова О.В.
  11. http://www.infousa.ru/economy/jiee0299.htm - «Экономические перспективы» Электронный журнал Госдепартамента США
  12. www.i-b-a.ru - Международная Ассоциация Юристов (МАЮ)
  13. http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=95872;p=1 – Консультант Плюс
  14. http://www.justice.gov/atr/icpac/2c.htm - Министерство юстиции США
  15. http://www.rao-ees.ru/ru/reorg/show.cgi?reorg.htm – Реорганизация ОАО РАО "ЕЭС России"
  16. http://www.strana.ru/doc.html?id=131750&cid=426 – Информационный портал Страна.ру

1 Экономика – Журавлева Г.П. - http://exsolver.narod.ru/Books/Econom/Economy/c21.html

2 http://exsolver.narod.ru/Books/Econom/Econtheory1/c19.html - Экономическая теория, Акулов В.Б., Акулова О.В.

3 Микроэкономика: Теория и российская практика: Учебник/ Под ред. А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова.-  М.:КноРус, 1999.

4 http://www.fas.gov.ru - ФАС

5 http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=95872;p=1 – Консультант Плюс

6 http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=72490 – Консультант плюс

7 http://www.rao-ees.ru/ru/reorg/show.cgi?reorg.htm – Реорганизация ОАО РАО "ЕЭС России"

8 http://www.strana.ru/doc.html?id=131750&cid=426 – информационный портал Страна.ру

 

 


Информация о работе Антимонопольное законодательство и антимонопольная деятельность государства