Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 13:35, курсовая работа
Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.
Введение 2
1.Монополизм и формы его проявления. 3
2.Зарубежный опыт. 5
3.Антимонопольное регулирование в РФ 10
3.1 Особенности возниконовения монополизма на российском 10
рынке
3.2 Законодательная база антимонопольного регулирования в РФ. 13
Заключение 17
Список литературы 20
Часто интересы хозяйствующего субъекта, доминирующего на рынке, не совпадают с принципами добросовестной конкуренции. Из числа ущербных для государственных интересов действий стоит обратить особое внимание на ликвидацию российских конкурентов иностранными компаниями, "отмывание" денег российских и зарубежных криминальных и теневых структур. Данные действия имеют особую опасность для национальной экономики и национальной безопасности Российской Федерации.
К актуальным перспективным мерам правительственной политики в области антимонопольного регулирования относятся:
* продолжение структурных преобразований в экономике России, особенно в отраслях естественных монополий;
* совершенствование нормативной базы для организации эффективного контроля за финансовыми потоками монополий;
* регулирование и контроль инвестиционных программ;
* создание условий для развития конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности и последующее дерегулирование этих видов деятельности;
* повышение эффективности реализации полномочий государства по принадлежащим ему акциям акционерных обществ - естественных монополий;
* приведение уровня цен на продукцию монополий в соответствие с реальными затратами;
* целевое дотирование за счет соответствующих бюджетов при предоставлении льгот отдельным категориях потребителей;
* сокращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей при адресной поддержке социально незащищенных групп населения.
Для дальнейшего развития антимонопольного регулирования необходимо также упорядочение взаимоотношений антимонопольных органов с другими органами исполнительной власти. Существует достаточно много вопросов, которые одновременно относятся к компетенции различных органов исполнительной власти (так называемые пограничные вопросы). В таких случаях следует избегать дублирования действий, гармонизировать регламенты совместной деятельности различных административных структур, согласовывать их нормативную документацию и т.д.
В перспективе решение указанной проблемы должно, по видимому, достигаться одновременно по трем параллельным направлениям:
* решение принципиальных вопросов взаимодействия органов исполнительной власти (прежде всего - вопросы, затрагивающие права различных лиц и имеющие правовые последствия) должно основываться только на развитии законодательной базы;
* вопросы структурно-функционального характера должны разрешаться на уровне правительства (например, принятием соответствующих постановлений);
* вопросы оперативного взаимодействия органов управления могут регулироваться ими самими путем достижения вышеупомянутых соглашений.
При
этом для стимулирования устойчивых темпов
экономического роста в 2001-2002 гг. целесообразно
сохранить тенденцию отставания темпов
роста цен (тарифов) на продукцию (услуги)
естественных монополий от темпов роста
оптовых цен производителей промышленной
продукции.