Антимонопольное регулирование в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 01:02, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение и обобщение зарубежного опыта антимонопольного регулирования, а так же возможность его применения в российских условиях, анализ основных принципов антимонопольного регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативных актов, рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения; определение источников проблем антимонопольного регулирования; основных тенденций изменения антимонопольного законодательства методом анализа действующих нормативных актов с учетом особенностей российской экономики

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………...3
Общие методологические подходы к антимонопольному регулированию.
1.1 Зарубежный опыт антимонопольного регулирования……………………..….…..5
1.2 Область проблем антимонопольного регулирования в России……………...….16
Тенденции и разрешение проблем антимонопольного регулирования в России
2.1 Цели и методы антимонопольного регулирования в России……………………..27
2.2 Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства в решении проблем…………………………………………………………………..46
Заключение………………………………………………………………………..……..49
Список использованной литературы……………………………………………………52

Работа содержит 1 файл

ГРЕ КУРСАЧ 231.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский  государственный университет им. Н.И. Лобачевского» 
 

Экономический факультет 

Кафедра экономической теории 

Курсовая  работа по дисциплине «Экономическая теория»

на тему: «Антимонопольное регулирование в России». 
 
 
 
 
 
 
 

Нижний  Новгород, 2012

 

Содержание 

   Введение …………………………………………………………………………………...3

  1. Общие методологические подходы к антимонопольному регулированию.

   1.1   Зарубежный опыт антимонопольного регулирования……………………..….…..5

   1.2   Область проблем антимонопольного регулирования в России……………...….16

  1. Тенденции и разрешение проблем антимонопольного регулирования в России

   2.1 Цели и методы антимонопольного регулирования в России……………………..27

    2.2 Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства в решении проблем…………………………………………………………………..46

     Заключение………………………………………………………………………..……..49

    Список использованной литературы……………………………………………………52 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ

     Проблемы  монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких  слоев населения.

     С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

     В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался  с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

     Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.

     Проблемы  монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических решений по разным вопросам.

     Развитие     антимонопольного     регулирования  очень актуально для развития   российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики - электроэнергетике и транспорте. Так, «РАО ЕЭС России» контролирует 98% потребителей электроэнергии, «РАО ГАЗПРОМ» - 94 % внутреннего газового рынка, МПС - 77% грузооборота.   Антимонопольное   регулирование   в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития   России.

     Целью настоящей работы является изучение и обобщение зарубежного опыта антимонопольного регулирования, а так же возможность его применения в российских условиях, анализ основных принципов антимонопольного регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативных актов, рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения; определение источников проблем антимонопольного регулирования; основных тенденций изменения антимонопольного законодательства методом анализа действующих нормативных актов с учетом особенностей российской экономики   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Общие методологические подходы  к антимонопольному регулированию.
 
    1. Зарубежный  опыт антимонопольного регулирования
 

     Одной из наиболее развитых стран в области антимонопольного регулирования экономики является США. Государственное регулирование в этой стране осуществляется в отношении отдельной категории отраслей экономики, тех, где зачастую возникает естественная монополия. При этом они не национализируются, а действующие в них компании пользуются полной либо значительной независимостью от органов государства в вопросах построения внутренней системы организации производства, принятия инвестиционных решений.

      В основу комплекса государственных  мер, составляющих антимонопольную политику США, заложено общее концептуальное представление, согласно которому наивысшее благосостояние граждан достигается в случае, когда они имеют возможность свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке. Причем считается, что если все сделки по подобному обмену будут заключаться на уровне цен, устанавливаемых в результате конкурентной борьбы между поставщиками товаров и услуг, то общество в целом получит больший объем материальных благ, чем в случае, когда часть подобных сделок будут заключаться по ценам, отклоняющимся от конкурентных в сторону как завышения, так и занижения. Конкурентный рынок, таким образом, выступает универсальным регулятором общественного производства, его пропорций. При этом вопрос о том, что производить и в каком количестве, объективно решает сам потребитель, предъявляя на рынке спрос на те или иные виды товаров и услуг.

      Объектом  антимонопольного регулирования являются поведение компаний и институциональная  структура экономики. Последняя, согласно антимонопольным нормам должна быть «эффективной», то есть при определенном объеме находящихся в распоряжении общества ресурсов  максимизировать в количественном и оптимизировать в качественном отношении производство потребляемых обществом благ. Такова, по их мнению, структура, состоящая из экономически и юридически независимых друг от друга конкурирующих между собой на рынке компаний, каждая из которых самостоятельно определяет характер создаваемой продукции и объем ее выпуска.  Воздействие же антитрестовского законодательства осуществляется на состав хозяйственных единиц, их экономическое поведение  и ряд форм взаимоотношений между ними.

     Важнейшие принципы антимонопольной политики сформулированы в специальном своде  хозяйственного права США  под названием  «Антитрестовское законодательство». Оно базируется на трех основных законодательных актах:

  • Закон Шермана (1890 год).

     Этот  закон составляет ядро антитрестовской  политики в экономической жизни  США. Вне закона объявляется «всякий  контракт и всякое объединение в форме треста, либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами или с иностранными государствами». В этом законе также указывается, что «каждое лицо монополизировавшее, либо пытающееся монополизировать... какую- либо отрасль торговых операций между несколькими штатами или с иностранными государствами будет считаться правонарушителем». В поправке к этому закону от 1974 года нарушение его статей квалифицируется как «тяжкое преступление».

     Федеральное правительство США в соответствии с этим законом имеет право привлекать к суду фирмы и деловые предприятия, причем спектр вероятных наказаний достаточно широк: от денежных штрафов до тюремного заключения, причем после введения поправки 1974 года последняя мера получила широкое распространение. На действия провинившейся фирмы может быть наложен судебный запрет, а в исключительных случаях суд может вынести предписание о децентрализации и дроблении фирмы на ряд небольших предприятий.

     Кроме того, все частные лица, считающие, что понесли убытки в результате нарушения кем - либо Закона Шермана, имеют право возбудить дело в суде и, в случае признания претензий обоснованными - могут получить компенсацию, втрое превосходящую стоимость нанесенного им ущерба. Такие случаи стали за рубежом в последнее время вполне обычной практикой в деятельности судебных органов.

  • Закон Клейтона (1914 год) и Закон о Федеральной торговой комиссии.

     Органы  Федерального правительства, контролировавшие исполнение Закона Шермана, в ряде случаев преуспели в реализации антимонопольных программ. Наиболее запомнившиеся вехи на этом пути- демонополизация и разукрупнение «Стандарт Ойл» и «Америкен Тобакко» в 1911 году. Тем не менее, в эту пору целый ряд должностных лиц высказывал сомнения во всеобъемлемости мероприятий, регламентированных Законом Шермана. Дело в том, что в этом законодательном акте ничего не говорилось о статусе монополий, возникших в результате слияний. Кроме того, многие виды деятельности, ограничивавшие конкуренцию на свободном рынке, трактовались здесь расплывчато и двусмысленно. Поэтому в 1914 году был принят Закон Клейтона, основные положения которого гласили:

  • запрещались практически все формы дискриминации в ценовой политике;
  • накладывались ограничения на реализацию и продажу товаров с принудительным ассортиментом;
  • запрещалось слияние фирм за счет приобретения акций конкурентов, если такие действия уменьшали конкурентную борьбу;
  • запрещалось совмещение должностей в советах директоров различных фирм и деловых предприятий.

     Одновременно с Законом Клейтона Конгресс США ратифицировал Закон о Федеральной торговой комиссии, который дополнял Закон Клейтона. Этот акт давал Федеральной торговой комиссии США - вновь созданному и независимому органу - полномочия определять в каждом конкретном случае факты наличия нарушений антимонопольного законодательства. Кроме того, ФТК наблюдает за рекламной практикой, защищая потребителей от лжи и обмана в этой сфере. Значение данного органа лежит, скорее, не в расширенном толковании незаконных средств и методов ведения бизнеса, а именно в создании независимого от влияния монополистических структур института, имеющего право возбуждения судебных разбирательств.

  • Закон Робинсона- Питмэна (1936 год)- запрет на ограничительную деловую практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация и др.

     К 1950 г. к закону Клейтона была принята  поправка Селлера- Кефовера, которой  уточнялось понятие незаконного  слияния. Так, запрещались слияния  путем скупки активов. Если законом Клейтона был поставлен заслон горизонтальным слияниям крупных фирм, то поправка Селлера - Кефовера ограничивала вертикальные слияния.

      Непосредственный  объект антимонопольного регулирования  – хозяйственная практика компаний, действующих в самых различных  отраслях производства и сферах коммерции -  столь многогранен, что не может быть полностью охвачен некими специально выработанными правилами, оформленными в виде законов. Именно этим объясняется и определенная обобщенность формулировок основных  антитрестовских законов, и неоднозначность их толкования судами при разборе конкретных дел, и эволюция подходов органов антимонопольной защиты к предмету их деятельности, и смена приоритетов антимонопольного регулирования.

          Неоднозначность исхода процесса формирования структуры рынка  в 

результате стратегических шагов действующих на нем компаний  с точки зрения воздействия на интересы потребителя и общества в целом диктует необходимость индивидуальной оценки  при разборе конкретных антимонопольных дел. Вместе с тем существует ряд общих правил (законов) обязательных для выполнения в любом случае. К их числу относится, прежде всего, перечень видов коммерческой практики, запрещенных законом т.е.  так называемых нарушений per se . Доктрина нарушений per se была выдвинута  в 1940г. В их число вошли, прежде всего, такие нарушения, как:

  • Горизонтальное фиксирование цен (т.е. заключение соглашения цен на рынке между действующими на нем компаниями-поставщиками.)
  • Бойкот (полное или частичное прекращение деловых отношений с аутсайдерами-поставщиками или потребителем продукции в целях навязывания своих условий ее реализации).
  • Раздел рынка между компаниями поставщиками на сферы  сбыта.
  • Раздел и закрепление покупателей между компаниями-поставщиками в результате договоренности между последними.
  • Лишение конкурентов возможности действовать на данном  рынке.

Информация о работе Антимонопольное регулирование в России