Антимонопольное регулирование Российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 19:45, реферат

Описание работы

Цель этого реферата – определить пути повышения экономической эффективности антимонопольного регулирования экономики в России и сравнить их с антимонопольным регулированием в зарубежных странах.

Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития России.

Содержание

Введение 1

1.Социально-экономическая сущность и виды монополий 2

2.Монополизм и формы его проявления. Особенности Российского рынка 5

3.Зарубежный опыт 8

Заключение 13

Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

Антимонопольное+законодательств.docx

— 36.45 Кб (Скачать)

   В США с предварительного согласия ФТК США осуществляется приобретение 15 и более процентов голосующих акций хозяйствующего субъекта США с одновременным соблюдением следующих ограничительных условий:

  • фирмы должны вести хозяйственную деятельность на рынках США (здесь критерий межштатной торговли обязателен), либо быть расположенными в разных штатах;
  • стоимостный размер предприятий должен соответствовать условиям: один из участников сделки должен иметь активы или объемы продаж на $100 млн. или более, а второй участник - не менее чем $10 млн.;
  • размер сделки должен предусматривать, что предметом сделки будет пакет акции с правом голоса в размере не менее 15%, либо цена сделки будет не менее 15 млн. долларов. Федеральная торговая комиссия США должна быть уведомлена о совершении сделок по пакетам акций с правом голоса от 5% до 15%.
 

   Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) было сформировано в 1957 г. с целью создания союза европейских государств на базе принципов общего рынка, в том  числе и с учетом необходимости  его скоординированного антимонопольного регулирования.6

   В Великобритании с предварительного согласия Комиссии по монополиям и слияниям органов осуществляется приобретение 15 и более процентов голосующих акций хозяйствующего субъекта США при условии:

  • суммарная стоимость активов участников сделки должна превышать 30 млн. фунтов стерлингов;
  • активы созданной компании превышают 5 млн. фунтов стерлингов.
 

   Комиссия  по монополиям и слияниям, кроме  всего прочего, должна в обязательном порядке рассматривать все случаи слияний и поглощений, если в итоге:

  • под контроль хозяйствующего лица подпадает 25% товарного рынка или более;
  • создается локальная монополия;
  • возникает ограничение, либо пресечение конкуренции на товарных рынках.
 

   В Германии приобретение 50% акционерного капитала или более подлежит обязательному предварительному согласованию с Федеральной картельной службой Германии в случаях, если:

 

   6 – Анализ статьи, стр. 25-28

  • товарооборот одного из участников сделки представляет собой величину не менее 2 млрд. марок;
  • товарооборот всех участников сделки представляет собой величину не менее 1 млрд. марок.
 

   Федеральная картельная служба Германии должна быть уведомлена о свершении сделки по приобретению доли акционерного капитала, если участники сделки вместе имеют:

  • долю на товарном рынке Германии 20% или более;
  • годовой торговый оборот 500 млн. марок или более;
  • 10000 или более наемных работников.
 

   Кроме того, Федеральная картельная служба Германии имеет полное право запретить  те или иные сделки по слияниям и  поглощениям, если в результате возникает  или усиливается доминирующее положение  хозяйствующих субъектов на соответствующем  товарном рынке. Исключение составляют случаи, когда положительный эффект подобной сделки превышает по своим  результатам негативные последствия  данной сделки. Запрещение от лица Федеральной  картельной службы Германии по факту  уже совершенной сделки также  имеет следствием признание в  судебном порядке такой сделки недействительной.7

   В Японии антимонопольное регулирование имеет следующие особенности. С предварительного согласия антимонопольных органов Японии осуществляются:

  • создание совместно управляемого предприятия;
  • наследование всего предприятия, либо его части;
  • получение в аренду всего предприятия, либо его части;
  • назначение на управление всем предприятием или важной его частью.

Помимо  изложенного, в Японии, ни при каких  обстоятельствах, не допускается осуществление  сделки или реорганизация предприятия, при которой результатом будет  существенное ограничение конкуренции. Компания в Японии, ни при каких  условиях, не имеет право контролировать более 25% товарного рынка, либо занять в результате слияния (поглощения) первое место в отрасли по объему выпуска (оказанных услуг). В практике антимонопольного регулирования в зарубежных странах  в последние годы отмечается концентрация финансового и промышленного  капитала. Так, Комиссия Европейских  Сообществ зарегистрировала в 1998 г. 235 заявлений о даче предварительного согласия на слияния и присоединения, что превышает данный показатель 1997 г. на 40%.

     Причем 1997 г. был признан пиковым годом  по количеству слияний и присоединений  за предыдущие двадцать лет. Несмотря на перспективу существенного ограничения  конкуренции и устойчиво растущую тенденцию количественного роста  подобных реорганизаций Комиссия Европейских  Сообществ в подавляющем большинстве  случаев дает свое согласие на осуществление  реорганизаций.

     Использование зарубежного опыта антимонопольного регулирования представляет интерес  для современной экономики России, идущей по пути развития рыночных отношений. Особенно важно учитывать этот опыт в международной деятельности Министерства Российской Федерации по антимонопольной  политики и поддержке предпринимательства (МАП РФ).8

 

7,8 –  Анализ статьи, стр. 28 - 32

 
 
 

Заключение

 

     В целях совершенствования антимонопольного регулирования в России необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере государственной  антимонопольной политики. Активное использование опыта стран с  развитой рыночной экономикой будет  способствовать превращению антимонопольного законодательства Российской Федерации  в эффективный регулятор рыночных отношений.

     К актуальным перспективным мерам  правительственной политики в области  антимонопольного регулирования относятся:

  • продолжение структурных преобразований в экономике России, особенно в отраслях естественных монополий;
  • совершенствование нормативной базы для организации эффективного контроля над финансовыми потоками монополий;
  • регулирование и контроль инвестиционных программ;
  • создание условий для развития конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности и последующее дерегулирование этих видов деятельности;
  • повышение эффективности реализации полномочий государства по принадлежащим ему акциям акционерных обществ – естественных монополий;
  • приведение уровня цен на продукцию монополий в соответствие с реальными затратами;
  • целевое дотирование за счет соответствующих бюджетов при предоставлении льгот отдельным категориях потребителей;
  • сокращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей при адресной поддержке социально незащищенных групп населения.

   Для дальнейшего развития антимонопольного регулирования необходимо также  упорядочение взаимоотношений антимонопольных  органов с другими органами исполнительной власти. Существует достаточно много  вопросов, которые одновременно относятся  к компетенции различных органов  исполнительной власти (так называемые пограничные вопросы). В таких  случаях следует избегать дублирования действий, гармонизировать регламенты совместной деятельности различных  административных структур, согласовывать  их нормативную документацию и т.д.

   При этом для стимулирования устойчивых темпов экономического роста целесообразно  сохранить тенденцию отставания темпов роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий от темпов роста оптовых цен производителей промышленной продукции.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  использованной литературы:

 
  1. Никеров Г.И. Журнал «США. Канада: экономика, политика, культура» // «Монополизация рынка по законодательству США, ЕС, РФ» , 2006 г, № 6
  2. Авдашева С.Б. Журнал «Экономический Журнал Высшей экономической школы» // «Экономические основы антимонопольной политики: российская практика в контексте мирового опыта», т. 11, № 1
  3. Иванченко Э.С. «Проблемы антимонопольного регулирования в России: Монография» / / Государственный университет управления. Москва, 2004 г.
  4. Дж. Вильсон, В. Цапелик. «Естественные монополии России» //Вопросы экономики 2005 год № 11
  5. «Экономическая теория. Учебник для вузов» А.И. Попов, СПб 2000г.
  6. «Основы экономической теории» П.Г. Ермишин, Москва, 2004 г.
  7. «Основы экономической теории» Т.И. Корниенко, Москва, 1998 г.
  8. www.wikipedia.org – с этого сайта была использована информация касающаяся экономической терминологии.

Информация о работе Антимонопольное регулирование Российской экономики