Антимонопольная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:16, реферат

Описание работы

Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

Работа содержит 1 файл

Антимонопольная политика государства.docx

— 17.56 Кб (Скачать)

Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское  законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической  деятельности участников рыночных отношений  и образованию монополий на рынке.

Становление антимонопольной  политики в России

 

Антимонопольная политика имеет несколько основных направлений:

Стимулирование  предпринимательства

Развитие конкурентных начал

Организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики

Выделяют два  метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный. Прямой метод  регулирования включает меры, устраняющие  или предупреждающие монопольное  положение отдельных субъектов  на рынке. А к мерам косвенного регулирования относятся преимущественно  финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических  явлений в экономике.

Таким образом суть фактически любой антимонопольной политики заключается в использовании выгод крупномасштабной экономики и в нейтрализации её побочных последствий, связанных с ослаблением конкуренции на товарных и иных рынках.

Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических  странах монополии появились, когда  уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать  удушению конкуренции, стало вводить  ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось  при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно  не только ограничивать монополизм и  злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать  конкурентную среду, проявляя политическую волю.

Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики  появился в России в 1991 году – закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года.

С 1991 года по 1999 год  было введено большое количество объективно необходимых законов, составивших  организационно-правовую базу для регулирования  монополий. К примеру, законы "О  приватизации государственных и  муниципальных предприятий в  Российской Федерации" от 3 июля 1991 г. , "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 г. , "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г. , "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г. , "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. , "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. , "О рекламе" от 18 июля 1996 г. , "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли" от 14 апреля 1998 г. и другие, а также нормативно-правовые акты Президента РФ и правительства.

Но в 1999 году, через  восемь лет после начала реформ, антимонопольное законодательство остро нуждалось в совершенствовании, преимущественно на основе обобщения  правоприменительной практики. Появилась  необходимость в обновлении всей правовой базы, чтобы она позволила  надежнее пресекать злоупотребления  рыночной властью, ущемление интересов  хозяйствующих субъектов, применять  штрафные санкции к юридическим  и физическим лицам, включая должностных  лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и  местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров  и услуг.

В результате такой  необходимости, российским правительством в 1999 году было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке  предпринимательства (МАП). Создано  оно было на основе уже существовавшего  к тому времени Государственного комитета по антимонопольной политике, которому, по-моему, не удалось достичь  ощутимых успехов в создании полноценной  конкурентной среды.

МАП состоит из нескольких органов – в него входят Федеральная  служба России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная  служба России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке  и развитию малого предпринимательства (ГКРП) и, возможно, будет включена Федеральная  энергетическая комиссия (ФЭК).

Но несмотря на все предпринятые меры, уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Специалисты называют причины невысокого уровня развития конкуренции в Р. Ф. : приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия; принудительная реорганизация (реструктуризация) предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов; малый бизнес так и не получил должного развития.

Во многих странах  именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания  венчурных технологических и  экономических проектов. У него больше возможностей маневрировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в ее успехе. Даже в условиях повышенного  риска малые предприятия охотно берутся за новации, которые они  затем могут передать на тиражирование  промышленным гигантам.

Как показывает зарубежный опыт, чем выше доля малых предприятий  в общем числе хозяйствующих  субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и выше конкуренция. Однако сегодня темпы  роста числа этих предприятий  замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью.

Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты  и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, информационных, консалтинговых и учебно-деловых  центров, а также вовлечение малых  предприятий в новые сферы  деятельности, международные программы  сотрудничества. Пока же все это  остается благим пожеланием из-за скудости госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия  чиновников, настроенных против рыночных реформ.

Специалисты по антимонопольной  политики предлагают следующие меры для демонополизации экономики  и развития конкуренции :

А) наладить антимонопольный  контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г. финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд. рублей);

Б) ввести жесткие  меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения  товаров и капитала по всей России;

В) совершенствовать правовое регулирование использования  государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;

Г) согласовать антимонопольное  законодательство стран СНГ, адаптировать их конкурентную политику к международным  принципам и правилам.


Информация о работе Антимонопольная политика