Автор: e**************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 18:17, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ основных принципов антимонопольного регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативных актов, рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и обозначить цели антимонопольной политики;
понять значение антимонопольной политики, посредством рассмотрения её задач;
рассмотреть органы антимонопольного регулирования в России;
проанализировать существующие проблемы антимонопольной политики;
выявить перспективы развития антимонопольной политики.
Введение 3
Глава I Экономическая природа и роль антимонопольной политики государства 6
1.1 Сущность и цели антимонопольной политики 6
1.2 Задачи и значение антимонопольной политики 9
Глава II Антимонопольная политика России на современном этапе 10
2.1 Цели и значение антимонопольной политики в России 10
2.3 Методы антимонопольной политики в России 11
2.2 Органы антимонопольного регулирования в России 17
Глава III Эффективность, проблемы и совершенствование антимонопольной политики 20
3.1. Проблемы и перспективы развития антимонопольной политики 20
3.2 Основные направления антимонопольной политики в современных условиях 27
Заключение 35
Список использованных источников 38
В
целях реализации Послания Президента
Российской Федерации Федеральному
собранию 1997 года в части приведения
структуры Правительства
22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации от № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» были упразднены Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте и Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи. На их месте образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), которому переданы функции упраздненных органов.
В
структуре центрального аппарата были
сформированы департаменты: по правовым
вопросам, развития конкуренции на
финансовых рынках и контролю за соблюдением
законодательства о биржах, развития
и поддержки
4 сентября 2001 г. Указом Президента Российской Федерации от № 1091 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 29 ноября 1995 г. № 1194 «О Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации» утратил силу абзац второй пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 г. № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» в части, касающейся передачи МАП России функций упраздненной Федеральной службы России по регулированию естественных монополий на транспорте.
9 марта 2004 г. Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе.
Федеральная
антимонопольная служба (ФАС России)
является федеральным органом
Основными
функциями Федеральной
1)
обеспечивает государственный
2)
выявляет нарушения
3)
предупреждает
4)
осуществляет государственный
В
структуре антимонопольного ведомства
находятся территориальные
Деятельность ФАС регламентируют 49 правовых актов, изданных в различные годы. Наиболее важными из них являются законы, регламентирующие деятельность государства в сфере защиты конкуренции, рекламы и естественных монополий. Кроме того, работа антимонопольного ведомства регулируется законодательными актами общего характера, такими как Закон «О правительстве» и Указ Президента «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
Для
определения конкретного круга
полномочий ФАС России Правительством
принято Постановление «Вопросы
Федеральной антимонопольной
В пределах своей компетенции, ФАС России имеет право издавать индивидуальные правовые акты.
Для
объективной и комплексной
Макроэкономические критерии эффекта характеризуют изменение общих параметров экономической среды, достигнутое в результате реализации антимонопольной политики. К числу базовых макроэкономических критериев относятся:
Базовые микроэкономические критерии характеризуют эффект, полученный конкретным предприятием (группой предприятий) в результате пресечения монополистической деятельности или акта недобросовестной конкуренции. К их числу относятся:
Показатели
макро- и микроэкономики эффективности
рассчитываются как соотношение
полученного экономического эффекта
к понесенным затратам. При этом
затраты должны определяться как
сумма затрат государства (бюджетных
и внебюджетных средств) на содержание
соответствующей части аппарата
антимонопольных органов, непосредственно
принимавших участие в
На начало XXI века в России экономическая эффективность антимонопольной политики являлась недостаточно высокой, что требовало принятия определенных мер по ее повышению. Такой уровень эффективности антимонопольной политики обусловлен рядом проблем, существующих в области государственного антимонопольного регулирования.
28
марта 2000 года на очередных
парламентских слушаниях были
приняты «Рекомендации
Это далеко не полный перечень проблем российского антимонопольного регулирования. Одним из способов их решения было реформирование органа по антимонопольной политике, МАП был заменен Федеральной антимонопольной службой, которая функционирует в соответствии как с ранее изданными законами (Например, Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году), так и с новыми законопроектами (Например, Федеральный закон от 21 июля 2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»). Но, учитывая особую значимость защиты конкуренции на современном этапе развития экономики Российской Федерации, наиболее значимая роль отводиться Федеральному закону от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Этот
законопроект предусматривает
Для
повышения экономической
Разработать и реализовать ряд мер по повышению эффективности антимонопольной политики, развитию конкуренции и улучшению во всех сегментах внутреннего рынка конкурентной среды, включающую, в частности: