Антимонопольная политика в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

Содержание

Введение 3
1.Экономическая природа и роль монополий в современной рыночной экономике. 4
1.Сущность монополий, цели и механизмы функционирования. 5
2.Виды монополий. 7
3.Предпосылки формирования и развития современных российских монополий. 7
2.Основные направления антимонопольной политики в современных условиях. 10
1.Антимонопольная политика в отношении различных видов монополий. 12
1.Антимонопольная политика в отношении естественных монополий.
2.Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий. 17
2.Особенности антимонопольной политики развитых стран. 20
2.Особенности антимонопольной политики в России. 23

Заключение. 27

Список использованной литературы. 29

Работа содержит 1 файл

курсяк по своему Антимонополис1.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАН9ИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ  МЕНЕДЖМЕНТА, МАРКЕТИНГА И ФИНАНСОВ

ФАКУЛЬТЕТ «ДЕЛОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ»

КУРСОВАЯ  РАБОТА

НА  ТЕМУ «Антимонопольная политика в России»

ПО КУРСУ  «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Воронеж 2002.

     Содержание: 

    Введение           3

    1. Экономическая природа и роль монополий в современной рыночной экономике.          4
    1. Сущность монополий, цели и механизмы функционирования. 5
    1. Виды монополий.         7
    2. Предпосылки формирования и развития современных российских монополий.          7
    1. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях.          10
    1. Антимонопольная политика в отношении различных видов монополий.          12
      1. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий.
      2. Антимонопольная политика в отношении искусственных  монополий.         17
    1. Особенности антимонопольной политики развитых стран.  20
    2. Особенности антимонопольной политики в России.   23

    Заключение.          27

    Список использованной литературы.      29 
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение.

     Проблемы  монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких  слоев населения.

     С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без  принятия твердых последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.

     В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался  с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

     Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования  монополистических процессов и  конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.

     В данной курсовой работе я постараюсь рассмотреть новые причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики; действующее в России антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования,  а также законодательство стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики, опыт которой является небезынтересным для России. 
 
 
 
 

1.Экономическая природа и роль монополий в современной рыночной экономике. 

     Чистая  монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый  продукт в известной степени  уникален. Это в полной мере можно  отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек. Типичным примером естественной монополии являются муниципальные коммунальные службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью над продуктом, в известной мере контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.

     Монополия возникает там и тогда, где  и когда велики барьеры для  вступления в отрасль. Это может  быть связано с экономией от масштаба (как в автомобильной и сталелитейной  промышленности), с естественной монополией (когда какие-либо компании – в сфере почты, связи, газо- и водоснабжения – закрепляют свое монопольное положение, получая привилегии от правительства).

      Государство создает официальные барьеры, выдавая  патенты и лицензии. Согласно патентному праву США, изобретатель имеет исключительное право контроля над своим изобретением в течение 17 лет. Патенты сыграли огромную роль в развитии таких компаний, как «XEROX», «IBM», «SONY» и т.д. Монопольное положение, закрепленное патентом, служит стимулом капиталовложений в НИОКР и, тем самым, фактором усиления монопольной власти. Вступление в отрасль может быть существенно ограничено и путем выдачи лицензий. В США подлежат лицензированию свыше 500 профессий (врачи, таксисты и многие другие). Лицензия может быть предоставлена как частной фирме, так и государственной организации (классический пример – история водочной монополии в России).

     Монополия может иметь своей основой  исключительное право на какой-либо ресурс (например, на естественные факторы  производства). Примером является деятельность компании «Де Бирс», которая уже давно монополизировала крупнейшие алмазные рудники в Южной Африке и потому контролирует мировой рынок алмазов.

     На  рубеже позапрошлого и прошлого веков  публицисты социалистического направления дали массу красочных описаний агрессивной деятельности монополий. Их можно встретить, например, в работах Дж. А. Гобсона «Империализм» (1902 г.), Р. Гильфердинга «Финансовый капитал» (1910 г.), Н.И. Бухарина «Мировое хозяйство и империализм» (1915 г.) и В.И. Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916 г.). Однако, в настоящее время жесткие действия монополий, как и «нечестная» конкуренция в целом, строго запрещены в странах с развитой рыночной экономикой, хотя и встречаются на периферии цивилизованного мира.

     Подведем  итоги. Фирму можно назвать чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей (субститутов), если она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль. 
 
 
 
 
 
 
 

Сущность  монополий, цели и  механизмы функционирования.

      Сущность  монополии характеризуется следующими моментами:

1. Монополия  возникает из господства в  производстве;

2. Господствуя  в производстве, монополия господствует  на рынке;

3. Благодаря  монопольным ценам монополия  получает монопольно высокую  прибыль.

      Главной целью всякого монополиста является получение максимальной прибыли. Чтобы  показать, при какой цене и каком  объеме выпуска предельный доход  монополиста будет максимально приближен к предельным издержкам и получаемая прибыль окажется наибольшей, обратимся к числовому примеру. Представим себе, что фирма является единственным производителем данной продукции на рынке, и сведем данные об ее издержках и доходах в табл. 1.

      Мы  предположили, что 1 тыс. ед. своей продукции монополист может продать по цене 500 руб. В дальнейшем при расширении сбыта на 1 тыс. ед. он вынужден каждый раз снижать ее цену на 2руб., поэтому предельный доход сокращается на 4руб. при каждом расширении объема продаж. Фирма будет максимизировать прибыль, производя 14 тыс. ед. продукции. Именно при таком объеме выпуска ее предельный доход в наибольшей степени приближен к предельным издержкам. Если она произведет 15 тыс. ед., то эта дополнительная 1 тыс. ед. больше добавит к издержкам, чем к доходу, и тем самым уменьшит прибыль.

      На  конкурентном рынке, когда цена и  предельный доход фирмы совпадают, было бы произведено 15 тыс. ед. продукции, причем цена продукции была бы ниже, чем в условиях монополии.

Выпуск  продукции, тыс. ед. Издержки Цена Доход Прибыль, тыс. руб.
Валовые тыс. руб. Предельные, руб. Валовой, тыс. руб. Предельный, руб.  
0 1000 - - - - -1000
1 1470 470 500 500 500 -970
2 1890 420 498 996 496 -894
3 2265 375 496 1488 492 -777
4 2600 335 494 1976 488 -624
5 2920 320 492 2460 484 -460
6 3230 310 490 2940 480 -290
7 3535 305 488 3416 476 -119
8 3850 315 486 3888 472 38
9 4180 330 484 4356 468 176
10 4535 355 482 4820 464 285
11 4900 365 480 5280 460 380
12 5280 380 478 5736 456 456
13 5680 400 476 6188 452 508
14 6105 425 474 6636 448 531
15 6560 455 472 7080 444 520
16 7040 480 470 7520 440 480
17 7550 510 468 7956 436 406
18 8090 540 466 8388 432 298
19 8665 575 464 8816 428 151
20 9275 610 462 9240 424 -35

      Табл. 1. Динамика издержек и доходов фирмы  в условиях монополии.

      Графически  процесс выбора фирмой-монополистом цены и объема производства показан  на рисунке 2:

         Поскольку в  нашем примере производство возможно лишь в целых единицах продукции, а точка А на графике лежит между 14 и 15 тыс. ед., будет произведено 14 тыс. ед. продукции. Не произведенная монополистом 15-я тысяча означает потерю для потребителей, так как часть из них отказались от покупки из-за высокой цены, установленной производителем.

        Любая фирма, спрос  на продукцию которой не является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход  меньше цены. Поэтому цена и объем  производства, приносящие ей максимальную прибыль, будут соответственно выше и ниже, чем в условиях совершенной конкуренции. В этом смысле на рынках несовершенной конкуренции каждая фирма обладает определенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии.1

Виды  монополий.

      Монополии можно классифицировать по разным видам. По месту в торговых сделках различают объединения, единолично продающие определенные товары множеству продавцов – монополия, и объединения, единолично скупающие какие-то продукты у всех продавцов – монопсония.

     По  масштабам охвата рынка монополия  может установиться в отраслевом масштабе – чистая монополия или монопсония, или охватить масштаб национального хозяйства – абсолютная монополия, например,  внешней торговли государства. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной конкуренции.

     В зависимости от характера и причин возникновения можно выделить:

  • естественные монополии (возникающие из-за особых условий хозяйствования или технологий, таких как транспортировка нефти, газа, почтовая связь и т.п.);
  • легальные монополии (защищенные от конкуренции авторскими правами, патентами, торговыми марками);
  • искусственные монополии (создаваемые ради получения монополистических выгод в формах картелей, синдикатов, трестов, концернов и др.).2

Информация о работе Антимонопольная политика в России