Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:35, реферат
Решением Президента Республики Казахстан в августе 1991 г. был создан Государственный комитет по поддержке новых экономических структур и ограничению монополистической деятельности. С момента создания антимонопольные органы прошли несколько реорганизаций.
Введение
Структура государственных антимонопольных органов
Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий
Система государственного антимонопольного регулирования в сфере государственных монополий
Заключение
Список литературы
В целях защиты
прав потребителей субъектам естественной
монополии установлен ряд запретов.
Это оказывать услуги и осуществлять
иную деятельность, не относящуюся к основной
деятельности, иметь в собственности или
на праве хозяйственного управления имущество,
которое не связано с предоставлением
услуг, владеть акциями других коммерческих
организаций и др.
Органы по регулированию
естественных монополий наделены важными
полномочиями:
1) государственное
регулирование;
2) контроль за
соблюдением действующего
3) применение
мер по пресечению нарушений.
К полномочиям,
обеспечивающим выполнение государственных
регулирующих функций в сфере
естественных монополий, относятся следующие:
принимать решения
о включении в Государственный
регистр субъектов естественных
монополий либо об исключении из него;
принимать обязательные
для субъектов естественной монополии
решения о введении, изменении
или прекращении государственного
регулирования.
3.
Система государственного
антимонопольного
регулирования в
сфере государственных
монополий
Государственная
монополия - услуги, предоставляемые
государственными учреждениями в эксклюзивном
порядке. Это учреждения и предприятия,
созданные и, как правило, лишь частично
финансируемые государством. Другими
источником финансирования их деятельности
являются поступления от платных услуг
физическим и юридическим лицам.
Во всём мире
объективно существует проблема правового
регулирования деятельности группы субъектов,
выполняющих специфические функции. Это
деятельность государственных органов
по обеспечению управления, правопорядка,
обеспечение безопасности государства
и многие другие виды деятельности. Вместе
с тем, перед каждым государством стоит
проблема создания стройной системы, обеспечивающей
нормальную жизнедеятельность общества
в части обслуживания ежедневных его потребностей.
Немаловажно и
то, что надлежащее качество и обоснованный
уровень цен на эти услуги играет
важную роль в становлении и развитии
отечественного производителя, так как
существенно влияет на уровень цен всех
групп товаров, особенно товаров народного
потребления.
Продолжительное
время в вопросах цен и тарифов
на услуги этой сферы наблюдался хаос.
Каждой организацией и учреждением цены
и тарифы устанавливались самостоятельно.
В целях защиты интересов потребителей
Правительство Республики Казахстан принимает
постановление от 31 декабря 1996г. № 1745 «О
мерах по упорядочению взимания платы
за услуги, оказываемые центральными и
местными исполнительными органами».
Данный нормативно-правовой акт устанавливает
запреты центральным и местным исполнительным
органам по взиманию платы за оказание
услуг, не предусмотренных законодательными
актами Республики Казахстан и передаче
выполнения государственных функций,
возложенных на них, хозяйствующим субъектам
с негосударственной формой собственности.
В целях реализации
Указа Президента Республики Казахстан
от 27 апреля 1998г. № 3928 «О защите прав граждан
и юридических лиц на свободу предпринимательской
деятельности» Правительство Республики
Казахстан принимает постановление 9 июля
1998г. № 651. Постановлением утверждены:
Правила оказания
услуг государственными организациями;
2) Правила установления
и определения размера платы за услуги
государственных органов;
3) Правила ведения
государственного регистра
Правила оказания
услуг регулируют отношения между
потребителями и
1) настоящие
правила, изложенные в полном
объеме;
2) перечень платных
услуг, оказываемых данным
3) цены на
предоставляемые услуги, утвержденные
уполномоченным органом по
4) исчерпывающий
перечень документов, предъявляемых
потребителем для получения услуги,
образцы их заполнения;
5) порядок и
условия обслуживания ( режим работы,
реквизиты, льготы по
Настоящими правилами
определены права и обязанности
государственных органов и
При нарушении установленного
порядка оказания услуг должностные лица
государственных органов, виновные в нарушении,
привлекаются у ответственности.
Правилами установления
и определения размера платы
за услуги государственных органов
жестко регламентирован порядок и сроки
предоставления к утверждению проектов
цен. Цены на услуги государственных органов,
включенных в Государственный регистр
платных услуг, утверждаются Антимонопольным
Агентством и его территориальными органами
(Департаментами) и согласовываются соответственно
с Министерством финансов Республики
Казахстан или его территориальными органами.
Изменение цен на платные услуги производится
не чаще одного раза в квартал и вводятся
с 1 числа начала квартала.
Заключение
Таким образом,
за сравнительно небольшой срок перехода
Республики Казахстан к цивилизованному
рынку, законодательство обогатилось
достаточно стройной системой правовых
норм, регулирующих деятельность субъектов
всех сфер экономики, множественность
и специфичность которых позволяют выделить
их в самостоятельную подотрасль. Система
государственного антимонопольного регулирования
формируется во всех странах, где экономика
строится на рыночных принципах. И в нашем
государстве решена задача правового
регулирования субъектов всех сфер экономики.
В сфере естественной монополии государственное
правовое регулирование осуществляется
посредством установления цен (тарифов)
и особым порядком формирования затрат
на оказываемые услуги. Государственное
регулирование в конкурентной сфере экономики
сводится лишь к ограниченному набору
действий, направленных на обеспечение
соблюдение правил свободной конкуренции
всеми субъектами рынка независимо от
форм собственности и структурно-правовых
форм организации деятельности. Деятельность
учреждений сферы государственных монополий
находится под жестким контролем Антимонопольных
органов, а порядок утверждения тарифов
устанавливается в строгом соответствии
с ценовой и антимонопольной политикой.
Как видно из
дипломной работы, по вопросам правового
антимонопольного регулирования имеются
нормативные и методологические наработки,
накоплен некоторый собственный практический
опыт, обобщен опыт других республик СНГ.
Однако, как показал анализ применения
в Республике Казахстан антимонопольного
законодательства, для повышения эффективности
антимонопольной деятельности необходимо
дальнейшее совершенствование законодательной
базы.
Список
литературы