Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 12:03, курсовая работа
Цель работы - выявить особенности антимонопольной политики государства и её роль в переходной экономике. [4]
Для достижения поставленной цели был поставлен ряд задач:
рассмотреть сущность антимонопольной политики;
рассмотреть основы государственного регулирования защиты конкуренции;
ознакомиться с основами антимонопольной политики России;
выявить проблемы антимонопольного регулирования в России.
Введение………...……………………………………………………………
1. Теоретические аспекты монополистической деятельности и антимонопольной политики…………………………...……………………………..
1.1 Монополия: понятие, сущность и виды…………………………..
1.2 Образование монополий……...…………………………………...
1.3 Антимонопольная политика………………………………………
1.3.1 Система антимонопольных органов и порядок их формирования……………………………………………………………………..
1.3.2 Задачи и цели антимонопольных органов……………….
1.4 Антимонопольная политика в переходной экономике и механизмы её реализации…………………………………………………………
2. Анализ проблем антимонопольной политики России…………………...
2.1 Особенности монополии в России…………………………….….
2.2 Становление антимонопольной политики в переходной экономике России…………………………………..…………………………….
2.3 Методы антимонопольной политики в России…………………..
2.3.1 Запреты на монополистические действия………………
2.3.2 Контроль за экономической концентрацией……………
2.3.3 Запрет на недобросовестную конкуренцию…………….
2.3.4 Запрет на антиконкурентные действия органов власти и управления……………………………………………………………………
2.3.5 Реестр как инструмент антимонопольного контроля…..
2.4 Система государственного регулирования естественной монополии……………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………...
Список использованной литературы……………
ФГОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет»
Кафедра
«Экономическая теория»
Курсовая
работа
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему:
«Антимонопольная
политика
в переходной экономике».
Выполнила:
студентка группы ДФМ-21
Орнгалиева К. М. Научный руководитель: доц. Зелинская Г. А. |
Астрахань 2010
Annotation
Competition law, known in the United States as antitrust law, are laws that promote or maintain market competition by regulating anti-competitive conduct.
The history of competition law reaches back to the Roman Empire. The business practices of market traders, guilds and governments have always been subject to scrutiny, and sometimes severe sanctions. Since the 20th century, competition law has become global. The two largest and most influential systems of competition regulation are United States antitrust law and European Union competition law. National and regional competition authorities across the world have formed international support and enforcement networks.
Modern competition law has historically evolved on a country level to promote and maintain competition in markets principally within the territorial boundaries of nation-states. National competition law usually does not cover activity beyond territorial borders unless it has significant effects at nation-state level.
The protection of international competition is governed by international competition agreements. In 1945, during the negotiations preceding the adoption of the General Agreement on Tariffs and Trade (GATT) in 1947, limited international competition obligations were proposed within the Charter for an International Trade Organisation. These obligations were not included in GATT, but in 1994, with the conclusion of the Uruguay Round of GATT Multilateral Negotiations, the World Trade Organization (WTO) was created. The Agreement Establishing the WTO included a range of limited provisions on various cross-border competition issues on a sector specific basis
Competition law, or antitrust law, has three main elements:
Substance
and practice of competition law varies from jurisdiction to jurisdiction.
Protecting the interests of consumers (consumer welfare)
and ensuring that entrepreneurs have an opportunity to compete in the market economy
are often treated as important objectives. Competition law is closely
connected with law on deregulation of access to markets, state aids
and subsidies, the privatization of state owned assets and the establishment
of independent sector regulators, among other market-oriented supply-side
policies. In recent decades, competition law has been viewed as a way
to provide better public
services. Robert Bork
has argued that competition laws can produce adverse effects when they
reduce competition by protecting inefficient competitors and when costs
of legal intervention are greater than benefits for the consumers
Содержание
Введение………...………………………………………1.
Теоретические аспекты монополистической
деятельности и антимонопольной политики…………………………...………………………
|
5
6 6 8 9 10 12 14 17 17 20 24 24 27 29
30 31 32 38 40 42 |
Введение
Антимонопольная политика государства, запрещающая антиконкурентное поведение и предотвращающая образование монопольных структур, является основным способом ограничения злоупотреблений рыночной силой крупными фирмами. Основными целями антимонопольной политики являются: запрещение антиконкурентной деятельности, включающей соглашения о фиксировании цен или разделе территорий, ценовой дискриминации, а также связывающие соглашения, и разделение монопольных структур.
Кроме
ограничения поведения
На антимонопольную политику в большой степени повлияло развитие экономической мысли за последние два десятка лет. В результате антимонопольная политика 1980-х гг. была сфокусирована почти полностью на повышении эффективности, и игнорировала популистские беспокойства по поводу крупных размеров фирм как таковых. Более того, по мнению многих специалистов, в современной экономике - с интенсивной конкуренцией с иностранными производителями и в нерегулируемых отраслях - антимонопольная политика должна главным образом концентрироваться на предотвращении сговоров, таких, как например, сговор о фиксировании цен.
Цель
работы - выявить особенности
Для достижения поставленной цели был поставлен ряд задач:
1.
Теоретические аспекты
монополистической
деятельности и антимонопольного
законодательства
1.1 Монополия: понятие, сущность и виды
В мировой экономической теории существует большое количество определений монополии, ведь это – многоаспектное понятие. В рамках теории монополии это понятие рассматривается через призму трёх аспектов:
Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности, следует уточнить, что опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.
Давая
же определение монополии с точки
зрения рыночного поведения, теория
монополии изучает
Признаки монополии:
Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.
Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку посты первым классом.
Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии ,базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее.
Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.
Но
такое деление не означает, что
все предприятия-монополисты
Фактически все монополии могут считаться открытыми, так как легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут быть сведены на нет изменениями в технологии. А так же все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны возможных товаров-субститутов.
Так же немаловажным, по моему мнению, является определение простой монополии, то есть монополии, которая в каждый конкретный момент времени продаёт свой продукт по одной и той же цене своим покупателям.
Учёными выделяются несколько последствий монополизации:
1.2 Образование монополий
Монополии
могут возникать разными
Информация о работе Антимонопольная политика в переходной экономике