Антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является изучение сущности и причин возникновения инфляции, способов ее регулирования. Немаловажно также изучение причин и особенностей протекания инфляционных процессов в РФ.
Задачи данной курсовой состоят из уяснения понятия и причин инфляции, определения ее социальных последствий, описании основных инструментов антиинфляционной политики и механизма их действия, а также из анализа текущих инфляционных процессов в РФ.

Содержание

Введение
Инфляция: сущность, виды, методы измерения
Методы антиинфляционной политики государства
Эффективность российской антиинфляционной политики
Список литературы

Работа содержит 1 файл

чичкина.docx

— 120.58 Кб (Скачать)

       Помимо  индекса потребительских цен  существует другие методы, которые позволяют рассчитать инфляцию. Как правило, используются несколько основных методов:

       Индекс  цен производителей (Producer Price Index, PPI) — отражает себестоимость производства без учёта добавочной цены дистрибуции и налогов с продаж. Значение PPI опережает по времени данные CPI.

       Индекс  расходов на проживание (Cost-of-living Index, COLI) — учитывает баланс повышения доходов и роста расходов.

       Индекс  цены активов: акций, недвижимости, цены заёмного капитала и прочее. Обычно цены на активы растут быстрее цен потребительских товаров и стоимости денег. Поэтому владельцы активов вследствие инфляции только богатеют.

       Дефлятор  ВВП (GDP Deflator) — рассчитывается как изменение в цене на группы одинаковых товаров.

       Паритет покупательной способности национальной валюты и изменение курса валют.

       Индекс  Пааше — показывает отношение текущих потребительских расходов к расходам на приобретение такого же ассортиментного набора в ценах базисного периода. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Методы  антиинфляционной политики государства

       Антиинфляционная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования. Основная цель заключается в том, чтобы установить над инфляцией надежный контроль и удерживать сравнительно невысокие темпы роста цен. При этом антиинфляционные методы должны воздействовать, с одной стороны, на устойчивое неравновесие рынков (предложение и спрос), а с другой - на механизм инфляции.

     Различают антиинфляционную стратегию, соединяющую цели и методы долговременного характера, и антиинфляционную тактику, нацеленную на результаты в краткосрочном периоде времени.

     Антиинфляционная  стратегия имеет следующие направления: 
1.Стратегия гашения адаптивных ожиданий. 
2.Стратегия ограничения денежной массы. 
3.Стратегические задачи сокращения бюджетного дефицита и совершенствования налоговой системы. 
4. Стратегия сведения к минимуму воздействия на экономику со стороны внешних инфляционных факторов.

     Рассмотрим  подробнее данные направления.

Стратегия гашения адаптивных инфляционных ожиданий связана с изменением психологии потребителя, избавлением от страха перед обесценением сбережений, предотвращением нагнетания текущего спроса. При этом важную роль играет доверие населения к правительству, объявившему политику ограничения прироста денежной массы и начавшему ее проводить. Если обещания правительства выполняются, то срабатывает эффект объявления. Производители и потребители постепенно убеждаются, что правительство встало на путь борьбы с инфляцией и способно его контролировать. 

       Стратегия ограничения денежной массы играет главенствующую роль и основана на жестких лимитах ее ежегодного прироста. Она осуществляется современной банковской системой. Если за счет денежных ограничений удается стабилизировать темпы роста цен, то начинают меняться адаптивные инфляционные ожидания, повышается склонность к сбережениям. Режим жестких денежных ограничений относится к сильнодействующим регуляторам экономики, и пользоваться им необходимо с осторожностью. 
В высокомонополизированных хозяйствах, где доминирует государственный сектор и не развиты рыночные механизмы, установление жестких лимитов на прирост денежной массы может привести не только к стабилизации цен, но и к сокращению объемов производства.

      Поэтому антиинфляционная денежная политика должна сочетаться с разгосударствлением экономики, ее демонополизацией, развитием рыночной инфраструктуры. 

     Стратегическая  задача сокращения бюджетного дефицита может решаться двумя путями: увеличением  доходов и уменьшением расходов государства. В первом случае важную роль играет совершенствование налоговой системы. Снижение ставок налога на прибыль или применение других схем налогового стимулирования выступают важнейшими факторами активизации инвестиционного процесса. В дальнейшем такие шаги могут привести к увеличению производства и занятости. А это, в свою очередь, увеличит массу доходов, подлежащих налогообложению, и в конечном счете будут возможны рост государственных доходов и сокращение дефицита. Во втором случае сокращение дефицита государственного бюджета связано с сокращением государственных расходов. Однако это сложный процесс, требующий продолжительного времени. При этом недопустимы резкие сокращения тех или иных статей бюджета.

     Главный принцип сокращения бюджетных расходов - это постепенное уменьшение финансирования тех видов деятельности государства, которые можно передать рынку. Прежде всего, это касается прекращения чрезмерного вмешательства государства в инвестиционный процесс, уменьшения объемов бюджетных капиталовложений, отмены необоснованных дотаций и субсидий, частичной приватизации образования и здравоохранения. Однако все эти меры должны сочетаться с государственным стимулированием научно-технического прогресса, структурной перестройкой экономики и т.д. 
Таким образом, государство, организуя правильную денежную политику и добиваясь сокращения бюджетного дефицита, подходит к проблеме инфляции со стороны спроса. Осуществляя структурные преобразования, оно наступает на инфляцию со стороны товарного предложения. Не случайно, что в странах, успешно осваивающих новейшую технологию и технику, например, в Японии, инфляция надежно контролируется и не представляет серьезной угрозы для экономики.

     Национальная антиинфляционная стратегия должна свести к минимуму и воздействие на экономику внешних инфляционных факторов. 
Антиинфляционная тактика направлена на ослабление инфляции.

     Главная цель антиинфляционной политики – сделать инфляцию управляемой и ослабить ее негативные социально-экономические последствия.

     Основной  формой стабилизации денежной системы  является антиинфляционная политика государства  с помощью:

1) денежной  реформы;

2) государственного  регулирования инфляционного процесса.

     Денежная  реформа – полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения.

     Осуществляется она различными методами (нулификация, реставрация, девальвация, деноминация) в зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег, политики государства путем принятия единовременного законодательного акта.

     Государственное регулирование инфляционного процесса означает комплекс государственных мер, направленных на ограничение роста цен и стабилизацию денежной системы путем:

1) дефляционной  политики;

2) политики  доходов.

     Дефляционная  политика предусматривает регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Эта политика в целом ведет к замедлению экономического роста.

     Политика  доходов предполагает параллельный контроль за ценами и оплатой труда путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия.

Российская  инфляция отличается своеобразием, что  обусловлено условиями ее развития в связи со специфическими причинами, которые слабо реагируют на приводимую государством денежно-кредитную политику. Для стабилизации денежной системы  и осуществления эффективной  антиинфляционной политики государству  необходимы:

– оздоровление экономики в целом, преодоление  спада инвестиционной активности и  обеспечение приемлемых темпов роста  производства;

– разработка и осуществление государственной  экономической стратегии, способствующей становлению конкурентоспособного, высокотехнологического и наукоемкого  производства;

– усиление стимулов производственного накопления у предпринимателей и населения;

– изменение  структуры производственных фондов в целях расширения производства товаров народного потребления;

– стимулирование кредитной инвестиционной деятельности банков;

– совершенствование  налоговой системы, обращая особое внимание на регулирующую роль налогов;

– формирование и развитие единого общероссийского  рынка товаров, кредита, валюты, земли, труда и т. д.;

– восстановление государственных структур управления и контроля за ценами, доходами, распределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении свободных рыночных цен;

– создание условий для превращения зарубежных долларовых запасов в товары производственного  назначения для национальной экономики;

– изменение  денежно-кредитной политики, а также  платежно-расчетного механизма в  пользу безналичных расчетов в целях  тесной увязки всех элементов рыночных товарно-денежных отношений;

– стимулирование экспертной продукции, в том числе  вооружения, и проведение разумной протекционной политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Эффективность российской антиинфляционной политики

       Общая характеристика прогнозных расчетов. Представленный ниже прогноз ключевых макропоказателей экономики России, с одной стороны, основывается на сложившихся в последние годы тенденциях динамики этих показателей, а с другой -учитывает характер взаимосвязей экономических переменных, используемых в модели QUMMIR1. Данная модель, отражающая взаимодействие производства, доходов и цен в экономике, в принципиальном плане строится как замкнутая система, в которой эндогенные переменные зависят друг от друга, а также от экзогенных переменных, являющихся, как правило, параметрами экономической политики или внешних (по отношению к российской экономике) условий.

       Границы прогноза определяются, во-первых, наличием квартальных данных системы национальных счетов, во-вторых, временным горизонтом среднесрочного трехлетнего прогноза, разработанного Минэкономразвития  России (далее - МЭР). Структура и содержание прогнозно-аналитического материала обусловлены общим замыслом - дать оценку вероятного хода событий, исходя из сложившихся тенденций и направлений экономической политики.

       Результаты  прогнозных расчетов (табл. 1) приведены  в двух сценарных вариантах: 1-й - стимулирования конечного спроса - возможен при своевременной и эффективной реализации заявленных правительством мер; 2-й - низкой эффективности антикризисных мер - в случае запаздывания и непоследовательности в реализации намеченных задач по стимулированию конечного спроса.

       Прежде  чем обсуждать результаты прогноза, имеет смысл коротко остановиться на итогах 2008 г. и на особенностях текущей  экономической ситуации.

       Несмотря  на относительно неплохие в целом  в статистическом смысле результаты 2008 г., по его завершении экономика  России погрузилась в полномасштабный  экономический кризис. (приложение 1)

     При попытке прогнозирования последствий  кризиса применительно к российской экономике можно говорить о воздействии  трех шоков, связанных:

     - с мировым финансовым кризисом, когда принципиально изменились условия внешних заимствований и обслуживания долга;

     - с падением мировых цен на нефть и другие сырьевые экспортные товары;

     - с резким сокращением внешнего спроса на такие традиционные статьи российского экспорта, как металлы и продукция основной химии.

     В условиях дефицита денежных средств  и недоступности кредитных ресурсов возникла необходимость тотальной  экономии. При этом практически на всех производствах во всех отраслях сохранилась возможность значительной экономии материальных и финансовых ресурсов. Начало кризиса означало и начало работы всей экономики по ликвидации неэффективных и нерациональных направлений деятельности, оптимизации  расходов, снижению издержек производства. В этой связи главный вопрос состоит  в том, когда результаты этой, подчас невидимой, но масштабной работы проявятся  в виде позитивной динамики экономического роста.

     Следует заметить, что естественная деятельность экономики по снижению всякого рода издержек может иметь неоднозначный  результат с точки зрения экономической  динамики. Так, например, временный  отказ от закупок ресурсов и комплектующих, обусловленный, с одной стороны, резким ужесточением условий внутренних заимствований, а с другой - наличием производственных запасов, приводит к  ситуации, когда финишные производства еще продолжают функционировать, а  производители промежуточной продукции  резко сокращают ее выпуск. Именно этот процесс наблюдался в ноябре-декабре 2008 г. В свою очередь следствием этого стало появление значимого промежуточного спроса в период, охарактеризовавшийся истощением запасов первичных ресурсов и комплектующих в экономике. Первые признаки этого процесса проявились в январе 2009 г., когда, например, на 13% по сравнению с декабрем 2008 г. возросло производство готового проката.

Информация о работе Антиинфляционная политика