Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 20:57, курсовая работа
Целью этой работы является изучение сущности и причин возникновения инфляции, способов ее регулирования. Немаловажно также изучение причин и особенностей протекания инфляционных процессов в РФ.
Задачи данной курсовой состоят из уяснения понятия и причин инфляции, определения ее социальных последствий, описании основных инструментов антиинфляционной политики и механизма их действия, а также из анализа текущих инфляционных процессов в РФ.
Введение
Инфляция: сущность, виды, методы измерения
Методы антиинфляционной политики государства
Эффективность российской антиинфляционной политики
Список литературы
Помимо индекса потребительских цен существует другие методы, которые позволяют рассчитать инфляцию. Как правило, используются несколько основных методов:
Индекс цен производителей (Producer Price Index, PPI) — отражает себестоимость производства без учёта добавочной цены дистрибуции и налогов с продаж. Значение PPI опережает по времени данные CPI.
Индекс расходов на проживание (Cost-of-living Index, COLI) — учитывает баланс повышения доходов и роста расходов.
Индекс цены активов: акций, недвижимости, цены заёмного капитала и прочее. Обычно цены на активы растут быстрее цен потребительских товаров и стоимости денег. Поэтому владельцы активов вследствие инфляции только богатеют.
Дефлятор ВВП (GDP Deflator) — рассчитывается как изменение в цене на группы одинаковых товаров.
Паритет
покупательной способности наци
Индекс
Пааше — показывает
отношение текущих потребительских расходов
к расходам на приобретение такого же
ассортиментного набора в ценах базисного
периода.
Антиинфляционная
Различают
Антиинфляционная
стратегия имеет следующие направления:
1.Стратегия гашения адаптивных ожиданий.
2.Стратегия ограничения денежной массы.
3.Стратегические задачи сокращения бюджетного
дефицита и совершенствования налоговой
системы.
4. Стратегия сведения к минимуму воздействия
на экономику со стороны внешних инфляционных
факторов.
Рассмотрим подробнее данные направления.
Стратегия гашения
адаптивных инфляционных ожиданий связана
с изменением психологии потребителя,
избавлением от страха перед обесценением
сбережений, предотвращением нагнетания
текущего спроса. При этом важную роль
играет доверие населения к правительству,
объявившему политику
Стратегия
ограничения денежной массы играет главенствующую
роль и основана на жестких лимитах ее
ежегодного прироста. Она осуществляется
современной банковской системой. Если
за счет денежных ограничений удается
стабилизировать темпы роста цен, то начинают
меняться адаптивные инфляционные ожидания,
повышается склонность к сбережениям.
Режим жестких денежных ограничений относится
к сильнодействующим регуляторам экономики,
и пользоваться им необходимо с осторожностью.
В высокомонополизированных хозяйствах,
где доминирует государственный сектор
и не развиты рыночные механизмы, установление
жестких лимитов на прирост денежной массы
может привести не только к стабилизации
цен, но и к сокращению объемов производства.
Поэтому
Стратегическая
задача сокращения бюджетного дефицита
может решаться двумя путями: увеличением
доходов и уменьшением
Главный
принцип сокращения бюджетных расходов
- это постепенное уменьшение финансирования
тех видов деятельности государства, которые
можно передать рынку. Прежде всего, это
касается прекращения чрезмерного вмешательства государства в
инвестиционный процесс, уменьшения объемов
бюджетных капиталовложений, отмены необоснованных
дотаций и субсидий, частичной приватизации
образования и здравоохранения. Однако
все эти меры должны сочетаться с государственным
Таким образом, государство,
Национальная
Антиинфляционная тактика направлена
на ослабление инфляции.
Главная цель антиинфляционной политики – сделать инфляцию управляемой и ослабить ее негативные социально-экономические последствия.
Основной формой стабилизации денежной системы является антиинфляционная политика государства с помощью:
1) денежной реформы;
2) государственного
регулирования инфляционного
Денежная реформа – полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения.
Осуществляется она различными методами (нулификация, реставрация, девальвация, деноминация) в зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег, политики государства путем принятия единовременного законодательного акта.
Государственное
регулирование инфляционного
1) дефляционной политики;
2) политики доходов.
Дефляционная политика предусматривает регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Эта политика в целом ведет к замедлению экономического роста.
Политика доходов предполагает параллельный контроль за ценами и оплатой труда путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия.
Российская инфляция отличается своеобразием, что обусловлено условиями ее развития в связи со специфическими причинами, которые слабо реагируют на приводимую государством денежно-кредитную политику. Для стабилизации денежной системы и осуществления эффективной антиинфляционной политики государству необходимы:
– оздоровление экономики в целом, преодоление спада инвестиционной активности и обеспечение приемлемых темпов роста производства;
– разработка
и осуществление
– усиление стимулов производственного накопления у предпринимателей и населения;
– изменение структуры производственных фондов в целях расширения производства товаров народного потребления;
– стимулирование кредитной инвестиционной деятельности банков;
– совершенствование налоговой системы, обращая особое внимание на регулирующую роль налогов;
– формирование и развитие единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, земли, труда и т. д.;
– восстановление государственных структур управления и контроля за ценами, доходами, распределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении свободных рыночных цен;
– создание
условий для превращения
– изменение денежно-кредитной политики, а также платежно-расчетного механизма в пользу безналичных расчетов в целях тесной увязки всех элементов рыночных товарно-денежных отношений;
– стимулирование
экспертной продукции, в том числе
вооружения, и проведение разумной
протекционной политики.
Общая характеристика прогнозных расчетов. Представленный ниже прогноз ключевых макропоказателей экономики России, с одной стороны, основывается на сложившихся в последние годы тенденциях динамики этих показателей, а с другой -учитывает характер взаимосвязей экономических переменных, используемых в модели QUMMIR1. Данная модель, отражающая взаимодействие производства, доходов и цен в экономике, в принципиальном плане строится как замкнутая система, в которой эндогенные переменные зависят друг от друга, а также от экзогенных переменных, являющихся, как правило, параметрами экономической политики или внешних (по отношению к российской экономике) условий.
Границы прогноза определяются, во-первых, наличием квартальных данных системы национальных счетов, во-вторых, временным горизонтом среднесрочного трехлетнего прогноза, разработанного Минэкономразвития России (далее - МЭР). Структура и содержание прогнозно-аналитического материала обусловлены общим замыслом - дать оценку вероятного хода событий, исходя из сложившихся тенденций и направлений экономической политики.
Результаты прогнозных расчетов (табл. 1) приведены в двух сценарных вариантах: 1-й - стимулирования конечного спроса - возможен при своевременной и эффективной реализации заявленных правительством мер; 2-й - низкой эффективности антикризисных мер - в случае запаздывания и непоследовательности в реализации намеченных задач по стимулированию конечного спроса.
Прежде
чем обсуждать результаты прогноза,
имеет смысл коротко
Несмотря на относительно неплохие в целом в статистическом смысле результаты 2008 г., по его завершении экономика России погрузилась в полномасштабный экономический кризис. (приложение 1)
При
попытке прогнозирования
- с мировым финансовым кризисом, когда принципиально изменились условия внешних заимствований и обслуживания долга;
- с падением мировых цен на нефть и другие сырьевые экспортные товары;
- с резким сокращением внешнего спроса на такие традиционные статьи российского экспорта, как металлы и продукция основной химии.
В
условиях дефицита денежных средств
и недоступности кредитных
Следует
заметить, что естественная деятельность
экономики по снижению всякого рода
издержек может иметь неоднозначный
результат с точки зрения экономической
динамики. Так, например, временный
отказ от закупок ресурсов и комплектующих,
обусловленный, с одной стороны,
резким ужесточением условий внутренних
заимствований, а с другой - наличием
производственных запасов, приводит к
ситуации, когда финишные производства
еще продолжают функционировать, а
производители промежуточной