Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 16:12, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что инфляционные процессы в Республике Беларусь напрямую связаны с развитием общей экономической ситуации, в частности, с темпами структурной перестройки народного хозяйства, технологического перевооружения предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развитием рыночных институтов, а также созданием благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику страны.
Введение…………………………………………………………………………...5
1 Теоретические основы инфляции……………………………………………...7
1.1 Сущность инфляции и ее виды. Причины возникновения инфляции…..7
1.2 Методы измерения инфляции……………………………………………13
2 Особенности инфляционных процессов……………………………………..16
2.1 Инфляционные процессы в Республике Беларусь……………………...16
2.2 Экономические связи Республики Беларусь со странами СНГ на современном этапе…………………………………………………………….19
3 Разработка рекомендаций по антиинфляционной политике в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источников…………………………………………..40
ГЛАВА 3
РАЗРАБОТКА
РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ
ПОЛИТИКЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих законы товарно-денежного обращения, можно считать одной из закономерностей переходного периода. Очевидно, что стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и развития.
Системной причиной инфляции стала попытка форсированно внедрить форму свободного рынка в условиях неадекватной социально-экономической среды. Либерализация цен в отсутствие инфраструктуры рынка, когда ценовые и иные рыночные сигналы слабо, а то и не адекватно, воспринимаются субъектами хозяйствования и домашними хозяйствами, привела к разрыву формально свободных цен и реального движения воспроизводственных процессов.
Подходы
и инструменты регулирования
инфляционных процессов в прогнозном
периоде 2004-2008 гг. необходимо подчинить
обеспечению целевых установок
Программы социально-
В
настоящее время резервы
Макроэкономическая, монетарная и фискальная политика должны быть умеренно жесткими и достаточно гибкими. Для сдерживания инфляции необходимо использовать соответствующие меры, как монетарного характера, так и со стороны издержек производства.
Глубинной
причиной инфляции в республике является
низкий уровень эффективности
Поэтому решение задачи поэтапного снижения инфляции с применением комплекса мер денежно-кредитной политики требует создания соответствующих предпосылок за счет реформирования реального сектора экономики. Реализации стабилизационной программы должны предшествовать кардинальная инвентаризация и пересмотр (секвестирование) объемных ориентиров государственных программ с целью приведения их в соответствие с финансовыми возможностями государства. В первую очередь это касается программ в области жилищного строительства и сельского хозяйства. Политика финансовой стабилизации должна сопровождаться активной приватизацией и реструктуризацией реального сектора экономики, созданием стимулирующей институциональной среды для развития предпринимательства и привлечения иностранных инвестиций. Важнейшей предпосылкой финансового оздоровления экономики является кардинальное реформирование колхозно-совхозной системы ведения сельскохозяйственного производства, которая в силу своей неэффективности ложится тяжелым бременем на государственные финансы, предъявляя перманентный спрос на финансовые ресурсы. Без продвижения по этим направлениям ликвидация государственной финансовой подпитки чревата массовыми банкротствами предприятий, ростом безработицы и социальной напряженности и дискредитацией рыночных реформ в целом.
С целью минимизации издержек и негативных эффектов стабилизационной политики необходимо придерживаться плавной траектории снижения инфляции и ужесточения монетарных параметров, углубление которых должно быть синхронизировано с динамикой структурных реформ в реальном секторе. Иными словами, интенсивность применения макроэкономических финансовых инструментов должна усиливаться по мере адаптации предприятий к новым условиям самостоятельного полноценного функционирования.
Важнейшим
условием и предпосылкой перехода к
таргетированию инфляции является обеспечение
независимости Национального
В соответствии с проектом Основных направлений кредитно-денежной политики на 2007 г., одобренным правительством РБ 17 сентября 2006 года, в следующем году белорусский рубль в реальном выражении не девальвируется, а укрепится: на 2-3% по отношению к российскому рублю и примерно на 6% по отношению к доллару США.
В
целом денежно-кредитная
В проекте Основных направлений денежно-кредитной политики Российской Федерации на 2007 г. инфляция запланирована на уровне 8-10%, что на 2-3% ниже инфляции в РБ даже с учетом запланированного в РБ уменьшения номинального курса белорусского рубля по отношению к российскому, т.е. Нацбанк планирует укрепление белорусского рубля и по отношению к российскому, хотя и всего на 2-3%. Это практически не скажется на состоянии взаимной торговли наших стран (сейчас по паритету покупательной способности белорусский рубль недооценен по отношению к российскому примерно на 15%).
Следует ожидать, что планы девальвации по отношению к доллару в 2007 г. будут выдержаны, тогда как по отношению к российскому рублю это вовсе не обязательно. Дело в том, что, несмотря на формальные заявления о привязке к российскому рублю, фактически белорусский рубль привязан к доллару США посредством установления Нацбанком фиксированных темпов девальвации. Эти темпы в последние годы выдерживаются, тогда как изменение курса BYR/RUB в устанавливаемые Нацбанком ежеквартально границы укладывается далеко не всегда. Курс российской валюты по отношению к доллару на торгах Московской межбанковской валютной биржи в последнее время испытывает довольно резкие колебания, которым белорусская валюта не следует.
Национальный банк своим постановлением от 28 июля 2003 г. «настойчиво» рекомендовал банкам достичь того, чтобы к декабрю 2006 года процентные ставки по вновь выдаваемым валютным кредитам на срок менее одного года составляли не более 11% годовых и на срок свыше года — не более 9,5%.
Новые ограничения по ставкам введены и в части рублевых кредитов. В ноябре-декабре 2006 г. они должны быть не выше ставки рефинансирования Национального банка плюс 3%. Если же учесть, что ставка рефинансирования должна, по его планам, понизиться до 28% годовых, то это означает, что предельная величина ставок по рублевым кредитам не должна будет превышать 31% годовых.
Очевидно,
что стремление правительства и
Национального банка удешевить
кредиты для реального сектора
экономики ставит ряд трудновыполнимых
вопросов перед банковской системой.
В первую очередь с точки зрения
цены привлекаемых ресурсов. По состоянию
на середину года основными донорами
белорусских банков были физические
лица, которые хранили на своих
банковских счетах 1,03 трлн. руб. и 434,4 млн.
USD. Величина процентных ставок по срочным
вкладам физических лиц в этот
же период колебалась в пределах 28-32%
годовых и 6-9% в инвалюте.
Одним из основных инструментов, позволяющих
эффективно воздействовать на снижение
темпов инфляции, является ресурсосбережение.
Достаточно отметить, что материальные
затраты в общих затратах на производство
продукции (работ, услуг) в целом по народному
хозяйству составляют более 60%, затраты
на энергоресурсы (топливо, электроэнергию
и теплоэнергию) - соответственно около
20%.
Сокращение
ресурсопотребления достигается, с
одной стороны, на основе снижения затрат
материальных ресурсов непосредственно
на предприятиях, с другой - посредством
осуществления структурных
Второй путь позволяет получить более быстрый эффект, поскольку способствует развитию эффективных и менее ресурсоемких отраслей и производств, предоставляет возможность в какой-то мере маневрировать материальными ресурсами на существующих производственных мощностях и ускоренно развивать перспективные направления, получая тем самым дополнительный кумулятивный эффект.
Поддержание
низкоэффективных производств (хотя отдельные
предприятия необходимо сохранять)
приводит, в конечном счете, к консервации
неэффективной системы
Характерной
особенностью работ по экономии и
рациональному использованию
•
совершенствование отраслевой, технологической
и территориальной структуры
народного хозяйства в
•
увеличение масштабов внедрения
ресурсо- и энергосберегающих
•
расширение спектра организационно-
•
оптимизация топливно-
• приоритетное использование отечественного сырья и материалов, местных видов топлива при производстве продукции.
Информация о работе Антиинфляционная политика в Республике Беларусь