Антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

В данной теме будет раскрыта сущность явления инфляции, приведены и охарактеризованы основные причины возникновения инфляции и методы борьбы с ней, а также выделены особенности инфляционного процесса в России и сделан вывод о возможностях применения различных антиинфляционных стратегий в конкретных социально-экономических условиях нашей страны.

Содержание

Введение

1. Социально-экономические последствия инфляции

2. Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики

3. Особенности антиинфляционной политики в России

Практикум

Как Центральный Банк страны должен изменить предложение денег в экономике в соответствии с количественной теорией денег, чтобы в целях борьбы с инфляцией при предлагаемом в этом году увеличении реального дохода в 1,1 раза инфляция увеличилась всего на 2% в год при стабильной скорости обращения денег? Назовите и опишите возможные методы и инструменты антиинфляционной политики, которые будут задействованы ЦБ для достижения этого результата.

Заключение

Список использованной литературы:

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономической теории.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

Критикуя кейнсианские антиинфляционные рецепты, представители монетаристской школы отмечали, что подобные методы не позволяют экономическому кризису выполнить свою функцию санации экономики, очистить ее от неэффективных структур. В результате выход из кризиса осуществляется быстрее, но структурные диспропорции в экономике сохраняются, поэтому «обвал» экономики в новый кризис происходит раньше: сокращается период устойчивого экономического роста. Более того, в условиях высокой галопирующей и тем более гиперинфляции дожидаться достаточно отдаленных во время результатов повышения эффективного спроса невозможно, нужны срочные меры, ориентированные на быстрое гашение темпов инфляции. Поскольку представители монетаристской школы (М. Фридмен и др.) рассматривают инфляцию как чисто денежное явление, спровоцированное к тому же избыточным государственным вмешательством в экономику, главным они считают восстановление денежного рынка.

Тактические, первоочередные меры нацелены на сокращение совокупного спроса (проведение конфискационной денежной реформы, замораживание сбережений и заработанной платы). Одновременно осуществляется свертывание социальных программ, дотаций и субсидий неэффективным производителям, что наряду с сокращением совокупного спроса ведет к уменьшению расходов бюджета, а значит – и его дефицита.

По мнению Фридмана, для увеличения совокупного предложения приемлемы лишь те меры, которые не требуют дополнительных государственных инвестиций: это прежде всего продажа ресурсов, информации, государственных предприятий. Приток частных инвестиций должен обеспечиваться максимальной либерализацией рынка. Ставка процента за кредит первоначально должен не снижаться, как в кейнсианской политике, а возрастать, что также окажет понижающее воздействие на инвестиционный и потребительский спрос.

На фоне сокращения совокупного спроса удорожание кредитов и отмена государственных дотаций и субсидий приведут к быстрой санации экономики – банкротству неэффективных производителей. С одной стороны это усугубит экономический спад, а с другой – создаст рыночные ниши, освободит ресурсы для эффективного производства. Тогда появляется возможность стимулировать рост инвестиций путем снижения налоговых ставок результатом чего станут увеличение предложения и снижения цен.

Значительные социальные издержки «санирующего» этапа монетаристской антиинфляционной модели (усугубление экономического спада, рост безработицы, резкое снижение уровня жизни) требуют жесткого и последовательного проведения ее в жизнь в сжатые сроки (так называемой «шоковой терапии»). [1, С.]

На практике многие страны применяют компромиссную тактику борьбы с инфляцией, используя и кейнсианский и монетаристский подходы. Конкретность истины применительно в каждой данной стране – вот ключ решения проблемы. Всякая теория бедна, ибо она схватывает один момент истины, жизнь всегда богаче и сложнее, чем отдельная, хотя и верная, экономическая мысль.[2, С.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности антиинфляционной политики в России

 

Что касается регулирования инфляции в странах с переходной экономикой, то рецепты монетарной политики здесь плохо срабатывали, т.к. преобладали немонетарные причины инфляции. К тому же очаг относительно высокого и быстрорастущего платежеспособного спроса в некоторых регионах (крупных промышленных и административных центрах) подстегивают рост цен в депрессивных отраслях при общем низком уровне платежеспособного спроса в стране.

Главными генераторами инфляции в нашей стране служат экспортные отрасли и монополии. Первые стремятся сравнять высокие экспортные цены с более низкими внутренними и, кроме того, генерируют большой приток иностранной валюты в страну. Вторые постоянно стремятся к росту цен в силу своей природы.[5,С.]

На сегодняшний день крайне актуальна проблема инфляции в Российской макроэкономике  Темпы инфляции в стране за последние 3 года составили в среднем 50% в год. Правительство решило бороться с инфляцией.

 

Программа антиинфляционных мер

Министерство финансов предлагает набор из 15 мер, цель которых — ограничить денежное предложение.

У российской инфляции три источника - платежный баланс, государственные финансы, регулируемые государством тарифы. Предлагаемые меры нацелены на замедление инфляции по каждому из этих направлений:

1. Снижение цены отсечения Стабилизационного фонда с 27 долларов за баррель минимум до 17 долларов за баррель. При длительном сохранении нынешнего уровня мировых цен на нефть и, особенно в случае их дальнейшего роста снижение цены отсечения до 12 долларов за баррель.

 

2. До момента полного погашения государственного внешнего долга прекращение рассмотрения и обсуждения органами исполнительной власти, их представителями и руководителями любых предложений по использованию средств Стабилизационного фонда на иные цели, кроме целей погашения государственного внешнего долга.

 

3. Отказ от создания так называемого Инвестиционного фонда. Прекращение рассмотрения и обсуждения органами исполнительной власти, их представителями и руководителями любых предложений по использованию средств Инвестиционного фонда.

 

4. Создание Фонда будущих поколений, средства которого формируются за счет дополнительных (по сравнению с уровнем, зафиксированным в законах о федеральном бюджете) фактических доходов федерального бюджета, не подлежащих зачислению в Стабилизационный фонд. Утверждение положения о Фонде будущих поколений, в соответствии с которым его средства не могут быть использованы ранее 2020 г. Средства Фонда будущих поколений не могут использоваться на финансирование дефицита Пенсионного фонда. (Дефицит Пенсионного фонда вызван долгосрочными структурными проблемами организации пенсионной системы и потому не может финансироваться за счет конъюнктурных доходов).

 

5. Завершение процесса либерализации капитальных операций. Снятие ограничений на осуществление операций капитального характера российскими резидентами не дожидаясь 1 января 2007 г.

 

6. Отмена импортных квот на мясо. До введения импортных квот на мясо темпы прироста цен на мясо были ниже общего индекса инфляции (в 2002 г. - соответственно 2,7 и 15,1%, в 2003 г. - 8,9 и 12,0%). Введение квотирования мясного импорта привело к значительному ускорению роста цен и радикальному изменению соотношения между динамикой цен на мясо и динамикой потребительских цен. В 2004 г. при увеличении общего индекса потребительских цен на 11,7% цены на мясо и птицу выросли на 19,6%, в том числе на говядину - на 26,4%, на свинину - на 34%. Потребление мяса на душу населения в прошлом году сократилось, в то время как российские граждане заплатили за мясо и мясные продукты на 4 миллиарда долларов больше, чем они заплатили бы даже в том случае, если цены на мясо росли бы тем же темпом, что и общий уровень потребительской инфляции. За первые 9 месяцев 2005 г. при кумулятивном уровне потребительской инфляции в 8,6% розничные цены на мясо и птицу выросли на 17,6%. В сентябре 2005 г. годовой темп потребительской инфляции составил 12,3%, а годовой темп прироста цен на мясо - 22,4%.

 

7. Отмена государственных товарных интервенций на рынке зерна. До начала государственных зерновых интервенций цены на хлеб и хлебобулочные изделия росли медленнее, чем общий индекс инфляции (в 2000 г. - 16,5 и 20,2%, в 2001 г. - 12,4 и 18,6%, в 2002 г. - 4,9 и 15,1% соответственно). Проведение государственных интервенций на зерновом рынке радикально изменило ситуацию. В 2003 г. при росте потребительских цен на 12% цены на хлеб и хлебобулочные изделия подскочили на 30,4%. В 2004 г. темпы их прироста оказались 11,7 и 16,7% соответственно. Полученный в нынешнем году приличный урожай зерна позволяет оказать чувствительное давление в сторону снижения цен на зерно, а также цен на хлеб и хлебобулочные изделия. Однако механизм государственных товарных интервенций поддерживает цены на зерно и продукты его переработки на более высоком уровне. Кроме того, расходуемые на товарные интервенции средства государственного бюджета вносят свой вклад в поддержание более высоких темпов общей инфляции.

 

8. Замораживание регулируемых государством тарифов на электроэнергию. За неполные 5 лет (с декабря 1999 г. по август 2005 г.) потребительские цены выросли на 120%, а тарифы на электроэнергию для населения - на 232%.

 

9. Запрет на заимствования, в том числе внешние, предприятиями государственного сектора до утверждения Правительством Российской Федерации правил осуществления такого рода заимствований. Разработка Правительством Российской Федерации жестких правил заимствования государственными предприятиями.

 

10. Включение заимствований предприятий государственного сектора в программу государственных заимствований, инвестиций предприятий государственного сектора - в государственную инвестиционную программу, бюджетов предприятий государственного сектор - в государственный бюджет в качестве его особой части. Рассмотрение бюджетов предприятий государственного сектора, включая программы их инвестиций и заимствований, Правительством Российской Федерации и Федеральным Собранием Российской Федерации в рамках единого бюджетного процесса. Утверждение бюджетов предприятий государственного сектора, включая программы их инвестиций и заимствований, Федеральным Собранием Российской Федерации.

 

11. Отмена решений о национализации частных компаний компаниями государственного сектора (Юганскнефтегаза - Роснефтью, Сибнефти - Газпромом, "Силовых машин" и зарубежных электростанций - РАО ЕЭС, росзагранбанков - ВТБ). Оплата соответствующих приобретений в конечном счете финансируется либо за счет повышения регулируемых государством тарифов, либо за счет сокращения отчислений компаний государственного сектора в государственный бюджет, либо за счет уменьшения производственных инвестиций государственных компаний, либо за счет бюджетных расходов, либо за счет нескольких или всех этих факторов одновременно и тем самым способствует сохранению высоких темпов инфляции. Кроме того, национализация частных компаний выталкивает из страны частные инвестиции, способные обеспечить увеличение предложения товаров и услуг и тем самым способствовать снижению темпов инфляции.

 

12. Значительное сокращение государственных расходов. Для сравнения: в 2001-2004 гг. удельный вес государственных расходов ВВП в России составил 36%, в Казахстане - 22%, среднегодовые темпы прироста ВВП - 6,1 и 10,5%, а темпы инфляции - 15,5 и 6,9% соответственно.

 

13. Отказ Центрального банка от использования валютной политики в т.н. "антиинфляционных" целях. Манипуляции денежных властей с номинальным валютным обменным курсом в долгосрочной перспективе не влияют на темпы инфляции, но обеспечивают наилучшие условия для развития валютного кризиса. Более того, в условиях открытой экономики повышение номинального курса рубля может привести к увеличению притока в страну "горячих денег", искусственному стимулированию кредитного бума, раздуванию финансовых "пузырей" и в конечном счете не снижению, а повышению темпов инфляции. [13]

Сегодня - это ключевые элементы макроэкономической политики российских властей, признанные большинством профессионалов как наиболее эффективные инструменты обеспечения макроэкономической стабильности и поддержания экономического роста.

Рост индекса потребительских цен уложился в запланированные 9%. Российские чиновники планируют в текущем 2007г году удержать  разгон инфляции в рамках 6,5%-8%. МЭРТ, Минпромэнерго, ФСФР и ЦБ РФ подготовили для Правительства список дополнительных мер по снижению темпов роста денежного предложения и инфляции в 2007 г. Среди них находятся: выпуск краткосрочных облигаций ЦБ РФ, направление доходов Газпрома на досрочное погашение внешнего долга, а не на покупку непрофильных активов в РФ, направление части прибыли ЦБ РФ на увеличение капитализации банка, а не в федеральный бюджет, а также развитие инвестиционной активности населения.

Так или иначе, инфляция в январе 2007 г. по оценкам чиновников снова ускорилась до опасных значений: за первые девять дней прирост потребительских цен составил 1%. Поэтому вполне вероятно, что в течение года официальные прогнозы будут скорректированы в сторону повышения.

По данным Министерства финансов, замедление инфляции в 2006г. по сравнению с 2005 г. связано со значительным снижением темпов роста тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Это наряду с более умеренным ростом тарифов на большинство прочих платных услуг населению привело к сокращению темпов роста тарифов на платные услуги в целом до 13,9% против 21,0% в 2005 г. Эксперты ведомства отмечают, что замедление инфляционных процессов является главным образом средством усиления контроля над регулируемыми государством тарифами, в то время, как давление монетарных факторов остается высоким. Таким образом, ЦБ РФ продолжит повышение номинального эффективного курса рубля.

Между тем более существенному снижению базовой инфляции препятствовало ускорение роста денежного предложения. Рост денежной массы в 2006г. сопровождался более значительным по сравнению с прошлым годом снижением скорости обращения денег. С учетом того, что денежная база в РФ за 2006г. выросла на 50%, а в 2008 и последующих годах планируется увеличить темп роста тарифов, проблема сдерживания инфляции сохраняет свою актуальность для Правительства РФ.

Кроме того, в 2008г. планируется повышение в два раза тарифов на газ и электроэнергию. Значит, в экономике будут формироваться ожидания инфляционного всплеска.

Статистика за первый месяц года уже разочаровала цифрами. По данным Министерства финансов, за первые девять дней января 2007 г. потребительские цены в России выросли на 1%. По оценкам министерства, в текущем месяце инфляция может составить 2,2% к декабрю 2006 г., что несколько ниже инфляции, зафиксированной в январе 2006 г. (2,4%). По прогнозам Министерства финансов, базовая инфляция в январе 2007 г. останется на прошлогоднем уровне и составит 0,8% к декабрю 2006 г. Новость о росте инфляции, безусловно, разочаровывает, поскольку свидетельствует о том, что наиболее значимое прошлогоднее достижение макроэкономики – снижение инфляции – может оказаться лишь временной победой, а не началом новой тенденции.

Превысившая прогнозы инфляция в январе пока не влияет на прогноз роста индекса потребительских цен на 2007 г., составляющий 7,8% в годовом выражении. Предполагается, что в течение года инфляционное давление спадет на фоне менее резкого, чем ожидалось, увеличения регулируемых государством тарифов. Такая же ситуация наблюдалась и в прошлом году, когда инфляция в феврале достигла 11,2% в годовом выражении, но затем упала до 9% в декабре. Ожидается, что инфляция по итогам 2007г. года составит 8%.

[12]

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практикум

 

Как Центральный Банк страны должен изменить предложение денег в экономике в соответствии с количественной теорией денег, чтобы в целях борьбы с инфляцией при предлагаемом в этом году увеличении реального дохода в 1,1 раза инфляция увеличилась всего на 2% в год при стабильной  скорости обращения денег? Назовите и опишите возможные методы и инструменты антиинфляционной политики, которые будут задействованы ЦБ для достижения этого результата.

 

Решение:

Уравнение Фишера: М * V = P * Q,

Где  М – количество денег необходимых для обращения в стране;

V – Скорость обращения денег;

P – Уровень цен;

Q – Количество товаров или услуг.

На основании уравнения Фишера:

1)     М1 * V1 = P1 * Q1 -  для начальной ситуации (1);

2)     М2 * V2 = P2 * Q2  -  для второй ситуации.

Запишем уравнение для второй ситуации в следующем виде:

М2 * V1 = 1,02 P1 * 1,1 Q1 (2)

(2)/ (1) = М2 / М1 *  V1 / V1 =  1,02 P1 / P1 *  1,1 Q1 / Q1

После сокращения получаем:

М2 / М1 = 1,02 * 1,1 = 1,122 из полученного ответа следует что предложение денег увеличится 1,122 раза.

Центральный Банк может осуществить эмиссию (выпуск) денег, т.е. впустить их в обращение.

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, инфляция  -  это  сложный многопрофильный процесс, наносящий  серьезный  ущерб  экономике  страны,  ее населению. Инфляция в настоящее время  в той  или  иной  степени  охватывает практически все страны мира. Борьба  с  ней  с  целью  ее  снижения  требует больших сил и материальных затрат.

Для того чтобы найти эффективные пути решения этой проблемы, прежде всего, необходимо разобраться в самой её сущности, выделить всё первостепенное, главное. А это главное заключается в том, что инфляция представляет собой сложное многофакторное явление, обусловленное нарушением воспроизводственных процессов, не пропорциональном развитии народного хозяйства, политикой государства, политикой эмиссионных и коммерческих банков.

    Следовательно,  управление  инфляцией  представляет   важнейшую   проблему   денежно-кредитной и в целом экономической политики. При этом  необходимо  учитывать многосложный и многофакторный характер инфляции,  поскольку  в  ее  основе лежат не только монетарные,  но  и  другие  факторы.  При  всей  значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия  денежной  эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них  –  стабилизация  и  стимулирование   производства,   совершенствование налоговой   системы,   создание    рыночной    инфраструктуры,    повышение ответственности  предприятий  за  результаты  хозяйственной   деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1.      Курс экономической теории: Учебник / по ред.М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой – 4-е изд., перераб. и доп. – Киров: 1999г. – 752 с.

2.      Основы современной экономики: Учебник / В.М. Козырев – М.: Финансы и статистика, 1999г. – 368 с.

3.      Основы экономической теории: Учебник/ В. Д. Камаев и другие. – М.: «Владос», 1995  -  640 с.

4.      Основы экономической теории: Учебник / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков - М.: Экономика,  1998 г. -  350 с.

5.      Экономика: Учебник/ Под ред. д-ра эконом. наук.,проф. А.С. Булатова – 4-е изд., перераб. и доп.  – М.: Экономистъ, 2005г. – 831 с.

6.      Экономическая теория: Учебник / под ред. А.С. Булатова, - М. «Бек» 2000г.

7.      Экономическая теория: Учебник для вузов. Серия «Учебники и учебные пособия»/ Под ред. д.э.н., проф. Ю.Ф. Симионова – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001г., 320 с.

8.      Экономическая теория: Учебник для студентов вузов/ Под ред. проф. И.П. Николаевой, проф. Г.М. Казиахмедова – 3-е изд.., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005г., 543 с.

9.      Российский экономический журнал. - 2000. - № 5.

10. Санкт-Петербургские Ведомости № 02 (2391) от 5 января 2001г.Финансовые известия. – 2001. – 3 июля.

11. А. Ляско  Вопросы экономики №9  1998

12. Меры Министерства финансов по снижению инфляции. -http://www.minfin.ru

13. Андрей Илларионов: программа антиинфляционных мер. - http://www.оpec.ru

 

 

 



Информация о работе Антиинфляционная политика государства