Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:54, курсовая работа
В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям важным является вопрос сочетания рыночных и государственных инструментов регулирования экономики. Большой интерес представляет обеспечение устойчивого экономического роста, то есть эффективность проведения стабилизационной политики, включая бюджетно-налоговую и денежно-кредитную Актуальность данного вопроса заключается в том, что проведенная стабилизационная политика может способствовать развитию производственных сил в республике, стимулировать:
- развитие предпринимательства;
- рост производства товаров и услуг;
-социальную защиту и справедливость;
-добросовестную конкуренцию в различных секторах экономики и между различными формами собственностями;
-защиту отечественного товаропроизводителя;
Для административно-командной
системы были характерны высокая
централизация экономики, государство
выступало главным
Административно-командная экономика имеет достаточно мощную индустриальную базу, но ее структура не совершенна, поскольку значительно преобладают отрасли тяжелой и оборотной промышленности, сырьевые отрасли и недостаточно развит потребительский сектор экономики.
Главными направлениями формирования рыночной экономики в переходный период являются следующие.
1. Либерализация экономики - это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Она имеет повсеместное распространение и включает: отмену государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности (в том числе внешней торговли), прекращение централизованного распределения ресурсов, переход к формированию цен в основном в соответствии со спросом и предложением, снижение государственного контроля над транзакционными операциями на внутреннем и внешнем рынках.
2. Демонополизация экономики и создание конкурентной среды, предполагающие создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов, обеспечение на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль (предоставление льготных кредитов), регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий, в отдельных случаях раздробление крупных фирм
3. Институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов), создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие рыночного законодательства.
4. Структурные преобразования, направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. Главной целью перестройки структуры экономики - развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.
5. Макроэкономическая стабилизация , она не входит в число системных реформ, так как осуществляется нередко и в странах с устоявшейся рыночной экономикой. Важное значение этого направления вытекает из того, что кризис административно-командной системы раньше и сильнее всего проявляется в финансовой сфере, особенно в форме высокой инфляции. Длительное сохранение последней препятствует нормальному становлению рыночных отношений, поэтому подавление инфляции жизненно важно для переходных экономик. В систему мер макроэкономической стабилизации входят ограничения денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки.
6. Формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения. Эта система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения. Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы и означает окончание переходного периода
В процессе перехода от административно-командной к рыночной экономике сформировались примерно три группы стран.
Первая группа включает страны,
где темпы продвижения к
Вторая группа включает страны,
где переход к рыночной экономике
оказался сопряженным с немалыми
трудностями и осуществляется гораздо
медленнее, чем в странах первой
группы (Россия, Беларусь, другие страны
СНГ, Болгария, Румыния, Югославия, Албания,
Монголия). Здесь не было устойчивой
традиции рыночной экономики, а формирование
административно-командной
Третью группу составляют страны Восточной Азии (Китай и Вьетнам), где господство административно-командной системы было кратковременным и переход к рыночной экономике начался на основе традиционной патриархальной системы при крайне слаборазвитой промышленности и, следовательно, отсутствии серьезным диспропорций, а также при сохранении авторитарной политической власти, в условиях благоприятного для развития рыночных отношений хозяйственного менталитета населения. В этих странах действовал ряд факторов, облегчавших рыночные реформы. Здесь переход от коллективных хозяйств к мелким частным был легко осуществим, так как основой сельского хозяйства оставался ручной труд. Тяжелая промышленность и военно-промышленный комплекс составляли сравнительно небольшую долю в экономике этих стран, что облегчило переориентацию их промышленности на нужды потребительского рынка.
Господство плановой экономики в этом регионе продолжалось 25-30 лет. Немалое значение имели традиционно высокая трудовая этика населения, сохранившаяся склонность к предпринимательству. Наконец, заметную роль сыграла китайская и вьетнамская диаспора с ее капиталом, кадрами и предпринимательскими опытом. Некоторые экономисты предпочитают относить Китай и Вьетнам не к переходным (постсоциалистическим), а к посттоталитарным странам на том основании, что в них официально не ставится задача перехода к рыночной экономике западного типа с преобладанием частной собственности. В этих странах рыночные отношения развиваются преимущественно в сельском хозяйстве, торговле, услугах, ремесле, тогда как крупная промышленность остается в государственной собственности. Многие относят эти страны к развивающимся.
Опыт рыночных преобразований
во всех трех группах стран показывает,
что сравнительно легко проходит
либерализация в виде отмены или
ослабления государственного контроля
над хозяйственной
Гораздо тяжелее проходит
либерализация цен и
Практика стран, входивших
некогда в «мировую социалистическую
систему», демонстрирует два основных
варианта трансформации административно-
-первый - эволюционный путь
постепенного создания
-второй - «шоковая терапия»,
применявшаяся с той или иной
степенью интенсивности в
Различия между указанными путями заключаются в сроках осуществления системных преобразований и стабилизационных мер,0 степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства. Выбор эволюционного или «шокового» пути перехода к рыночной экономике зависит не столько от воли политического руководства, сколько от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов.
В пользу эволюционного перехода говорит наличие:
- довольно развитого сельского хозяйства и кустарного производства, в которых заняты поколения работников, сохранивших навыки частного предпринимательства;
- сравнительно невысокий удельный вес тяжелой промышленности и особенно военно-промышленного комплекса;
- стабильность финансовой системы;
- преобладание среди политической и хозяйственной элиты слоев, заинтересованных в проведении реформ.
Выбор «шокового» варианта обычно является вынужденной мерой. Он связан в большинстве случаев с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от административно-командной системы, а также острого товарного дефицита, вызванного накопившимися структурными диспропорциями.
Можно выделить следующие общие черты эволюционного пути перехода к рыночной экономике:
1. Государство на основе
долгосрочной стратегии реформ
последовательно, шаг за шагом
заменяет механизмы
2. Начало реформы связывает
с установлением динамического
равновесия на потребительском
рынке, причем не только с
помощью более гибкой системы
цен, но и прежде всего
3. Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства и сбыта потребительских товаров и лишь затем распространяются на инвестиционные отрасли.
4. Либерализация цен проводится на последующих этапах реформы, причем нередко с сохранением государственного контроля над ценами в отраслях с сильными монополистическими тенденциями, с целью избежать резкого снижения жизненного уровня населения.
5. Проводится жесткая финансовая политика в целях недопущения высокой инфляции. В Венгрии максимальный годовой прирост розничных цен составил 35% (1991 г.), а в Китае - 24,1% (1994 г.).
6. Активно формируется рыночная инфраструктура, поощряется частное предпринимательство, главным образом в мелком производстве и сфере услуг . Импульс, данный развитию сельского хозяйства и связанных с ним отраслей по производству потребительских товаров, становится своеобразным мотором дальнейшего распространения рыночных механизмов, и одновременно приводят к насыщению потребительского рынка, создает благоприятный социальный фон для дальнейшего углубления реформ.
Все выше перечисленное относится к эволюционному пути («градуализм»).
Далее мы рассмотрим вариант
радикального перехода к рынку («шоковая
терапия»). Стратегия «шоковой терапии»
основана на неолиберальной теории. Согласно
неолиберализму рыночная экономика
является саморегулирующей системой.
Поэтому главная задача преобразования
заключается в сведении к минимуму
экономической роли государства. За
ним сохраняется важнейшая
-одномоментную либерализацию
цен на основную массу товаров
и услуг и переход от
-скорейшее разрушение
прежней системы
-ускоренную приватизацию
государственной собственности,
-либерализацию
Недостатки стратегии радикального перехода к рыночной экономике сводятся к следующему: во-первых, в условиях унаследованных от прежней системы огромных структурных диспропорций переход к свободному ценообразованию приводит к тому, что наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится перераспределительная деятельность в финансовом секторе при оттоке ресурсов из реального сектора;
Во-вторых, стремительный переход к ценообразованию на основе спроса и предложения в условиях доставшегося от планового хозяйства товарного дефицита и монопольного положения производителей на первых порах вызывает высокую инфляцию;
В-третьих, стратегия радикального перехода, сопровождаемая высокой инфляцией, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации.
Информация о работе Антициклическое регулирование экономики: цели, методы стабилизации, инструменты