Англо-американская школа маржинализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 17:27, реферат

Описание работы

Для истории наук, как и других областей человеческой культуры, характерно противопоставление «классического» и «современного». В экономической науке водоразделом между «классикой» и современной экономической теорией является «маржиналистская революция» 70-х гг. XIX вв., с которой берет начало современный микроэкономический анализ, основанный на оперировании «предельными» (маржинальными - marginal) понятиями - «предельная полезность», «предельная производительность», «предельный доход», «предельные издержки», «предельная норма замещения» и т.д.

Содержание

Содержание…………………………………………………………………2
Введение………………………………..……...…………………………....3
Основная часть……………………….………..…………………………4-8
Кембриджская школа…………………………….……………….4-6
Американская школа………………………………...…..……..…7-8
Заключение……………………..……………….………………….………9
Список используемой литературы…………….………………………...10

Работа содержит 1 файл

История экономических учений реферат.docx

— 29.61 Кб (Скачать)

Содержание 

 
  1. Содержание…………………………………………………………………2
  2. Введение………………………………..……...…………………………....3
  3. Основная часть……………………….………..…………………………4-8
    1. Кембриджская школа…………………………….……………….4-6
    2. Американская школа………………………………...…..……..…7-8
  4. Заключение……………………..……………….………………….………9
  5. Список используемой литературы…………….………………………...10
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Для истории наук, как и других областей человеческой культуры, характерно противопоставление «классического» и «современного». В экономической науке водоразделом между «классикой» и современной экономической теорией является «маржиналистская революция» 70-х гг. XIX вв., с которой берет начало современный микроэкономический анализ, основанный на оперировании «предельными» (маржинальными - marginal) понятиями - «предельная полезность», «предельная производительность», «предельный доход», «предельные издержки», «предельная норма замещения» и т.д.

      Институционально маржиналистская революция связана с оформлением 3-х университетских школ и научного сообщества экономистов со своими журналами. Карл Менгер (1840-1921), стал основателем австрийской школы, продолженной Евгением фон Бем-Баверком (1851-1914) и Фридрихом фон Визером (1851-1926). Лозаннскую школу в университете главного города швейцарского кантона Во составили Леон Вальрас (1834-1910) и его преемник на профессорской кафедре швейцарец Вильфредо Парето (1848-1923).

      Наконец, наиболее разветвленной стала англо-американская школа. Вслед за Уильямом Стенли Джевонсом (1835-1882), профессором Манчестерского, а затем Лондонского университетов, ее традиции укрепляли профессор Оксфордского университета Френсис Исидро Эджуорт (1845-1926), профессор Кембриджского университета Альфред Маршалл (1842-1924) и его ученики, профессор Колумбийского университета в столице США Дж. Бейтс Кларк (1847-1938 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Кембриджская школа.

    Конец XIX в. – начало XX в. отмечены ростом концентрации и монополизации капиталистического производства. Эти явления вызвали существенные изменения в условиях функционирования предприятий, усложнили процесс производства и обращения, на что и отреагировали экономисты. Теория кембриджской школы представлена исследованиями А.Маршалла, Ф.Эджуорта, А.Пигу.

    Наибольший  вклад в теорию внес профессор  Кембриджского университета Альфред  Маршалл, являющийся автором таких  значительных работ как «Экономика промышленности» (1889г.), «Промышленность  и торговля» (1919г.), «Деньги и торговля» (1923г.) и др. Особую популярность ученому  принесла работа «Принципы политической экономии» (1890г.), в которой систематизированы  и обобщены положения пострикардианской  политической экономии, австрийской  школы и других течений экономической  мысли. Данная работа положила начало новому направлению в экономической  науке, получившему впоследствии название неоклассического экономического анализа.

    Маршалл выступал противником трудовой теории стоимости, которая доказывала примат издержек производства в ценообразовании. Вследствие этого Маршалл отверг метод причинно – следственных зависимостей одних явлений от других. Так возник аналитический метод Маршалла, впоследствии названный теорией частичного равновесия. Согласно этой теории, в каждой отдельной  ситуации исследователь должен принимать  постоянными все элементы, кроме  одного, анализируя изменения последнего. Благодаря Маршаллу начали широко применяться  математические методы изучения функциональных соотношений между экономическими явлениями, что позволило ученым разрабатывать практические, конкретные проблемы рынка.

    Центральное место в творчестве Маршалла и  его школы занимает рыночный механизм формирования цен. Исходным пунктом  теории Маршалла стал постулат: ни спрос, ни предложение не имеют приоритета с точки зрения определения цен, а являются равноправными элементами механизма рыночного ценообразования. В частности, Маршалл констатировал  рост спроса при падении цен и  уменьшении спроса при их увеличении. Устойчивая цена (цена равновесия) устанавливается  в точке пересечения кривых спроса и предложения, когда спрос уравновешивается предложением. Цена же спроса определяется полезностью товара, которая представляет собой максимальную цену, что покупатель готов платить за товар. Движение спроса определяется убывающим характером роли спроса и др. причинами.

    Однако, отмечал Маршалл, данная идеальная  модель рыночного взаимодействия цены, спроса и предложения меняется в  зависимости от продолжительности  исследуемых временных периодов. Когда изучается кратковременный период, то выявляются одни закономерности, в длительной же перспективе – иные.

      Издержки производства, по Маршаллу, в конечном счете, определяются суммой страданий, которые вызываются, с одной стороны, трудом, а с другой воздержанием от непроизводительного потребления капитала. Психологическая теория переживаний Маршалла опиралась на известную с середины XIX в. «теорию воздержания» английского политэконома Н.Сениора и потребовалась основателю кембриджской школы для противопоставления рикардианской теории трудовой стоимости и марксовой теории прибавочной стоимости. В соответствии с этой теорией Маршалла, и рабочий, и предприниматель приносят жертвы в процессе производства. Жертвой со стороны рабочего являются субъективные отрицательные эмоции, связанные с трудовыми усилиями; жертвой работодателя – отсроченные удовольствия от личного потребления или необходимость их ожидания. Тем самым снималась проблема прибавочной стоимости и тесно связанная с ней проблема эксплуатации. Маршалл сделал вывод, что денежные издержки производства или цена предложения конкретного товара должны обеспечивать компенсацию всех отрицательных ощущений субъектов производства, которая, таким образом, включает в себя заработную плату (за усталость, жертву рабочего) и предпринимательский доход (плату за воздержание, неуверенность). Маршалл не ограничился теоретическими построениями психологического содержания издержке производства. По настоящему крупным достижением прикладного характера стали исследования ученого, посвященные выявлению динамики издержке производства (в применении к отдельным предприятиям и фирмам). Он предложил три возможных модели динамики издержек. Существуют отрасли, утверждал Маршалл, где предельные издержки, следовательно, и цена предложения, не зависят от объема выпускаемой продукции (закон постоянной отдачи или закон постоянной производительности). Но есть отрасли, в которых с увеличением объема производства предельные издержки производства единицы продукции снижаются (закон возрастающей отдачи или закон возрастающей производительности). Наконец, к третьей категории относятся производства, где по мере их расширения наблюдается рост предельных издержек и соответственно цен предложения (закон падающей отдачи или закон падающей производительности). Во 2-м и 3-м случае цена предложения предпринимателем связана с объемом произведенной продукции и определяется через предельные издержки производства. Таким образом, Маршалл включил в теорию цены важное положение о зависимости цены предложения от производства.

    Устанавливая  связь между ценообразованием и  длительностью временного периода, он сделал вывод о резком увеличении воздействия предложения и издержке производства на механизм ценообразования. В связи с этим Маршалл различал 3 периода времени: короткий, в течение  которого производственные мощности не меняются; длительный, когда можно изменить объем продукции путем вовлечения новых производственных мощностей; и, наконец, весьма длительный, когда могут произойти изменения в численности населения, технике производства и капитале. Нормальная цена (или цена равновесия), определяемая издержками производства, по мнению Маршалла, устанавливается во 2-м периоде, потому что игра спроса и предложения в течение длительного периода приводит цены к издержкам и возникает устойчивое равновесие.

    Предложенный  Маршаллом механизм ценообразования  более сбалансирован, нежели концепция  австрийской школы. Анализ фактора  времени, проведенный ученым, оказал существенное влияние на развитие экономической  науки.

    Разрабатывая  проблему спроса, Маршалл создал концепцию  «эластичности спроса», под которой  понимается функциональная зависимость  спроса от изменения цен. Маршалл  определяет «эластичность» как соотношение  между возрастанием имеющегося запаса товаров и падением цены и, наоборот, степенью уменьшения запаса и повышением цены. Спрос на товар является эластичным в большей степени, чем цена данного  товара. Если же изменение спроса на товар происходит в меньшей степени, чем изменение цены, спрос будет  неэластичным. Данная концепция получила развитие в практических исследованиях  конкретной конъюнктуры рынка, при  прогнозировании эффективного функционирования хозяйственного механизма. Понятие  «эластичности» в дальнейшем стало  применяться в разработке проблем  цены и спроса, цены и предложения  товара, процента и предложения капитала, заработной платы и наличной рабочей  силы. 
 
 
 
 
 
 
 

Американская  школа.

      В конце 19 века возникла американская маржиналистская школа, основателем которой был профессор Джон Бейтс Кларк (1847 – 1938г.г.). В его работах «Философия богатства» (1889г.), «Возможность построения научного закона заработной платы» (1899г.), «Проблемы монополий» (1901г.), «Основы экономической теории» (1901г.) предложен оригинальный вариант теории предельной полезности. Главным ее отличием стало исследование проблем производства и распределения в опоре на концепцию предельной производительности труда и капитала.

      Кларк поставил перед собой задачу создать теорию, которая эффективно защищала бы экономические устои современного ему общества, доказывала бы справедливость капитализма и естественность его законов. Для ее решения Кларк предложил оригинальный метод исследования, ставший впоследствии весьма распространенным. Кларк разделил экономическую науку на три раздела, первый из которых посвящался формулированию «универсальных законов». Используя уже известный метод «робинзонады» и субъективно – психологический анализ поведения потребителя, Кларк сформулировал три «универсальных», по его мнению, экономических закона: закон предельной производительности, закон специфической производительности и закон убывающей производительности.

      Учение Кларка о статике и динамике было перенесено в экономические исследования из теоретической механики. При этом он полагал, что на 1-е место по значимости следует поставить статическое состояние. Согласно 
Кларку, оно характеризуется отсутствием технического прогресса и каких бы то ни было перемещений труда и капитала, фиксированным характером потребностей в товарах, наконец, полным господством режима свободной конкуренции. При этих условиях статического состояния или экономического равновесия действуют имманентные рыночной экономике законы. Если какое-либо из названных условий отсутствует, то равновесие нарушается и соответственно происходит искажение экономических законов. В результате экономика приходит в движение, стремясь достигнуть нового статического состояния равновесия.

      В основу своей теории цены Кларк положил закон предельной производительности (своеобразный вариант закона предельной полезности австрийской школы). Однако в отличие от маржиналистов Австрии и Англии он утверждал, что оценки благу (товару) дают не индивидуумы, а группы покупателей. Здесь явно прослеживается попытка отхода от крайне субъективистского, несовершенного маржиналистского метода исследования. К тому же Кларк доказывал, что ценность конкретного товара может быть разложена на Х-число полезностей отдельных его свойств. Поэтому при определении цены учитывается якобы не полезность данного товара в целом, а полезность каждой из его частей.

      Кларк выделяет группы покупателей, которые оценивают ту или иную полезность, заключенную в данном товаре, и на основе этого показывает наличие многообразия полезностей у каждого товара.

      Особое место в творчестве Кларка занимают сформулированные им «закон специфической производительности» и «закон предельной производительности капитала». Учение о статике и динамике он применяет при разработке теории вменения и распределения, с помощью которой пытается обосновать справедливость предпринимательских доходов и отсутствие эксплуатации.

    Опираясь на теорию услуг Ж.-Б.Сэя, Кларк выделяет 4 фактора производства: капитал в денежной форме, капитальные блага (средства производства и земля), деятельность предпринимателя и труд рабочих. Каждый из этих факторов, согласно Кларку, характеризуется специфической производительностью и создает доход. Таким образом, каждый владелец получает свою долю дохода, созданную принадлежащим ему фактором. Отсюда следует вывод, что несправедливое присвоение чужой собственности и эксплуатация отсутствуют. Эта модель характерна для статического состояния, где предпринимательской прибыли не существует. В динамическом состоянии предпринимательская прибыль возникает, т.к. предприниматель выступает уже не в роли организатора производства (за что получает плату в статическом состоянии), а в роли новатора, проводника технического прогресса. В условиях динамики предприниматель добивается снижения затрат на своем предприятии ниже средних издержек, что и составляет его дополнительных доход, или предпринимательскую прибыль. Динамическое состояние, как известно, стремится к новому статическому этапу, когда исчезает предпринимательская прибыль. Более того, при достижении равновесия прибыль становится достоянием всего общества.

      Согласно Кларку, при неизменном размере капитала каждый вновь принятый рабочий производит меньше продукции, нежели принятый ранее. 
Производительность труда последнего принятого рабочего и объявляется им 
«предельной производительностью». Отсюда предельная производительность становится ниже, чем более принимается рабочих, а заработная плата всех рабочих, следовательно, должна определяться по «предельной производительности» труда, складывающейся под воздействием объективных, естественных причин. Аналогично выведен и «закон убывающей производительности капитала». Если при неизменном количестве рабочих добавляется новая доза капитала, то она приносит меньший доход по сравнению с предшествующей. Поэтому предприниматель также страдает под воздействием естественных законов.

Заключение

        В заключение нужно сказать, что маржинализм оказал огромное влияние на развитие экономической теории. Методологические принципы, разработанные австрийской и англо-американской школами маржинализма, стали исследовательским инструментом большинства современных течений экономической мысли.

    Экономическая теория Маршалла оказала заметное влияние  на развитие экономических наук. Введенные  кембриджской школой в научный оборот концепции цены, спроса и предложения, издержки производства стали предметом  последующего изучения и развития. Современными экономистами широко используется и модифицируется разработанные  Маршаллом теории «эластичности» спроса и предложения, совершенной конкуренции, квазирентного дохода и др.

Информация о работе Англо-американская школа маржинализма