Анализ динамики ВНП РК за годы независимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы изучить теоретические методологические аспекты экономической категории валового национального продукта.
При расчете показателя ВНП мы сталкиваемся с такой ситуацией: извлекая статистическую информацию из финансовых документов компаний и получая ВНП для разных лет, мы имеем дело с номинальным показателем BHП. Мы можем сказать в какой мере, скажем, увеличение номинального ВНП в каком-либо году вызвано изменениями объема производства, с одной стороны, либо колебаниями цен — с другой.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты экономической категории валового национального продукта ……………………………………………………... 6
1.1 ВНП и методы его расчета. Значение системы национальных счетов.…...6
1.2 ВНП и общественное благосостояние……………………………………… 9
1.3Методика и методы исследования динамики макроэкономических показателей …………………………………………………………………….12
Глава 2. Анализ динамики ВНП и ВВП РК за 2000-2009 года……………………………………………………………………………… 14
2.1 Анализ темпов экономического роста РК…………… ……………………14
2.2 Анализ разницы между ВВП и ВНП в Казахстане в период с 2000-2009 года ……………………………………………………………………………… 19
2.3 Анализ макроэкономических показателей Республики Казахстан …...…24
Глава 3. Меры стимулирования макроэкономического состояния Казахстана ……………………………………………………………………....31
3.1 Республика Казахстан как макроэкономическая система …………. ……31
3.2 Механизмы реформирования экономики Республики Казахстан ……….33
3.3 Экономическая стратегия президента Республики Казахстан……………38
Заключение……………………………………………………………………..………….40
Список использованных источников………………………………………. 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая (Анжела).doc

— 557.50 Кб (Скачать)

    Современная экономика Казахстана находится  на качественно новом витке, однако это не снижает важности тех проблем, которые возникли перед республикой.

    Согласно  действующей в настоящее время  Программе действий правительства на 2003-2004 гг. в 2003 г. обеспечен прирост реального среднегодового ВВП до 5-7%, а уровень ВВП на душу населения довести в 2004 год до $1600-1700. Инфляция  не должна превысить в 2003-2004 годах - 4-6%. Среднегодовой прирост промышленного производства должен составлять не менее 8-10%.

    Целью Стратегии развития РК до 2010 г. является двукратное увеличение уровня ВВП (по сравнению с 2001 г. –13,5 %) и построение основ конкурентоспособной экономики.

    Программа базируется на растущем потенциале малого и среднего бизнеса, наличии мощного нефтегазового сектора, новых возможностей финансовой сферы.

    Логика  социально-экономического развития страны за последние годы указывает на то, что главным индикатором успешности предпринимаемых правительством мер  становится социальная сфера. При этом нельзя забывать, что повышение уровня жизни населения зависит от роста экономики. Достижение поставленных целей и среднесрочных приоритетов требует от правительства обеспечения сбалансированности и устойчивости финансовой и бюджетной системы страны; повышения внутреннего спроса на основе роста уровня жизни населения, снижения бедности и безработицы; создание условий для эффективного функционирования и технологического обновления действующих предприятий всех отраслей экономики; организации производства новы» конкурентоспособных товаров в перерабатывающих отраслях промышленности.

    Структура экономики, особенно в сфере промышленности, должна стать менее зависимой от влияния внешних факторов.

    Одностороннее преимущественное развитие сырьевых, ориентированных на экспорт отраслей при упадке сельского хозяйства, легкой промышленности, всего комплекса обрабатывающих отраслей приведет к структурной диспропорции экономики, усилению разрыва между регионами, поляризации и дифференциации населения.

    Большую актуальность получает проблема бедности и занятости. Так, по итогам Отчета о человеческом развитии в 2010 г., в Казахстане более 30% населения находится на грани или за чертою бедности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3 Экономическая стратегия президента Республики Казахстана Назарбаева Н.А

   В Послании Президента РК народу страны от 29.01.2010 года убедительно показано, что с 2000 по 2010 год производство ВНП  в РК выросло в 2 раза, среднемесячная оплата труда в 5 и средний размер пенсий в 3 раза при уровне безработицы 6,3%, что ниже, чем до мирового кризиса. За трудный 2009 год рост экономики составил 1,1% и промышленного производства - 1,7%, а валютные международные резервы и активы Нацфонда РК выросли за последние 10 лет более чем в 25 раз и превысили $50 млрд.

   Эти достижения позволили приступить к  выполнению Стратегии развития до 2020 года за счет форсированной индустриализации, развития инфраструктуры, повышения  конкурентоспособности человеческого  капитала, обеспечения населения  качественными услугами социально-культурной и жилищно-коммунальной сферы, укрепления межнационального согласия, национальной безопасности и усиления позиций на мировой арене. Первоочередным является реализация 162 инвестпроектов, равноценных по стоимости свыше 40% от ВНП страны. К 2014 году более 80% рынка продтоваров в РК должны составлять продукты отечественного производства. А в национальной инновационной системе создание, кроме действующих 145 вузов в РК нового университета Астаны с центрами наук о жизни, энергетических исследований и междисциплинарно-инструментального, учитывая приоритеты индустрии до 2010 года в Межотраслевом плане научно-технологического развития РК до 2020 г.

В Указе  Президента РК от 28 января 1998 года № 3834 “О мерах по реализации стратегии  развития  Казахстана  до  2030  года”,  принятым   

в  г. Астане определены кроме общих вопросов  развития  экономики  РК,  еще  и   принципы стратегии экономического роста:

  1. Ограниченное  прямое вмешательство государства  в экономику. Возложить на Агентство по стратегическому планированию и реформам  РК   координацию деятельности  государственных органов по  выполнению   стратегических планов развития республики и контроль за их реализацией.

  2. Макроэкономическая  стабильность. Ее  целью  является   снизить  уровень среднегодовой  инфляции,  сохранить  управляемый  бюджетный  дефицит и устойчивый курс тенге.

        Приоритетным является:

         - Ужесточение денежно-кредитной  политики;

         - Развитие финансовых институтов  и углубление финансовых рынков;

         - Повышение эффективности налоговой   и  бюджетной  политики  и   не

           инфляционное финансирование бюджетного  дефицита;

         - Координация денежно-кредитной  политики с налоговой  и   бюджетной

           политикой и пенсионной реформой;

         - Укрепление платежного баланса.

  3. Либерализация  цен.

  4. Открытая  экономика и свободная торговля. Целью ее является –  завершить  в основном структурные реформы  в экономике. Приоритетным является:

         - ускоренное развитие  экспортной  транспортной  инфраструктуры  и

           коммуникаций;

         -  рост  внешней  торговли  с  улучшением  структуры   и  географии

           экспорта и импорта;

         - усиление  государственного  контроля  на  отдельных  рынках  при

           ограничении государственного регулирования  на других рынках.

  5. Укрепление  институтов частной собственности.  Оздоровление и  укрепление  отечественной банковской системы  и стимулирование кредитования  частного сектора. Развитие фондового  рынка Казахстана. Совершенствование форм  и методов финансирования частного сектора.

  6. Приватизация.

  7. Обеспечение   эффективной  защиты   иностранных   инвестиций.   Жесткое пресечение   финансовых   махинаций   со   средствами    индивидуальных  инвесторов, формирование благоприятных условий для прекращения оттока и начала   репатриации   капитала.   Развитие   международной    компании “Инвестирование в Казахстан”.

  8. Разработка  энергетических и других природных  ресурсов.  Целью  является  формирование  экспортоориентированного,   технологически    связанного топливно-энергетического комплекса.  Создание      эффективных энерготехнологий   с   использованием   разнообразных   энергоресурсов.

     Создание евразийской сети экспортных  нефтепроводов и газопроводов. Рост объемов  добычи  нефти  и  газа,  повышение   конкурентоспособности и внедрение передовых технологий и др.

  9. Формирование  индустриальной технологической  стратегии.

10.  Диверсификация  производства.  Целью   этого   является   Формирование экспортоориентированного промышленного комплекса  страны,  базирующейся на производстве продукции преимущественно из отечественных  минерально-сырьевых ресурсов и продукции производственно-технического  назначения.

     Развитие  машиностроительных  производств,  ориентированных  на   нужды отечественных производителей.  Подготовка  и  расширение  рынков  сбыта казахстанской продукции.

          Из этого можно сделать вывод,  что в Казахстане за период с 2000 по 2010 год проделана очень большая работа в сфере экономики. ВНП 2010 года вырос в 2 раза по сравнению с 2000 годом, то что современная экономика Казахстана находится на качественно новом уровне.  Введение национальной денежной единицы дало возможность руководству страны проводить комплексную и взаимосвязанную экономическую политику. Республика Казахстан также смогла преодолеть долговременный и масштабный экономический спад и сегодня формирует условия для экономического роста.

 

Заключение 
 

   Внедрение СНС в отечественную практику позволил получить ряд важнейших макроэкономических показателей, необходимых для анализа экономических процессов разработки прогнозов и принятия решений в области экономической политики.

   Такими  показателями являются, в частности: валовой внутренний продукт, валовой  национальный продукт, национальный доход, национальное сбережение, располагаемый доход, конечные потребительские расходы на товары и услуги, инвестиции и источники их финансирования, сальдо внешней торговли, сальдо по текущим операциям с заграницей.

    В последние годы Казахстан при техническом содействии Организации экономического сотрудничества и развития осуществил в основном переход от Баланса народного хозяйства (БНХ) к Системе национальных счетов (СНС), рекомендованной ООН для стран с рыночной экономикой.

    По  оценке миссий МВФ и Всемирного банка Казахстан находится в настоящее время на 5-м этапе внедрения методологии СНС 1993 года (из 6 этапов, предусмотренных разработанными по поручению статистической комиссии ООН рекомендациями по внедрению СНС межсекретариатской группой по национальным счетам).

    К настоящему времени построены все  текущие счета и счет операций с капиталом. Начаты работы по построению финансового счета. В дальнейшем необходимо обеспечить совершенствование  расчетов по текущим счетам СНС, освоить  методологию построения оставшихся счетов накопления и балансовых таблиц СНС, сформировать взаимосвязанную систему счетов по секторам экономики.

   В этой связи предусматриваются мероприятия  по освоению методологии и построению оставшихся счетов накопления и балансовых таблиц СНС, что позволит полностью завершить внедрение методологии СНС  года в статистическую практику страны. Изменение общественно-политического строя Казахстана и ориентация его экономики на рыночные отношения, а также активное интегрирование экономики страны в мировое сообщество вызвали необходимость реформирования государственной статистики. Оно началось с момента принятия Государственной программы по перестройке статистики, первичного и бухгалтерского учета, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 29 декабря 1992 г. N 1098.

   В рамках данной Программы в 1993-1996 годах  были сделаны первые шаги по формированию национальной статистики в реальном секторе экономики, финансовой и  банковской сферах, сопоставимой на международном уровне.

   Был осуществлен комплекс мероприятий, заложивший основы для перехода на Систему национальных счетов (CHС) ООН, разработки межотраслевых балансов по схеме СНС, реформирования финансовой и банковской статистики. Созданы  новые для республики разделы статистики, а именно: внешнеэкономических связей, платежного баланса, цен, домашнего хозяйства.

1.   Валовой   национальный   продукт   (ВНП),   основной    показатель

экономического  состояния общества,  представляет  собой  рыночную  стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в течение  года.  Промежуточные товары, непроизводственные сделке • продажи подержанных товаров  исключаются

при подсчете ВНП.

    2.  ВНП  может  быть  рассчитав   путем  сложения  совокупных  расходов,

необходимых для производства всей конечной продукции,  либо  путем сложения доходов, полученных от производства данного объема продукции.

    3. По расходам ВНП определяется  как сумма потребительских  расходов , а товары  н  услуги,  валовых  инвестиций  компаний,  государственных  закупок товаров и услуг и чистого экспорта; ВНП = С + Ig + G + Хn

Информация о работе Анализ динамики ВНП РК за годы независимости