Амортизационная
политика должна способствовать решению
задач по направлениям:
- развитие научно-технического прогресса;
- ускорение процесса обновления основного капитала и наращивания национального богатства страны;
- оптимизацию сроков полезного использования имущества;
- накоплению достаточных средств для простого и расширенного воспроизводства;
- созданию условий для объективной оценки и переоценки основных производственных фондов.
Основными элементами амортизационной
политики являются:
1. Взаимосвязь амортизационной
политики с инвестиционной и
инновационной политикой. Амортизационные
отчисления являются одним из источников
финансирования инвестиций и в основном
обеспечивает простое воспроизводство
амортизируемых активов. Величина амортизационных
отчислений во многом определяет рамки
инвестиционной деятельности в стране.
Соотношение между амортизационными отчислениями
и валовыми инвестициями характеризует
темпы развития экономики. В том случае,
если валовые инвестиции превышают амортизационные
отчисления, экономика находится на подъеме.
При этом обеспечивается не только простое
воспроизводство основного капитала,
но и его прирост за счет других источников
финансирования и прежде всего прибыли.
Если валовые инвестиции меньше амортизационных
отчислений, то экономика находится на
стадии спада и этих инвестиций недостаточно
для возмещения потребленного в производстве
капитала.
2. Разработка экономически целесообразных
сроков полезного использования
амортизируемого имущества. Срок
полезной службы – ожидаемый
(расчетный) период использования
активов компании, или количество
изделий, которое компания предполагает
произвести с использованием
актива. Вместе с тем действует
целый ряд факторов, противодействующих
максимилизации эффекта, получаемого
от эксплуатации активов. Поэтому, при
определении срока полезной службы актива
в соответствии с вышеназванным стандартом
учитываются следующие факторы:
- ожидаемый объем использования
актива компанией, который оценивается
по предполагаемой мощности или
физической производительности
актива;
- предполагаемый физический износ,
зависящий от производственных
факторов, таких, как количество
смен, использующих данный актив,
и программа ремонта и обслуживания,
принятая в компании, а также
условия хранения и обслуживания
актива в период простоя;
- моральный износ в результате
изменений или усовершенствования
производственного процесса, или
в результате изменений объема
спроса на рынке на данную
продукцию или услугу, производимые
или предоставляемые с использованием
актива;
- юридические или аналогичные
ограничения на использование
актива, такие, как сроки аренды.
3. Реализация наиболее эффективных
механизмов начисления амортизационных
отчислений. Действующими в настоящее
время нормативными актами государство
предусматривает несколько механизмов
начисления амортизационных отчислений.
К ним относятся:
- линейный метод;
- ускоренный (нелинейный) метод (с
применением понижающих коэффициентов,
с использованием повышающих
коэффициентов, с льготным режимом
начисления амортизационных отчислений
(для малых предприятий), с мерами
ограничительного характера на
применение ускоренной амортизации
(например, применение линейного
метода начисления амортизации
к зданиям, сооружениям, передаточным
устройствам, входящим в восьмую-десятую
амортизационные группы, независимо
от сроков ввода в эксплуатацию
этих объектов).
На основе разрешенных к применению
механизмов каждый хозяйствующий субъект
выбирает наиболее оптимальный и
приемлемый вариант, исходя из конкретных
целей и задач развития предприятия
и сложившихся условий хозяйствования.
4. Создание условий, обеспечивающих
использование амортизационных
отчислений в соответствии с
функциональным назначением. На
протяжении ряда последних лет
предложение инвестиций на российском
рынке не удовлетворяет потребностей
в них, и для создания конкурентоспособной
отечественной технической базы
производства необходимо привлечение
дополнительных ресурсов. В связи
с этим в настоящее время
исключается возможность массового
обновления основного капитала,
и тем более за счет собственных
инвестиционных ресурсов. Необходимо
привлечение внешних источников.
В сложившихся условиях единственный
постоянный источник финансирования
воспроизводства внеоборотных активов
– амортизационные отчисления – должен
использоваться с наивысшей отдачей. Для
этого государству необходимо создавать
условия, обеспечивающие использование
амортизационных отчислений в соответствии
с их функциональным назначением.
5. Налоговое стимулирование ускорения
обновления амортизируемого имущества.
Механизм ускоренной амортизации можно
рассматривать в качестве своеобразной
формы налоговых скидок, преследующей
цель стимулирование инвестиций и внедрения
новой техники.
6. Методическое
руководство процессами разработки
и реализации амортизационной
политики. Методическое руководство
амортизационной политикой включает
подготовку пакета нормативных
актов; проведение мероприятий
по обучению персонала, обмену
опытом работы в соответствующем
направлении; руководство процессами
внедрения новых правил, методов,
способов начисления амортизационных
отчислений, их учета, составления
отчетности; своевременное доведение
распорядительных документов до
исполнителей и другие мероприятия.
Методическое руководство амортизационной
политикой должно осуществляться
на всех уровнях управления: федеральном,
региональном и местном, поскольку
эффективность амортизационной
политики во многом зависит
от качества управленческих решений,
принимаемых всеми участниками
этого процесса.
7. Мониторинг
и контроль за реализацией амортизационной
политики. Мониторинг – это наблюдение
за состоянием дел в области амортизационной
политики с целью контроля за ее реализацией
и прогноза. Мониторинг должен включать
получение сведений по установленной
форме (оценка последствий изменения финансового
положения, условий накопления и расходования
амортизационных начислений), обобщение
и подготовку сводных материалов, а также
соответствующих предложений по совершенствованию
механизма начисления амортизационных
отчислений, обеспечению целевого характера
их использования, контролю за рациональным
их расходованием. Информация, получаемая
посредством мониторинга позволяет оценивать
размеры инвестиций, текущие условия хозяйственной
деятельности и стратегию предприятий,
качество механизмов амортизационной
политики и перспективы ее развития.
8. Оценка
результативности амортизационной
политики государства. На основе
полученной в процессе мониторинга информации
осуществляется оценка результативности
амортизационной политики с точки зрения
ее эффективности. В качестве показателей
эффективности амортизационной политики
могут выступать такие, как:
- соотношение
темпов ввода основных фондов
и темпов их выбытия;
- степень
износа основных фондов;
- использование
амортизационных отчислений в
соответствии с функциональным
назначением;
- средний
возраст основных фондов;
- доля
нематериальных активов в структуре
внеоборотных активов;
- степень
использования производственных
мощностей по выпуску отдельных
видов продукции;
- доля
активной части основных производственных
фондов в их видовой структуре;
- прирост
дохода за счет улучшения использования
амортизируемого имущества.
Оценка
эффективности амортизационной
политики, механизмов и перспектив
ее развития важна как для предприятий,
осуществляющих инвестиции в основной
капитал, так и органов управления,
регулирующих экономические процессы
на федеральном, региональном и местном
уровнях.
Одна
из существенных проблем развития экономики
Беларуси — старение основного капитала.
Достаточно сказать, что на 1.01.2012 г. удельный
вес накопленной амортизации в первоначальной
стоимости активной части основных средств
(машины, оборудование и транспортные
средства) составил 65,2%.
Как показывают
данные Минстата, главным источником воспроизводства
и обновления основных средств являются
собственные средства организаций, в первую
очередь — амортизация. При этом суммы
амортизационных отчислений, включаемые
в себестоимость, напрямую зависят от
результатов переоценки основных средств,
которая, в свою очередь, призвана определять
реальную стоимость этих активов.
На рисунке
1 представлены изменения остаточной
стоимости основных средств, в результате
переоценки.
Рисунок 1 − –рирост остаточной стоимости основных
средств по основным областям промышленности
Следует
отметить, что в случае применения
только индексного метода переоценки
стоимость основных средств возросла
бы на 18,9%. Например, рост остаточной стоимости
основных средств в организациях
связи и ЖКХ заметно ниже, чем
в среднем по республике. Это связано
с тем, что у первых на балансе
много импортного оборудования, переоценка
которого производилась методами прямой
оценки и пересчета валютной стоимости.
А здания жилищного фонда, преобладающие
в структуре основных средств
ЖКХ, вообще не переоцениваются.
В заключение
отметим, что вопросы достоверной
оценки имущества становятся особенно
важными в связи с обострением
инфляционных процессов. Поэтому необходимо
вновь вернуться к проблеме ограничений
на применение методов прямой оценки и
пересчета валютной стоимости по отдельным
объектам основных средств (в основном
по объектам недвижимости), установленных
Указом № 622. Ведь применение индексного
метода по таким объектам в большинстве
случаев приводит к необоснованному увеличению
их стоимости и, как следствие, росту издержек.
Амортизационную
политику организации можно рассматривать
как составную часть общей
политики управления операционным основным
капиталом, как часть общей политики
формирования собственных инвестиционных
ресурсов, как составную часть
общей политики управления операционными
оборотными активами.
В частности,
амортизационная политика как часть
общей политики управления операционными
оборотными активами заключается в
индивидуализации уровня интенсивности
их обновления в соответствии со спецификой
их эксплуатации.
Заключение
Амортизация
и амортизационная политика играют
очень важную роль в экономике
любого государства. Проведенное в данной
работе исследование позволило сделать
следующие выводы:
- Объективной основой амортизации является участие основных фондов в производственном процессе. Амортизационные расходы возникают в течение всего эксплуатационного периода объекта. Амортизацию можно трактовать как процесс постепенного перенесения стоимости основных фондов на производимые товары и услуги. Перенесенная часть стоимости относится к производственным затратам и медленно по определенным законам включается в себестоимость продукции в качестве статьи, выступает элементом цены товара (услуги).
- Амортизация занимает важное место в финансировании инвестиций в основные средства предприятия для его дальнейшего развития. В странах дальнего зарубежья инвестиции в основные средства за счет амортизации составляют более 2/3 от всего объема инвестиции, что значительно снижает стоимость инвестируемых ресурсов. Для достижения подобных результатов необходимо разработка высокоэффективной амортизационной политики предприятия.
- При любом способе начисления амортизации общая сумма амортизационных отчислений за весь срок полезного использования объекта равна первоначальной стоимости основных средств (а с учетом переоценки основных средств – их восстановительной стоимости). Вместе с тем сумма амортизации существенно различается в зависимости от принятого способа ее начисления.
- Одним из основных свойств новой амортизационной политики является возможность применения предприятиями и организациями выбора различных методов и способов начисления амортизации, что позволит им вырабатывать собственную амортизационную политику, а государству – более эффективно осуществлять регулирование хозяйственных процессов, протекающих в экономике, а также воздействовать на происходящие структурные преобразования. Это будет способствовать развитию в стране наукоемких производств, повышению рентабельности и конкурентоспособности отечественных производителей, расширению рынков сбыта и завоеванию позиций как на внутреннем, так и на внешнем рынках.