Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:21, курсовая работа
цель исследования – изучение роли А. Маршалла в экономической теории как основоположника микроэкономического анализа.
Для раскрытия цели курсовой работы были определены следующие задачи:
- изучить биографические предпосылки экономических достижений А. Маршалла;
- исследовать основные нововведения и разработки ученого;
- проанализировать влияние А. Маршалла на дальнейшее развитие экономической науки.
Введение 3
1 Биографические предпосылки экономических достижений А. Маршалла 5
1.1 Начальный период формирования экономических взглядов ученого (1842 – 1856 гг.) 5
1.2 Переход А. Маршалла к изучению экономической науки 6
2 Основные разработки ученого 9
2.1 Теория спроса и предложения 9
2.2 Другие разработки А. Маршалла 12
3 Влияние А.Маршалла на развитие экономической науки 17
3.1 Воздействие современников на распространение идей А. Маршалла 17
3.2 Характеристика наиболее значимых аспектов влияния А. Маршалла на дальнейшее развитие микроэкономического анализа 19
Заключение 28
Список использованных источников 29
2) Различие между "реальной" процентной ставкой и "денежной" процентной ставкой и соответствие этого различия кредитному циклу, когда стоимость денег колеблется. Первая четкая характеристика этого различия дана в "Принципах".
3) Причинная связь, в результате которой в современных кредитных системах дополнительное предложение денег оказывает влияние на цены, а также роль, которую играет учетная ставка. Классическое и единственное подробное изложение этого тезиса, к которому на протяжении многих лет могли обращаться студенты, содержится в показаниях Маршалла в Комиссии по золоту и серебру 1887 года (особенно в первой части этих показаний), а также в его показаниях в Комитете по денежной системе Индии 1899 года.
4) Формулировка теории "паритета покупательной способности" как определяющего обменный курс между странами с взаимно неконвертируемыми валютами. По существу, эту теории разработал Д. Рикардо, но новое ее изложение в форме, применимой к современным условиям, было сделано еще раньше Маршаллом в "Меморандуме о воздействии, которое оказывают на международную торговлю различия между валютами разных стран". Маршалл привел в нем примеры о соотношении английского золота и русских бумажных рублей, а также о соотношении английской золотой валюты и индийской серебряной валюты. Он доказывал, что длительный отход от паритета покупательной способности (не употребляя этот термин) едва ли возможней, за исключением таких случаев, когда имеет место "общее недоверие к экономическим перспективам России, которое рождает у инвесторов желание изъять свои капиталы из России". Часть этого меморандума была воспроизведена в качестве первой части "Приложения" в книге "Деньги, кредит и торговля". Следующая выдержка из материалов, врученных Маршаллом Комиссии по золоту и серебру, являет собою квинтэссенцию его теории: "Пусть страна В имеет неконвертируемые бумажные деньги (скажем, рубли). В каждой стране цены будут определяться соотношением между объемом денежной массы и функциями, которые она должна выполнять. Цену рубля в золоте будет устанавливать ход торговли, точно так же как соотношение между ценой золота в стране А и рублевыми ценами в стране В (с поправкой на транспортные издержки)".
5) "Цепной" метод составления индексов. Первое упоминание об этом методе содержится в сноске к последнему разделу (озаглавленному "Как определить единицу покупательной способности") его статьи "Меры по регулированию колебаний общего уровня цен" (1887 год).
6) Предложение о введении в обращение бумажных денег (в духе выдвинутых Рикардо "Предложений об экономичных и надежных деньгах"), базирующихся на золото-серебряном стандарте. Это предложение впервые встречается в его ответе Комиссии по кризису в торговле и промышленности в 1886 году. Он доказывал, что обычный биметаллизм всегда будет проявлять тенденцию превратиться в альтернативный металлизм.
Он утверждал, что, если возникнут большие нарушения позиций национальной валюты по причине сохранения биметаллизма, можно быть уверенным, что именно биметаллизм установится. Его альтернативный план отличался от предложения Рикардо тем, что нужно просто ввести сплав слитка серебра, скажем, в 2000 граммов, со слитком золота, скажем, в 100 граммов; а правительство обязуется всегда соблюдать готовность купить или продать такой сплав двух слитков за фиксированное количество денег. К реализации этого плана могла бы приступить любая страна, не дожидаясь согласования во времени с другими странами.
Маршалл не настаивал на немедленном введении этой системы, но выдвинул ее как, по крайней мере, более предпочтительную, чем система биметаллизма. То же предложение он повторил в 1887 году в статье "Меры по регулированию колебаний общего уровня цен", а также в 1888 году в своих показаниях Комиссии по золоту и серебру.
7) Предложение ввести "Табличный стандарт" для факультативного применения при заключении долгосрочных контрактов. Это предложение впервые появилось в приложении к докладу о защите прав работников при увольнении, который Маршалл прочитал в 1885 году на Конференции по оплате труда в промышленности. Он затем повторил его в 1886 году в ответе Комиссии по кризису в торговле и промышленности.
Он подчеркивал, что важной проблемой в связи с увольнениями в промышленности, является необходимость определенного знания того, каков может быть курс фунта стерлингов в ближайшее время. Этот серьезный недостаток можно значительно смягчить принятием проекта, который экономисты уже давно отстаивают. Предлагая эту меру, он имел в виду, чтобы правительство само не занималось бизнесом, а оказывало бы бизнесу помощь. Оно должно публиковать таблицы, насколько возможно точно показывающие изменения покупательной силы золота, и таким образом облегчить заключение контрактов о предстоящих выплатах, выраженных в единицах фиксированной покупательной силы золота. Единица постоянной общей покупательной силы могла бы быть использована по свободному выбору обеих заинтересованных сторон почти во всех контрактах о выплате процента и погашении займов, а также во многих контрактах о рентных платежах, о заработной плате и жалованье. Маршалл подчеркивал тот факт, что это предложение не связано с формой национальной валюты и не требует никакого ее изменения. Он допускал, что такой план редко может быть пригоден для целей международной торговли. Но его значение в качестве стабилизирующего фактора для внутренней экономики может быть столь велико, а его введение может оказаться столь легким и столь свободным от недостатков, обычно сопровождающих вмешательство правительства в бизнес, что он настаивал на немедленном рассмотрении.
Это важное предложение Маршалла получило дальнейшее развитие в его очерке о "Мерах по регулированию колебаний общего уровня цен.
Таким образом, разработанные Маршаллом математические и графические методы анализа в экономической теории отличались такой убедительностью, ясностью и научной, что далеко превзошли идеи его предшественников.
К основным достижениям ученого в экономической науке можно отнести формулирование количественной теории денег как составной части общей теории стоимости; различие между "реальной" процентной ставкой и "денежной" процентной ставкой и соответствие этого различия кредитному циклу, когда стоимость денег колеблется; причинная связь, в результате которой в современных кредитных системах дополнительное предложение денег оказывает влияние на цены, а также роль, которую играет учетная ставка; формулировка теории "паритета покупательной способности" как определяющего обменный курс между странами с взаимно неконвертируемыми валютами; "цепной" метод составления индексов; предложение о введении в обращение бумажных денег; предложение ввести "Табличный стандарт" для факультативного применения при заключении долгосрочных контрактов и др.; разработка теории спроса и предложения в коротком и долгосрочном периодах, введение понятий эластичности и квазиренты.
Важно привести слова самого Маршалла о том, на чем основываются все его разработки, о его базовой позиции и отношении к другим теоретикам: "Перемена точки зрения современного поколения на экономическую науку обусловлена открытием того, что сам человек в большой мере являет собой порождение обстоятельств и изменяется вместе с ними. Главная ошибка английских экономистов начала нынешнего столетия заключалась не в том, что они игнорировали историю и статистику, а в том, что они рассматривали человека, так сказать, как некую постоянную количественную величину и не давали себе труда изучать ее изменения. Они поэтому приписывали действию факторов предложения и спроса гораздо более механический и регулярный характер, чем ему фактически было свойственно. Самой существенной их ошибкой было то, что они не увидели, насколько сильно подвержены изменениям поведение и структуры индустрии. Между тем социалисты оказались людьми, обладавшими глубоким ощущением и известным знанием скрытых источников человеческого поведения, которые экономисты вовсе не принимали в расчет. В путанице сумбурных речей и сочинений социалистов крылись мудрые наблюдения и важные соображения, из которых философы и экономисты могут почерпнуть много поучительного. В ряду негативных последствий узости в работе английских экономистов начала века наиболее достойным сожаления является то, что социалистам была предоставлена возможность цитировать и неправильно истолковывать экономические догмы. Рикардо и его главные последователи не разъяснили другим и даже сами не отдавали себе ясный отчет в том, что созданное ими учение отнюдь не является универсальной истиной, а лишь универсальным механизмом, служащим для открытия определенного класса истин. Признавая высокую степень и выдающееся значение универсальности главного направления экономического анализа, я не приписываю принцип универсальности экономическим догмам. Это не само воплощение конкретной истины, а лишь механизм для открытия конкретной истины" [12, c. 145].
Придерживаясь подобных взглядов и живя во времена, когда господствовало осуждение экономистов и когда отмеченные им выше ошибки его предшественников причиняли максимум вреда, Маршалл, естественно, не желал публиковать отдельные разделы своей работы в отрыве от надлежащего приложения их к практике. Графики и чистая теория сами по себе могли принести больше вреда, чем пользы, увеличивая противоречия между объектами и методами математических наук, с одной стороны, и общественных наук - с другой; они могли бы приобрести не тот смысл, который Маршалл считал правильным.
После публикации "Принципов" он запретил ее распространение и заменил в 1892 году почти совершенно иной книгой под тем же названием, которая в основном представляла собой сокращенный вариант "Принципов" и "попытку приспособить ее к потребностям студентов младших курсов". Эти настроения Маршалла, видимо, были обусловлены тем, что его теория стоимости, которая в той книге была впервые представлена публике, по необходимости трактовалась в усеченном и незавершенном виде и тем не менее оставалась на протяжении одиннадцати лет единственным источником, которым широкая публика могла пользоваться для суждения об указанной теории. Его споры в "Quarterly journal of economics" в 1887 и 1888 годах с американскими экономистами, которые читали ту маленькую книжку, отразили эти его настроения. Позднее он выступил также против представления об экономической науке как о дисциплине, которую можно рассматривать как простое пособие "для полуобученных преподавателей вечерних курсов, с помощью полусерьезных книжек читающих лекций студентам-первогодкам".
Однако книга получила высокую оценку компетентных ученых и за все время ее существования была практически наилучшим из имеющихся кратким учебником. Более того, последняя часть книги III, посвященная проблемам торговых объединений, профсоюзов, торговых конфликтов и сотрудничества, явила собой первую удовлетворительную с современных позиций трактовку этих важных тем.
Ниже можно предпринять попытку указать на некоторые наиболее примечательные аспекты вклада, внесенного в науку А. Маршаллом вообще и "Принципами экономической науки" в частности.
1) Существовавшее до него в экономической науке противоречие в толковании роли спроса и издержек производства в определении стоимости было разрешено. После данного Маршаллом анализа этой проблемы добавить уже было нечего. Новый подход к пониманию издержек производства позволил более четко выявить значительную роль, которую они играют в определении стоимости. Как заметил Маршалл, классики правомерно руководствовались своей интуицией, когда подчеркивали преобладание фактора предложения над фактором спроса.
2) Общая идея, лежащая в основе утверждения о том, что стоимость устанавливается на равновесном уровне спроса и предложения, получила такое дальнейшее развитие, что обнаружила своеобразную систему, согласно которой все элементы экономической системы удерживают свое место путем взаимного уравновешивания и взаимодействия. Общая теория экономического равновесия была подкреплена и сделана эффективной в качестве системы научного познания двумя глубокими дополнительными концепциями - а именно теориями "предела" и "замещения". Понятие "предел" было распространено за рамки понятия "полезность", чтобы охарактеризовать равновесную точку в данных условиях любого экономического фактора, который можно считать способным на небольшие колебания относительно данного уровня стоимости, или чтобы выявить его функциональную связь с данными уровнем стоимости. Понятие "замещение" было введено для характеристики процесса, посредством которого "равновесие" восстанавливается или устанавливается.
3) Четким введением элемента "времени" в качестве фактора микроэкономический анализ обязан главным образом Маршаллу. Понятия "долгосрочного" и "краткосрочного" периодов также принадлежат ему, а одна из его задач состояла в том, чтобы провести «линию непрерывности», связывающую приложения общей теории равновесия спроса и предложения к различным периодам. К этому следует также добавить другие различия, которые имели определяющую роль для дальнейшего развития микроэкономического анализа и которые впервые ясно сформулировал Маршалл, особенно различия между "внешней" и "внутренней" экономией и между "основными" и "дополнительными" издержками.
Установление различия между долгосрочным и краткосрочным периодами придало точность значению понятия "нормальная" стоимость, а с помощью двух других чисто маршалловских концепций - "квазиренты" и "репрезентативной фирмы" - получила развитие доктрина "нормальной прибыли".
4) Особая концепция "потребительской ренты" или "потребительского избытка", явившаяся естественным продолжением идей Джевонса, оказалась, быть может, наименее плодотворной по своим практическим результатам, чем могло показаться на первый взгляд. Но без этой концепции как органической части механизма анализа уже обойтись невозможно, и она занимает особенно важное место в "Принципах", поскольку ее использование (как отметил Эджуорт) "показывает, что laissez-faire, т.е. максимум выгоды, достигаемый неограниченной конкуренцией, вовсе не обязательно обеспечивает достижение наибольшей возможной выгоды" [12, c. 148]. Приведенное Маршаллом доказательство того, что при определенных условиях принцип неограниченной конкуренции, рассматриваемый как принцип максимальной общественной выгоды, оказывается несостоятельным не только практически, но и теоретически, имело большое значение.
Информация о работе А.Маршалл-основоположник микроэкономического анализа