Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 15:27, лекция
Первая половина XIX в. ознаменовалась появлением альтернативных классической школе течений экономической мысли, предлагавших иные, чем у классиков, модели социально-экономического устройства общества.
Основателями школы экономического романтизма являются французские экономисты Жан Шарль Леонар Симонд де Сисмонди (1773-1842) и Пьер Жозеф Прудон (1809-1865). Экономический романтизм — это направление экономической мысли, выражающее интересы мелкой буржуазии.
Тема 3. Альтернативные политэкономии:
Первая половина XIX в. ознаменовалась появлением альтернативных классической школе течений экономической мысли, предлагавших иные, чем у классиков, модели социально-экономического устройства общества.
Основателями школы экономическ
С. Сисмонди полагал, что политическая экономия является нравственной наукой, учитывающей человеческий фактор. Являлся противником крупной промышленности и экономического либерализма. Идеальной экономической системой считал мелкое товарное хозяйство. Сисмонди отмечал, что свободная конкуренция ведет к обнищанию громадного количества населения, концентрации богатства у узкого круга лиц. Он выступал против принципа невмешательства государства в экономику. Осуждал факт ухудшения положения рабочих в результате промышленной революции. Для улучшения их положения предлагал ввести социальное обеспечение за счет предпринимателя, ограничить продолжительность рабочего дня, установить минимальную заработную плату и пр. Сисмонди, в отличие от классиков, полагал, что при капитализме производство постоянно обгоняет потребительский спрос, поэтому кризисы перепроизводства являются в экономике постоянным явлением. Недостаточность потребительского спроса объяснял низким покупательным спросом пролетариата, ограниченного, по его мнению, предметами потребления и существованием накопления со стороны капиталистов, которые сберегают значительную часть своего дохода с целью дальнейшего расширения производства.
П. Прудон, также как и С. Сисмонди, в своих работах критиковал капиталистическую систему хозяйствования, в которой наемный работник оказывался в невыгодном и тяжелом положении. Однако в отличие от Сисмонди, Прудон, защищая интересы мелкой буржуазии, не отрицал капитализм, а хотел его улучшить. Прудон — теоретик анархизма, давший основательную критику современного ему государства. Он выдвинул идею замены государства договорными отношениями между индивидами, общинами и группами производителей. Ученый категорически отрицал идею революционного устранения этого несправедливого общества. Идея отмены правительства у Прудона основывается на том, что в результате реформ возможно слияние классов. Он выработал программу социальных реформ, которая включала введение возрастного ценза на наемный труд малолетних детей, сокращение продолжительности рабочего дня взрослых рабочих, сдерживание развития монополий и др.
Экономический утопизм имеет давнюю историю. Ранние социалистические утопии, начиная с сочинений Платона и заканчивая произведениями англичанина Томас Мора (1478—1535), итальянца Томмазо Компанеллы (1568—1639), не опирались на какие-либо строгие экономические теории и представляли собой рассуждения философов об идеальном обществе. Здесь уместно вспомнить теорию справедливого государства Платона. Спустя века на тему равенства и социальной справедливости рассуждал Фома Аквинский. Томас Мор, автор «Утопии», в которой осуждаются деньги и частная собственность, пропагандируется равенство, уничтожение общественных классов и обязательный труд для всех, был обвинен в государственной измене и казнен. Томмазо Кампанелла за свои идеи более 25 лет проведет в тюрьме, где напишет «Город Солнца», в котором изобразит общество без денег и без частной собственности. Название труда Томаса Мора станет нарицательным и обозначит собой целое направление экономической мысли — экономический утопизм.
Однако в первой половине XIX в. утопический социализм обогатил свою экономическую базу и направил усилия на борьбу с эксплуатацией в обществе. Социализм — направление экономической мысли, в основе которого лежит равенство (прав, обязанностей, достатка) и общность собственности. Ведущими представителями утопического социализма этого времени были Роберт Оуэн (1771 — 1858) в Англии, Клод Анри де Рувруа Сен-Симон (1760-1825) и Шарль Фурье (1772-1837) во Франции. Они, каждый в своем понимании, выдвинули идею создания будущего общества. Сторонники школы полагали, что будущее принадлежит крупному общественному производству, основанному на свободном труде; предлагали посредством реформ перейти к обществу социальной справедливости, которое будет обществом изобилия и обеспечит удовлетворение человеческих потребностей, расцвет личности. Взгляды социалистов-утопистов, по большей части, не имели под собой экономической основы и представляли рассуждения философов, руководствовавшихся благими идеями.
Сен-Симон полагал, что человеческое общество, накапливая знания и совершенствуя хозяйство, в своем развитии проходит три стадии: рабовладельческую, феодальную и промышленную. Наиболее прогрессивен промышленный строй, и будущее, по мнению экономиста, принадлежит крупному промышленному производству и промышленникам. Он вводит понятие индустриализма. По Сен-Симону, пролетариат и буржуазия образуют единый класс «индустриалов». Именно Сен-Симон при распределении благ вводит формулу «от каждого по способностям, каждому по труду». Ученый полагал, что в будущем обществе будут важны не только материальные условия, но и духовные качества людей.
Ш. Фурье также осуждал
капиталистическую систему
Р. Оуэн был категорическим
противником частной
У истоков исторической школы стоял немецкий экономист Фридрих Лист (1789—1846). Лист отрицал существование общих экономических законов капитализма, выявленных классической политической экономией. Он обвинял классическую политэкономию в том, что она чрезмерно увлекаются абстракциями и обобщениями и недооценивает значение исторических фактов, связанных с прошлым и настоящим. По его мнению, экономическая теория является не универсальной, а национальной наукой; экономические законы специфичны для каждой страны. Экономист полагал, что богатство нации определяется уровнем развития производительных сил общества, к которым относил и производство, и образование, и науку, и религию, и армию.
Наиболее полное развитие немецкая историческая школа получила в работах Вильгельма Георга Фридриха Рошера (1817-1894), Бруно Гильдербранда (1812-1878), Луйо Брентано (1844—1931), Густава фон Шмоллера (1838—1917), Карла Бюхера (1847—1930). Представители этого научного направления утверждали, что у каждого народа в разные исторические эпохи существовали свои законы, формировавшиеся не только в зависимости от экономической деятельности людей, но и от их традиций, быта, религии, общественных учреждений. Иными словами, историческая школа предлагала заменить общую экономическую теорию экономической историей отдельных стран. Экономисты отрицали революционные изменения в экономике и общественной жизни, признавали только эволюционную форму развития.