Альтернативные политэкономии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 15:27, лекция

Описание работы

Первая половина XIX в. ознаменовалась появлением альтернативных классической школе течений экономической мысли, предлагавших иные, чем у классиков, модели социально-экономического устройства общества.
Основателями школы экономического романтизма являются французские экономисты Жан Шарль Леонар Симонд де Сисмонди (1773-1842) и Пьер Жозеф Прудон (1809-1865). Экономический романтизм — это направление экономической мысли, выражающее интересы мелкой буржуазии.

Работа содержит 1 файл

альтер течения.docx

— 19.39 Кб (Скачать)

Тема 3. Альтернативные политэкономии:

Первая половина XIX в. ознаменовалась появлением альтернативных классической школе течений экономической  мысли, предлагавших иные, чем у классиков, модели социально-экономического устройства общества.

Основателями школы экономического романтизма являются французские экономисты Жан Шарль Леонар Симонд де Сисмонди (1773-1842) и Пьер Жозеф Прудон (1809-1865). Экономический романтизм — это направление экономической мысли, выражающее интересы мелкой буржуазии.

С. Сисмонди полагал, что политическая экономия является нравственной наукой, учитывающей человеческий фактор. Являлся противником крупной промышленности и экономического либерализма. Идеальной экономической системой считал мелкое товарное хозяйство. Сисмонди отмечал, что свободная конкуренция ведет к обнищанию громадного количества населения, концентрации богатства у узкого круга лиц. Он выступал против принципа невмешательства государства в экономику. Осуждал факт ухудшения положения рабочих в результате промышленной революции. Для улучшения их положения предлагал ввести социальное обеспечение за счет предпринимателя, ограничить продолжительность рабочего дня, установить минимальную заработную плату и пр. Сисмонди, в отличие от классиков, полагал, что при капитализме производство постоянно обгоняет потребительский спрос, поэтому кризисы перепроизводства являются в экономике постоянным явлением. Недостаточность потребитель­ского спроса объяснял низким покупательным спросом пролетариата, ограниченного, по его мнению, предметами потребления и существованием накопления со стороны капиталистов, которые сберегают значительную часть своего дохода с целью дальнейшего расширения производства.

П. Прудон, также как и  С. Сисмонди, в своих работах критиковал капиталистическую систему хозяйствования, в которой наемный работник оказывался в невыгодном и тяжелом положении. Однако в отличие от Сисмонди, Прудон, защищая интересы мелкой буржуазии, не отрицал капитализм, а хотел его улучшить. Прудон — теоретик анархизма, давший основательную критику современного ему государства. Он выдвинул идею замены государства договорными отношениями между индивидами, общинами и группами производителей. Ученый категорически отрицал идею революционного устранения этого несправедливого общества. Идея отмены правительства у Прудона основывается на том, что в результате реформ возможно слияние классов. Он выработал программу социальных реформ, которая включала введение возрастного ценза на наемный труд малолетних детей, сокращение продолжительности рабочего дня взрослых рабочих, сдерживание развития монополий и др.

Экономический утопизм  имеет давнюю историю. Ранние социалистические утопии, начиная с сочинений Платона и заканчивая произведениями англичанина Томас Мора (1478—1535), итальянца Томмазо Компанеллы (1568—1639), не опирались на какие-либо строгие экономические теории и представляли собой рассуждения философов об идеальном обществе. Здесь уместно вспомнить теорию справедливого государства Платона. Спустя века на тему равенства и социальной справедливости рассуждал Фома Аквинский. Томас Мор, автор «Утопии», в которой осуждаются деньги и частная собственность, пропагандируется равенство, уничтожение общественных классов и обязательный труд для всех, был обвинен в государственной измене и казнен. Томмазо Кампанелла за свои идеи более 25 лет проведет в тюрьме, где напишет «Город Солнца», в котором изобразит общество без денег и без частной собственности. Название труда Томаса Мора станет нарицательным и обозначит собой целое направление экономической мысли — экономический утопизм.

Однако в первой половине XIX в. утопический социализм обогатил свою экономическую базу и направил усилия на борьбу с эксплуатацией в обществе. Социализм — направление экономической мысли, в основе которого лежит равенство (прав, обязанностей, достатка) и общность собственности. Ведущими представителями утопического социализма этого времени были Роберт Оуэн (1771 — 1858) в Англии, Клод Анри де Рувруа Сен-Симон (1760-1825) и Шарль Фурье (1772-1837) во Франции. Они, каждый в своем понимании, выдвинули идею создания будущего общества. Сторонники школы полагали, что будущее принадлежит крупному общественному производству, основанному на свободном труде; предлагали посредством реформ перейти к обществу социальной справедливости, которое будет обществом изобилия и обеспечит удовлетворение человеческих потребностей, расцвет личности. Взгляды социалистов-утопистов, по большей части, не имели под собой экономической основы и представляли рассуждения философов, руководствовавшихся благими идеями.

Сен-Симон полагал, что  человеческое общество, накапливая знания и совершенствуя хозяйство, в  своем развитии проходит три стадии: рабовладельческую, феодальную и промышленную. Наиболее прогрессивен промышленный строй, и будущее, по мнению экономиста, принадлежит  крупному промышленному производству и промышленникам. Он вводит понятие  индустриализма. По Сен-Симону, пролетариат  и буржуазия образуют единый класс  «индустриалов». Именно Сен-Симон при распределении благ вводит формулу «от каждого по способностям, каждому по труду». Ученый полагал, что в будущем обществе будут важны не только материальные условия, но и духовные качества людей.

Ш. Фурье также осуждал  капиталистическую систему хозяйствования, взамен которой предлагал создание трудовых товариществ — фаланг, которые располагались бы в огромных помещениях — фаланстерах. Численность  фаланг составляет 1—2 тысячи человек. Объединенные в ассоциации люди коллективно  трудятся и отдыхают. Строй ассоциации позволяет, по его мнению, создать  крупное коллективное и механизированное сельское хозяйство и промышленное производство. Такой хозяйственный  механизм позволит перейти к общественной собственности. Роль государства в  таком обществе, по мнению Фурье, крайне незначительна.

Р. Оуэн был категорическим противником частной собственности. Он полагал, что на смену частной  собственности и личному интересу должна прийти общественная собственность  и общий труд. Он выдвигал идею коллективного  владения средствами производства. Деньги, по его мнению, должны быть отменены, их следует заменить квитанциями, удостоверяющими  количество затраченного работником труда. Оуэн, в отличие от названных ранее  экономистов, свои теоретические воззрения  попытался осуществить на практике. Оуэн стал управляющим прядильного  предприятия, где попытался создать  идеальную промышленную общину. Рабочий  день на предприятии длился 10,5 часов  вместо обычных 16 часов, создавались  детские сады и школы, работала народная дружина по поддержанию порядка, уголовные наказания не применялись. В результате выросла производительность труда, реальный доход на душу населения  был гораздо выше, чем на аналогичных  предприятиях, бизнес процветал. Однако после конфликта с совладельцами Оуэн был вынужден уйти, и блестящий эксперимент закончился.

У истоков исторической школы стоял немецкий экономист Фридрих Лист (1789—1846). Лист отрицал существование общих экономических законов капитализма, выявленных классической политической экономией. Он обвинял классическую политэкономию в том, что она чрезмерно увлекаются абстракциями и обобщениями и недооценивает значение исторических фактов, связанных с прошлым и настоящим. По его мнению, экономическая теория является не универсальной, а национальной наукой; экономические законы специфичны для каждой страны. Экономист полагал, что богатство нации определяется уровнем развития производительных сил общества, к которым относил и производство, и образование, и науку, и религию, и армию.

Наиболее полное развитие немецкая историческая школа получила в работах Вильгельма Георга Фридриха Рошера (1817-1894), Бруно Гильдербранда (1812-1878), Луйо Брентано (1844—1931), Густава фон Шмоллера (1838—1917), Карла Бюхера (1847—1930). Представители этого научного направления утверждали, что у каждого народа в разные исторические эпохи существовали свои законы, формировавшиеся не только в зависимости от экономической деятельности людей, но и от их традиций, быта, религии, общественных учреждений. Иными словами, историческая школа предлагала заменить общую экономическую теорию экономической историей отдельных стран. Экономисты отрицали революционные изменения в экономике и общественной жизни, признавали только эволюционную форму развития.


Информация о работе Альтернативные политэкономии