Алгебраический и графический анализ рыночного равновесия и выигрышей потребителей и производителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 00:58, контрольная работа

Описание работы

В ходе развития рыночной экономики осуществляется процесс взаимного приспособления желаний продавцов и покупателей, согласования их интересов. Конкурирующие силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения, т. е. к установлению рыночного равновесия.

Работа содержит 1 файл

СРС № 1 Жумаков Дамир Сагидуллаевич (1).docx

— 107.43 Кб (Скачать)

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  АЛЬ-ФАРАБИ

 

ВЫСШАЯ  ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

СРС 1

 

ТЕМА: Алгебраический и графический анализ рыночного равновесия и                                     выигрышей потребителей  и производителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  Выполнил: Жумаков Д.С.

    Проверил: Рахматуллаева Д.Ж. 

 

 

 

 

АЛМАТЫ 2012

 

1.Алгебраический и графический  анализ рыночного равновесия  и выигрышей потребителей  и  производителей.

 

В ходе развития рыночной экономики  осуществляется процесс взаимного  приспособления желаний продавцов  и покупателей, согласования их интересов. Конкурирующие силы способствуют синхронизации  цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов  спроса и объемов предложения, т. е. к установлению рыночного равновесия.

Для исследования этого взаимодействия необходимо на одном графике совместить линию спроса и линию предложения.

Рыночное равновесие  характеризуется координатами точки пересечения кривой спроса d и кривой предложения s. Точка е – точка равновесия.

Цена pe, при которой Qd=Qназывается равновесной ценой. Количество товара Qe, реализованное на рынке по равновесной цене –равновесное количество товара.

В состоянии равновесия рынок сбалансирован: ни у покупателей, ни у продавцов  нет внутренних побуждений к его  нарушению. При любой другой цене рынок не сбалансирован.

Так, если рвыше ре, образуется зона избытка предложения ABe. Чтобы его устранить, продавцы должны снижать цену, т. е. избыток предложения через конкуренцию продавцов оказывает понижающее давление на цену. Если же цена рниже равновесной ре, образуется зона избытка спроса (дефицит) – СeF, что через конкуренцию покупателей оказывает повышающее давление на цену. В дальнейшем, анализируя возможности государственного регулирования рынка, мы вернемся к этому процессу.

Рис. 3. Рыночное равновесие

 

 

Стабильностью равновесия называется способность рынка, выведенного  из состояния равновесия, вновь возвратиться к нему под влиянием внутренних сил.

В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. Выигрыш (излишки) производителей и  потребителей можно показать на графике (рис. 4). (Здесь и в дальнейшем отождествляются  понятия продавец и производитель  – для простоты исходим из того, что сами производители являются и продавцами).

Поскольку ре обычно ниже предлагаемой покупателями цены на меньший объем покупок, величину выгод покупателей характеризует площадьрерmaxE. Дело в том, что цена спроса на меньший объем покупок, чем Qe, выше ре. Но покупатель платит за любые покупки цену, равную ре. Следовательно, разность между ценой спроса на определенное количество покупок и равновесной ценой и составляет выигрыш покупателя. Благодаря равновесной цене потребители купили больше и дешевле, чем первоначально были согласны.

С другой стороны, робычно ниже минимальной цены, которую могли бы предложить фирмы (прежде всего наиболее передовые). Таким образом, выигрыш производителей представляет собой разницу между равновесной ценой, которую они получили за свой товар, и теми ценами, по которым они готовы были продать свой товар. Общий выигрыш производителей характеризует площадь рminреE. Он равен разнице между выручкой производителей и их затратами.

Сумма выигрышей (излишков) потребителей и производителей характеризует  общественную выгоду, возникающую в  связи с существованием рыночного  равновесия.

Рис. 4. Выигрыш (излишки) покупателей  и производителей

 

 

В статических моделях явно фактор времени не учитывается. Сравнение  «мгновенных фотоснимков» динамических процессов называют   методом сравнительной статик.

Этот метод можно проиллюстрировать  анализом сдвига равновесия в результате смещения линий спроса и предложения.

Проанализируйте последствия роста  и уменьшения спроса и предложения  на графиках.

Хотя в явном виде метод сравнительной  статики не учитывает фактор времени, но косвенное его включение возможно. Для этого выделяют 3 периода или 3 типа  рыночного равновесия: мгновенный, в котором все факторы производства постоянны; краткосрочный – в нем одна группа факторов постоянна, другая – переменна; долгосрочный – все факторы производства рассматриваются как переменные.

 

В мгновенном периоде продавец не может приспособить объем предложения к объему спроса. Это, однако, все же не означает, что все количество имеющегося товара должно быть обязательно продано независимо от уровня цен. Если товар скоропортящийся, его надо продать обязательно – линия предложения в таком случае перпендикулярна оси абсцисс – равновесная цена определяется исключительно спросом и совпадает с ценой спроса. Если товар может быть какое-то время сохранен, то линия предложения будет состоять из двух отрезков: первый имеет положительный наклон (здесь объем продаж будет зависеть от спроса), второй – перпендикулярен оси абсцисс.

В течение короткого периода неизменными считаются производственные мощности предприятия, но их использование, а следовательно, объем производства может изменяться за счет переменных факторов (к примеру, числа отработанных человеко-часов). В таком случае линия предложения так же состоит из двух отрезков. Первый, имеющий нормальный (положительный) наклон, ограничен точкой, соответствующей производственной мощности. Второй – представлен вертикальным отрезком, указывающим на невозможность выйти за пределы производственной мощности.

В длительном периоде производитель может не только варьировать интенсивность использования производственной мощности, но и изменять ее величину, следовательно, и масштабы производства. Попробуйте продемонстрировать это на графике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примеры в виде задач:

Задача  №1

В таблице представлены данные о ценах, объемах спроса и предложения товара Х. Начертите кривые спроса и предложения и на графике определите, что произойдет на рынке, если цена установится на уровне 14 долл.

Цена (Р)  
(долл.)

Объем спроса (Qd)  
(тыс. шт.)

Объем предложения (Qs)  
(тыс. шт.)

10

20

12

12

19

13

14

18

14

16

17

15

18

16

16

20

15

17


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение задачи№1

Рисуем систему координат. По оси х откладываем значения объема спроса и предложения, по оси у – цены товара.

 

В точке равновесия (Е) устанавливаются  равновесная цена 18 долл. и равновесный  объем продаж 16 штук. Так как цена установилась на уровне 14 долл., то равновесие нарушено. Объем спроса равен 15, а  объем предложения 18 единицам. Разница  в 3 единицы – это дефицит товара Х.

Ответ: дефицит в размере 3 тыс. штук товара Х.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача №2 

Объемы спроса и предложения  товара А представлены в таблице. Начертите кривые спроса и предложения  и определите равновесную точку. Что произойдет на рынке, если цена установится на уровне 30 долл.?

Цена (Р)  
(долл.)

Объем спроса (Qd)  
(тыс. шт.)

Объем предложения (Qs)  
(тыс. шт.)

20

10

2

22

9

3

24

8

4

26

7

5

28

6

6

30

5

7


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение задачи №2

Рисуем систему координат. По оси х откладываем значения объема спроса и предложения, по оси у – цены товара.

 

В точке равновесия (Е) устанавливаются  равновесная цена 28 долл. и равновесный  объем продаж 6 штук. Если установится  цена, равная 30 долл., то объем спроса будет 5 единиц, а объем предложения - 7 единиц. Таким образом, на рынке  возникнет излишек в размере 2 единиц.

Ответ: излишек в размере 2 тыс. штук товара А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

  1. Функциональная зависимость количества покупаемых товаров от цены выражается понятием «спрос». В ее основе лежит закон спроса: понижение цен вызывает рост величины спроса, повышение цен – уменьшение величины спроса при прочих равных условиях. Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара.
  2. Объем спроса – количество товара, которое согласны купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени при определенных условиях. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса.
  3. Изменение цен на данный товар приводит к передвижению по линии спроса, вызывая изменение объема спроса, другие факторы – к  смещению линии спроса, т. е. изменяя сам спрос, или иначе, характер спроса.
  4. Предложение – характеризует функциональную зависимость предлагаемого количества товаров от цены. В ее основе – закон предложения: объем предложения увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении при прочих равных условиях.
  5. Объем предложения – количество товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или их группа в единицу времени при определенных условиях. Зависимость объема предложения от определяющих его факторов – функция предложения.
  6. Цена предложения – минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.
  7. Рыночное равновесие характеризуется координатами точки пересечения кривой спроса и кривой предложения. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, называется равновесной ценой. Количество товара, реализованное на рынке по равновесной цене, – равновесное количество товара.
  8. Если цена устанавливается выше равновесной, образуется зона избытка предложения. Чтобы его устранить, продавцы должны снижать цену. Если же цена ниже равновесной, образуется зона избытка спроса (дефицит).
  9. В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители.
  10. Сравнение «мгновенных фотоснимков» динамических процессов называют методом сравнительной статики и из нее вытекает 3 типа рыночного равновесия (мгновенное, краткосрочное, долгосрочное равновесия)

 

 

Список использованной литературы:

 

Основная

  • Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 217-231.
  • Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учеб. пособие. Т. 2 / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. – М.: Республика, 1996. – С. 12-29.
  • Павлова И. П. Микроэкономика: Электронное учеб. пособие. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.
  • Павлова И. П. Микроэкономика. Опорный конспект: рабочая тетрадь. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.

 

Дополнительная

  • Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд. М.: Норма, 2005. – С. 80-95.
  • Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. М. Микроэкономика: Учебник: в 2 т. Т.1. / Под ред. В. М. Гальперина. – 1998. – С. 39-65.

 

 


Информация о работе Алгебраический и графический анализ рыночного равновесия и выигрышей потребителей и производителей