Акционерные общества и их роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Приватизация в России проводилась как стратегическое преобразование,посредством которого «ничейную» якобы и потому малоэффективную собственностьследовало передать действенным и эффективным собственникам, а те, обретя «чувство хозяина», должны были поднять эффективность ее использования как минимум на ступень выше. Основной формой для приватизируемых средних и
крупных предприятий назначили акционерную. Всего к 1998 году приватизировано
129,5 тыс. предприятий. На них приходится наибольшая доля ВВП, инвестиций.
Акционерные общества, полагали, явятся основой для структурной перестройки
экономики и экономического роста.

Содержание

Введение
1.Понятие акционерного общества.
2.Акции,их виды ,облигации.
3.Создание акционерного общества.
4.Управление акционерным обществом.
5.Эмисионная деятельность акционерных обществ.
6.Обеспечение прав акционеров : реальное и мнимое.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

Таким образом, различные  категории акционеров имеют различные  интересы.

Перевес того или  иного интереса среди акционеров общества, определяющийся в

конечном итоге  тем, какой группе акционеров принадлежит  больший пакет акций,

во многом и  определяет политику, проводимую акционерным  обществом.

Контрольный пакет  акций - это количество обыкновенных акций в собственности

акционера, которое обеспечивает возможность практически единоличного принятия

или блокировки решений  по вопросам деятельности общества на общем собрании

акционеров. ( Теоретически величина контрольного пакета акций  соответствует

(50% + 1) обыкновенных  акций общества.)

В основе системы управления акционерного общества лежит следующая схема:

- высший орган  власти в акционерном обществе, представляющий собственника

объединенного капитала - Общее собрание акционеров общества;

- высший орган  управления в промежутках между  общими собраниями акционеров,

избираемый акционерами  на своем собрании для осуществления  надзора за

деятельностью общества в целях интересов собственника и несущий

ответственность за управление делами общества - Совет  директоров общества;

- глава общества, руководящий текущей деятельностью общества, назначаемый

собственником, - Генеральный  директор (Президент) общества;

- орган управления  оперативной деятельностью, состоящий  из профессионалов:

управленцев и  менеджеров высшего звена - Правление  общества. Его члены

назначаются Советом  директоров;

- орган, осуществляющий  функции внутреннего финансового,  хозяйственного и

правового контроля за деятельностью общества - Ревизионная  комиссия общества,

члены которой  также избираются собственником (Общим  собранием акционеров).

Таким образом, принцип  формирования структуры власти в  акционерном обществе

основывается на разграничении компетенции его  органов.

[3]

     Эмиссионная деятельность акционерных  обществ.

По  данным Минфина, на 1 января 1995 года в России зарегистрировано 39106

акционерных обществ  открытого типа. По количеству зарегистрированных

эмитентов лидируют крупные фондовые центры, прежде всего  Москва и Санкт-

Петербург. Именно на эти города приходится 14 процентов зарегистрированных в

стране эмиссий. Большинство российских эмитентов- приватизированные

предприятия (69 процентов),на так называемые “новые” АО, чье  появление не

связано с процессом  приватизации, приходится 31 процент.

Соотношение количества “новых” компаний и приватизированных предприятий

сильно различается  по регионам. К примеру, в Новосибирске и Москве на каждое

приватизированное предприятие приходится  по 6,61 и 2,24 “новых” АО

соответственно. В  Пензенской области и Карачаево-Черкессии вновь созданных АО

гораздо меньше,  всего лишь по 0,05 и 0,02  на одно приватизированное

предприятие .

Существенное превышение  количества “новых” компаний над  количеством

приватизированных предприятий в регионе косвенно свидетельствует о высоких

потенциальных возможностях развития  местного рынка ценных бумаг. В течение

прошлого года зарегистрировано 13545 выпусков ценных корпоративных бумаг.

Наибольшее количество выпусков зарегистрировано в 5 регионах. Это Москва,

Санкт-Петербург,  Татарстан, Краснодарский край, Свердловская область.

Примечательно, что  корпоративных облигаций  выпускалось  очень немного - всего

0.21 процента от  общего  числа  эмиссий. В  подавляющем большинстве  регионов

корпоративные займы  вообще не выпускались.

[4]

Это связано с  тем, что корпоративные облигации  непопулярны у инвесторов,

прежде всего  из-за низкой доходности. Выпуск  корпоративных  займов имеет

определенные  преимущества перед  выпуском акций, когда акционеры опасаются

упустить контроль над компанией. Вместе с тем компания обязана нести

определенные обязательства  по выплатам и погашению облигаций, а для

поддержания их инвестиционной привлекательности условия выпуска  должны быть

не хуже, чем  предлагаемые другими структурами, выпускающими долговые

обязательства.

В нынешних условиях  российские промышленные предприятия  не в состоянии

конкурировать с  финансовыми структурами. Тем не менее некоторые  предприятия

все же  выпускают  облигации .Так, АО “ГАЗ” размещает свои облигации на сумму

20 миллиардов рублей. Пик эмиссионной  активности  пришелся на середину 1994

года, то есть на конец  ваучерной приватизации. Однако суммы  большинства

эмиссий не превышали 10 миллионов рублей. Крупные эмиссии  на сумму свыше 1

миллиарда рублей составляли в 1993 году около 7 процентов  общего числа

эмиссий. Российские АО осуществили в прошлом году 1263 вторичные эмиссии.

В большинстве  своем это эмиссии “новых”  АО. На долю приватизированных

предприятий пришлось всего 155 вторичных эмиссий. Таким образом, в 1994 году

почти каждое десятое  “новое” АО осуществило дополнительную эмиссию. В

основном это  были частные размещения именных  акций или публичные размещения

предъявительских  бумаг. К началу 1995 года большинство  акционерных обществ

России имело  всего лишь одну ( приватизационную или учредительскую ) эмиссию.

Небольшое количество вторичных эмиссий акций приватизированных  предприятий

объясняется рядом  причин.

Прежде всего  это связано с тем, что большинство  приватизированных предприятий

провело в 1994 году первые общие собрания акционеров .Обычно на этих

собраниях вопросы  вторичных эмиссий не рассматриваются, поскольку требуют

большой подготовительной работы под руководством совета директоров,  который

избирается на первом собрании. Другая причина-менталитет руководителей

большинства предприятий. Еще в прошлом году многие надеялись  на дешевые

кредиты или государственные  субсидии. Поэтому дополнительные эмиссии, к

сожалению, не рассматривались  как средство привлечения капитала.

Однако существуют причины, по которым руководители ряда АО или акционеры

могли сознательно  отказаться от новых эмиссий .В частности, руководители АО

могут опасаться  новых эмиссий из-за угрозы потери контроля над компанией.

Акционеры, в свою очередь, могут опасаться уменьшения своей доли в уставном

капитале в результате новой эмиссии. Кроме того, подготовка новых эмиссий

требует значительных материальных затрат и занимает, как  правило, от 14

недель до года. К тому же в условиях инфляции длительные сроки подготовки и

размещения эмиссии  попросту “съедают” значительную ее  часть.

В силу этих причин новые эмиссии для большинства  предприятий стали

невозможными без  нарушения законодательства. На проведении дополнительных

эмиссий сказывается  и общее состояние рынка. Прошлый 1993 год ознаменовался

“расцветом и  крахом” пирамид и суперликвидных предъявительских бумаг, которые

привлекли основную часть средств населения. Ни одно из приватизированных

предприятий не могло  конкурировать со “сверхдоходами”  в этой сфере. Крах

большинства финансовых компаний и обилие мошенничеств подорвали на время

доверие населения  к рынку ценных бумаг. Что касается акций приватизированных

предприятий, то негативную роль сыграло отсутствие развитой  инфраструктуры

рынка, затруднявшее перерегистрацию прав собственности в реестрах акционеров.

Если в 1994 году массовый выпуск  новых акций  приватизированных предприятий

сдерживался объективными причинами, то к настоящему времени  на рынке

произошел ряд  позитивных изменений, что дает основание  надеяться на рост

эмиссионной активности в ближайшие полтора-два года. Комиссия по ценным

бумагам ведет  работу по совершенствованию законодательства, защите прав

инвесторов, развитию инфраструктуры рынка, торговых систем. Кроме того, и на

самом рынке наметились положительные тенденции: он постепенно

стабилизируется, в оборот включаются акции все  большего количества эмитентов.

     Обеспечение прав акционеров : реальное и мнимое .

В условиях затянувшейся паузы развития законодательства о  рынке ценных бумаг

и об акционерных обществах 31 июля 1995 года Президентом РФ был подписан Указ

N 784 “ О дополнительных  мерах по обеспечению прав  акционеров”. Казалось бы,

появление нового правового акта должно закрыть многочисленные “ белые пятна “

и противоречия отечественного корпоративного  законодательства, однако

правовой анализ данного документа вызывает ряд  вопросов, связанных с его

соответствием нормам гражданского законодательства РФ.

Прежде всего  Указ президента РФ от 31 июля 1995 года  N 784 ( в дальнейшем -

Указ ) содержит ряд положений, призванных регулировать порядок созыва и

проведения общего собрания акционеров. Кроме того, Указом внесены изменения и

дополнения к  Указу Президента РФ от 27 октября 1993  года N 1769,который

применялся вот  уже полтора года. В соответствии с изменениями и дополнениями

установлены новые  правовые нормы по вопросам открытости  реестра акционеров;

обязанностей и  статуса регистратора, порядка условий  и последствий  увеличения

уставного капитала; прав акционеров при осуществлении  акционерным обществом

ряда корпоративных  действий; ограничений акционерного общества в возможности

отчуждения выкупленных  на баланс собственных акций; имущественной

ответственности акционеров, а также основного  по отношению к дочернему

акционерному обществу по обязательствам последнего.

[5]

Таким образом, исходя из того, что Указ как раз призван  регулировать правовое

положение акционерных  обществ, а также права и обязанности  его акционеров,

возможность его применения по отношению к акционерным обществам,  создание

которых не связано  с приватизацией, вступает в противоречия с новым ГК РФ.

Применение Указа  по отношению к акционерным обществам, созданным путем

приватизации, также  весьма сомнительно. В этом случае законодатель хотя и

допускает возможность  регулирования правоотношений помимо законов иными

правовыми актами ( к которым в силу ст.3 нового ГК РФ отнесены указы Президента

Информация о работе Акционерные общества и их роль в экономике