Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:13, курсовая работа
Основными задачами курсовой работы являются, прежде всего:
систематизированный анализ теории плановой системы экономики;
её действие на практике в нашей стране и странах мира;
сравнение преимуществ и недостатков командной и рыночной систем;
доказательство неэффективности плановой экономики на практике;
исследование необходимости и теорий перехода к рыночным механизмам;
исследование мирового и украинского опыта трансформации экономики.
Введение
1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
1.1. ТЕОРИЯ ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ
1.2. ДЕЙСТВИЕ ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ В СССР И УКРАИНЕ.
1.3. РАЗВИТИЕ СТРАН С АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ СИСТЕМОЙ ЭКОНОМИКИ.
2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМАНДНОЙ И РЫНОЧНОЙ СИСТЕМ ЭКОНОМИКИ
2.1. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
2.2. ПРЕИМУЩЕСТВА ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ
2.3. НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ ИДЕЙ ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
3. ПЕРЕХОД ОТ ПЛАНОВОЙ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
3.1. НЕОБХОДИМОСТЬ И ТЕОРИИ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ
3.2. МИРОВОЙ ОПЫТ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
3.3. ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ.
Заключение
Список использованных источников
министерство сельского хозяйства российской федерации
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет экономики
Кафедра
экономической теории и статистики
Курсовая работа: «Административно-командная экономическая система»
Специальность:
Дисциплина
«Экономическая теория»
Ведущий преподаватель - канд. экон. наук, доцент
Борисов В.А.
Оценка
защиты
Студент группы:
Барнаул
2010
Содержание:
Внедрение
административно-командной
Тема
административно-командной
Для разработки данной темы, как и для применения её результатов можно частично использовать опыт более успешных пост социалистических стран, наработки их учёных и исследователей. К сожалению, экономическая ситуация в Украине не позволила властям выделить необходимое количество средств на исследование поставленного вопроса, кроме того в стране не существовало необходимых технологий и подходов ко всесторонней его проработке.
Учитывая всё вышесказанное, можно сформулировать основную цель данной курсовой работы, которая будет заключаться в изучении и установлении сути административно-командной системы, а так же наиболее эффективных путей перехода от этой системы к рыночной на примере Украины.
Основными задачами курсовой работы являются, прежде всего:
Административно-
Цель существования плановой системы экономики.
Экономика любого государства, как и сам государственный аппарат, созданы с целью удовлетворения потребностей. Удовлетворение потребностей лежит в основе любой экономической системы хозяйствования, но, в тоже время, каждая такая система предлагает свои специфические механизмы осуществления этого принципа, а так же имеет свою направленность – цель или целевую функцию.
Что
касается плановой системы экономики,
она провозглашает такую
Роль государства в экономике планового типа.
Как
известно, государство – это аппарат
управления и координации общественно-
Государство,
представляющее сообщество трудящихся,
становится субъектом общественной
собственности, что и обеспечивает
контроль и главенствующую роль государства
во всех сферах деятельности и на всех
её этапах. Хотя при этом государство
и не отвечает по обязательствам других
субъектов собственности, равно как и
они не отвечают по обязательствам государства
[13, c. 376].
Планомерность как особенность командной экономики.
Руководящая роль государства в экономической деятельности всех субъектов собственности, так же как и сама господствующая форма собственности определяет наличие планомерности, как основного инструмента государства в управлении экономикой.
Планомерность – это согласованность, скоординированность экономических процессов, направленная на формирование пропорций общественного производства в связи с его целями. Фактически она выражалась в постановке планов, обязательных для выполнения, и не всегда отражающих реальные возможности и потребности. Она была одной из главных характерных особенностей командной экономической системы [13, c. 366].
Сущность распределения в командной экономике.
Исходя из роли государства в сферах производства и потребления, а так же учитывая основную цель всей экономической системы, можно представить распределение в обществе следующим образом: совокупность всех произведенных товаров (общественный продукт) аккумулировался государством, оно в свою очередь, устанавливало доли различных сфер деятельности, отраслей, предприятий, социальных групп, трудовых коллективов, семей и их членов в потреблении, и только после этого товары поступали в продажу.
Таким образом, обеспечивался сравнительно однородный уровень потребления среди всех членов общества, при сравнительно однородном уровне доходов каждого. Так удовлетворяются потребности как производителей, так и потребителей [13, c. 409].
Собственность и её роль в плановой экономической системе.
Собственность является первоосновой любой экономической системы. Различны лишь формы собственности – они и обуславливают отличия в экономических системах. К примеру, для традиционной экономики характерна коллективная форма собственности, для рыночной – частная. Для плановой экономической системы наиболее характерна государственная (общественная) форма собственности, являющаяся важнейшей опорой государственной власти. Структура собственности при плановой экономике показана в Приложении А.
Идея
общенародного характера государственной
собственности состояла в том, что каждый
трудящийся должен был быть так же и собственником
средств производства, то есть, хозяином
своего рабочего места. Для этого предполагалось
включать каждого трудящегося посредством
трудового коллектива в процесс управления
производством. На практике, трудящийся
не имел полного права собственности:
владеть, пользоваться, распоряжаться,
– он мог только пользоваться государственными
средствами производства, при чём только
в рамках, установленных планом, или желанием
его перевыполнить [13,
c. 346].
Социально-экономическая эффективность.
Экономическая
система ведения хозяйства, избираемая
обществом, имеет своей целью
эффективное удовлетворение его
потребностей. Наиболее важным критерием
эффективности плановой экономики провозглашена
полнота удовлетворения общественных
и личных потребностей при наиболее рациональном
использовании общественных ресурсов.
При этом конечным результатом развития
производства должен стать сам человек,
потому эффективность в плановой экономике
рассматривается именно в социально-экономическом
аспекте. В общем виде экономическая эффективность
представляет собой отношение конечного
результата производства к затратам факторов
производства [13,
c. 399].
Заработная
плата в административно-
Оплата труда в плановой экономике рассматривается как основная форма проявления закона распределения по труду, наряду с этим, она остаётся главным и единственным источником формирования доходов населения. Плановая экономика декларирует прямую зависимость величины заработной платы от сложности прилагаемого труда, в чём и заключается принцип дифференциации заработной платы. При этом уровень такой дифференциации остаётся в целом достаточно низким.
Основными
формами заработной платы при
административно-командной
Экономический рост в административно-командной экономике.
Экономический
рост является одним из основных показателей,
характеризующих развитие экономики.
Опыт внедрения плановой экономики
показывает, что для этого типа
экономической системы, экономический
рост остался лишь количественным показателем.
Характерной особенностью административно-командной
экономики на практике являлся экстенсивный
способ расширения производства, что не
обеспечивало качественной стороны экономического
роста. Теоретически, провозглашалось
так называемое «новое качество экономического
роста», которое включало постоянное обновление
производственных мощностей, повышение
качества продукции и структурную перестройку
экономики [13, c. 453; 15,
с. 350].
Роль производственной сферы в плановой экономике.
В
отличие от рыночной экономики, в
плановой наиболее важной составляющей
экономики государства
Основным
звеном всей структуры народного
хозяйства государства с
Посредничество,
как одно из проявлений непроизводственной
сферы, отсутствовало [13,
с. 491, 509].
Информация о работе Административно-командная экономическая система