Значение Конституции для хозяйственного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:18, реферат

Описание работы

Хозяйственное право играет важную роль в организации и осуществлении хозяйственной деятельности, предпринимательства. Его нормы определяют организационные формы хозяйствования, порядок образования и прекращения юридических лиц, права и обязанности участников хозяйственных правоотношений.
Особенно возрастает роль хозяйственного права в условиях становления и развития рыночных отношений, многообразия форм и видов собственности, расширения прав субъектов хозяйствования, новых явлений в отношениях непосредственных производителей товаров, работ, услуг и их потребителей с вышестоящими органами хозяйственного руководства. Данное обстоятельство требует адекватных мер по совершенствованию хозяйственного законодательства, приданию ему строго определенной и единой правовой формы (например, кодификации), четкого определения места среди других отраслей права.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Хозяйственное законодательство…………………………………………..4
Конституция Республики Беларусь – как источник
хозяйственного законодательства и ее значение…………………………..5
Заключение……………………………………………………………………11
Список использованных источников……………………………………..12

Работа содержит 1 файл

Контрольная 2.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

      Содержание 

Введение………………………………………………………………………..3

Хозяйственное законодательство…………………………………………..4

Конституция Республики Беларусь – как источник

хозяйственного  законодательства и ее значение…………………………..5

Заключение……………………………………………………………………11

Список  использованных источников……………………………………..12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

     Хозяйственное право играет важную роль в организации  и осуществлении хозяйственной  деятельности, предпринимательства. Его  нормы определяют организационные  формы хозяйствования, порядок образования и прекращения юридических лиц, права и обязанности участников хозяйственных правоотношений.

     Особенно  возрастает роль хозяйственного права  в условиях становления и развития рыночных отношений, многообразия форм и видов собственности, расширения прав субъектов хозяйствования, новых явлений в отношениях непосредственных производителей товаров, работ, услуг и их потребителей с вышестоящими органами хозяйственного руководства. Данное обстоятельство требует адекватных мер по совершенствованию хозяйственного законодательства, приданию ему строго определенной и единой правовой формы (например, кодификации), четкого определения места среди других отраслей права.

    Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами. Предмет хозяйственного права – это регулируемая совокупность отношений, складывающихся в процессе осуществления хозяйственной деятельности. В юридической науке получило распространение мнение о том, что хозяйственное право – это комплексная отрасль, т.е. ее предмет составляют разнородные отношения.

    Экономическая политика государства основывается на объективных экономических законах  и отражается в правовых нормах, обеспечивается различными отраслями  права, среди которых важное значение имеет хозяйственное право, независимо с каких позиций теоретически и практических его рассматривать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Хозяйственное законодательство 

    Хозяйственное законодательство – это совокупность нормативных актов, в которых содержаться нормы хозяйственного права, которые принадлежат различным звеньям общего нормативного массива.

      Хозяйственное законодательство  включает законы и другие нормативные  акты, являющиеся источниками хозяйственного  права. 

    Если  хозяйственное право представляет собой совокупность правовых норм по регулированию хозяйственных отношений, то хозяйственное законодательство - совокупность нормативных актов, в которых содержатся данные нормы.

    Конечно, нормы одной отрасли права  могут включаться в нормативные  акты другой отрасли законодательства. Так, с одной стороны, нормы хозяйственного права содержатся в гражданском законодательстве. С другой стороны, в нормативных актах хозяйственного законодательства содержатся нормы гражданского права, примером чего являются транспортные уставы и кодексы. Преимущественно это акты хозяйственного законодательства, но в части регулирования перевозки пассажиров и багажа они содержат нормы гражданского права.

    Выражая содержание хозяйственного права как  отрасли права, хозяйственное законодательство является его внешней формой и характеризуется теми же признаками, что и хозяйственное право.

    Под источником права понимаются определенные формы выражения государственной воли, складывающиеся из принятых в определенном порядке компетентными государственными органами актов, которыми устанавливаются нормы права.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Конституция Республики Беларусь – как источник хозяйственного законодательства и ее значение 

     

      Источниками правового регулирования  хозяйственной деятельности (нормативные  правовые акты) в Республике Беларусь являются:

      — Конституция Республики Беларусь;

      — кодексы Республики Беларусь;

      — законы Республики Беларусь;

      — указы и декреты Президента  Республики Беларусь;

      — распоряжения Президента Республики  Беларусь;

      — постановления Правительства  Республики Беларусь;

      — акты Конституционного Суда  Республики Беларусь, Верховного  Суда Республики Беларусь, Высшего  Хозяйственного Суда Республики  Беларусь, Национального банка Республики  Беларусь;

      — акты министерств и иных  республиканских органов государственного управления, местных органов управления и распоряжения в пределах, предусмотренных законодательными актами;

      — и др.

    Основным  видом источников хозяйственного законодательства являются законы Республики Беларусь.

    Главным источником правового регулирования хозяйственной деятельности является Конституция Республики Беларусь, нормы которой закрепляют принципы правового регулирования хозяйственной деятельности, гарантии предпринимательства, компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества. Переход к рыночным отношениям диктует необходимость использовать в экономике конкурентное взаимодействие всех форм собственности: государственной, частной и иных форм собственности.

    Конституция имеет высшую юридическую силу. Акты хозяйственного законодательства должны издаваться на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

      В случае расхождения закона, декрета, указа, иного нормативного  правового акта с Конституцией  исполнению подлежат статьи Конституции  Республики Беларусь.

      Для хозяйственного права особое значение имеют те конституционные нормы, которые закрепляют основные принципы хозяйственного права.

    Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.), в ст. 13 гарантирует всем равные возможности свободного использования государственной и частной форм собственности в осуществлении хозяйственной деятельности.

      Поскольку в основе всей национальной  правовой системы лежит Конституция, характеристику юридических источников правового регулирования хозяйственной деятельности целесообразно начать с рассмотрения конституционной основы такой деятельности.

      Конституционная основа хозяйственной деятельности - это система конституционных норм, призванных обеспечивать равновесие между правом всех на свободное осуществление хозяйственной деятельности и обязанностью государства в социальных целях регулировать эту деятельность в строго определенных пределах. С этой целью конституционные нормы:

      - закрепляют предпосылки для реализации права на осуществление хозяйственной и иных видов экономической деятельности (единая финансово-кредитная система, право частной собственности и т.п.);

     - определяют условия осуществления  хозяйственной деятельности (свобода осуществления, равенство субъектов предпринимательства независимо от формы собственности и т.п.);

     - устанавливают гарантии прав  и интересов предпринимателя  (неприкосновенность собственности,  возможность ее принудительного  отчуждения только при условии соблюдения специальных императивных норм, гарантия судебной защиты прав и интересов и т.п.).

      Таким образом, конституционная  основа хозяйственной деятельности содержит основные направления правового регулирования хозяйственной деятельности в стране. Эти направления получают свое дальнейшее развитие в законодательных актах и иных актах законодательства о хозяйственной деятельности.

      Наиболее важными источниками  хозяйственного законодательства  являются кодифицированные акты  законодательства, такие как Гражданский кодекс (ГК) Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь, Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь, Хозяйственный процессуальный кодекс (ХПК) Республики Беларусь и другие.

      В хозяйственной деятельности  на первое место выступают нормы гражданского законодательства, т.е. нормы ГК Республики Беларусь, в которых закреплено определение предпринимательской деятельности; определены организационно-правовые формы коммерческих организаций в Республике Беларусь, а также особенности их создания и ликвидации; определено понятие права собственности, классификация хозяйственно-правовых договоров и др. Важное значение для применения норм, регулирующих хозяйственную деятельность, имеет положение ч. 3 п. 2 ст. 3 ГК о том, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК. В случае расхождения указанных актов с ГК действует последний.

      Нормы уголовного законодательства  определяют, какие общественные  деяния в хозяйственной деятельности являются преступлениями, и закрепляют основания наступления уголовной ответственности за их совершение (незаконная хозяйственная деятельность, лжепредпринимательство, ложное банкротство, нарушение антимонопольного законодательства и др.).

      ХПК Республики Беларусь устанавливает порядок разрешения споров между субъектами предпринимательства, связанных с осуществлением ими хозяйственной деятельности.

      Помимо общих вопросов, решаемых  в кодифицированных актах, особенно  следует отметить кодексы, в  которых регулируются отдельные специализированные сферы хозяйственной деятельности, такие как банковская, инвестиционная, таможенная, налоговая и др.

      Ведущую роль в правовом регулировании  хозяйственного законодательства  играют законы Республики Беларусь, где особое место занимает  специальный Закон "О нормативных правовых актах Республики Беларусь", непосредственно посвященный определению и закреплению основных признаков нормативных правовых актов, их видов, иерархическому характеру отношений между собой. Исходным законом, который в 90-х годах явился родоначальником предпринимательства, стал Закон Республики Беларусь от 28 мая 1991 г. «О предпринимательстве в Республике Беларусь». Отдельные сферы, связанные с организацией и обеспечением предпринимательства, регулируются следующими Законами Республики Беларусь: от 9 декабря 1992 г. «О хозяйственных обществах», от 12 марта 1992 г. «О ценных бумагах и фондовых биржах», от 13 марта 1992 г. «О товарных биржах», от 18 июля 2000 г. «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», от 10 мая 1999 г. «О ценообразовании», от 10 декабря 1992 г. «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», от 18 октября 1994 г. «О бухгалтерском учете и отчетности» и другие.

      Законодательные акты Президента  Республики Беларуси имеют большой удельный вес в регулировании хозяйственной деятельности. На сегодняшний день нормы декретов и указов, принимаемых Главой государства:

     1) регулируют отдельные виды предпринимательской  деятельности, например Указ Президента  РБ от 25 августа 2006 года №530 «О страховой деятельности»;

     2) изменяют концепцию отдельных  правовых институтов, например Указ  Президента РБ от 12 ноября 2003 г.  № 508 « О некоторых вопросах  экономической несостоятельности  (банкротстве).

Информация о работе Значение Конституции для хозяйственного законодательства