Законодательство о защите прав потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 16:48, контрольная работа

Описание работы

Готовность России защищать потребителей выражена в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей», который определил круг прав потребителей, установил механизм реализации этих прав. Кроме этого, на защите прав и интересов потребителей стоят все отрасли российского законодательства: конституционное, гражданское, административное, уголовное.

Содержание

Введение стр. 3
І. Краткая история возникновения и развития движения в защиту прав потребителей в Америке, России. стр. 4
1. История возникновения движения в защиту прав потребителей. стр. 4
2. Потребительское движение в России. стр. 5
ІІ. Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.
стр. 7
1. Законодательство РФ о защите прав потребителей как система нормативно-правовых актов. стр. 7
2. Основные понятия закона РФ «О защите прав потребителей». стр. 8
3. Основные права потребителей. стр. 11
ІІІ. Государственные и общественные организации по защите прав потребителей.
стр. 13
1. Государственные органы по защите прав потребителей. стр. 13
4. Общественные организации по защите прав потребителей. стр. 14
Заключение стр. 17
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реф.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

Контрольная работа

по предмету:

  Хозяйственное право

на  тему:

  «Законодательство о защите прав потребителей»

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ: 

    Содержание стр. 2
    Введение стр. 3
    І. Краткая история возникновения и развития движения в защиту прав потребителей в Америке, России. стр. 4
       1. История возникновения движения в защиту прав потребителей. стр. 4
       2. Потребительское движение в России. стр. 5
    ІІ. Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.  
    стр. 7
       1. Законодательство РФ о защите прав потребителей как система нормативно-правовых актов. стр. 7
       2. Основные понятия закона РФ «О защите прав потребителей». стр. 8
       3. Основные права потребителей. стр. 11
    ІІІ. Государственные и общественные организации по защите прав потребителей.  
    стр. 13
       1. Государственные органы по защите прав потребителей. стр. 13
       4. Общественные организации по защите прав потребителей. стр. 14
    Заключение стр. 17
    Список  использованной литературы стр. 18
       
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ. 

       В последнее десятилетие в нашей  стране проводится активная политика по защите прав потребителей товаров (работ, услуг). Это обусловлено экономическим  положением России, которое можно  охарактеризовать как этап становления  рыночной экономики, где пока не сформировалась цивилизованная система взаимоотношений продавцов, производителей и потребителей. Именно в этот период потребитель наиболее уязвим и нуждается в усиленных формах защиты со стороны государства.

       В связи с этим, одной из задач  современной России признана необходимость применения эффективных методов защиты прав потребителей. Россия законодательно провозгласила основные права и интересы потребителей, соответствующие международно-правовым стандартам в этой сфере.

       Готовность  России защищать потребителей выражена в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей», который определил круг прав потребителей, установил механизм реализации этих прав. Кроме этого, на защите прав и интересов потребителей стоят все отрасли российского законодательства: конституционное, гражданское, административное, уголовное. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Краткая история возникновения и развития движения в защиту прав потребителей в Америке, России.

1. История возникновения движения в защиту прав потребителей. 

       Родиной движения в защиту прав потребителя является Америка. С 60-х годов ХХ века это движение распространилось из США во многие страны Европы. Оно играет огромную роль как в бизнесе, так и в политике. Термин "консьюмеризм" означает "движение в защиту прав потребителей".

       В 60-80 годах ХIХ века прокатились  первые компании в целях защиты интересов  потребителей от железнодорожных компаний, завышавших цены на перевозку пассажиров и грузов. В результате государство  поставило под свой контроль железнодорожные  тарифы и создало специальный орган - сенатскую Комиссию по торговле между штатами.

       В начале ХХ века идет борьба вокруг законодательства о надзоре за качеством пищевых  продуктов и медикаментов, активисты  этой компании получили название «разгребатели грязи». В 1899 году появляется Национальная лига потребителей, которая принимала активное участие в компании по «разгребанию грязи». В 1935 году создается Союз потребителей, который насчитывает в своих рядах в наши дни свыше 5 миллионов человек. Именно деятели этого Союза первыми призвали к байкоту товаров из фашистской Германии в 30-е годы.

       Ральф Нейдер создал Центр, занимающийся исследованием качества продукции различных фирм, достоверности рекламы, стандартов уровня жизни, безопасности конкретных производств, экологической обстановки вблизи них. В этот же период появились несколько «однопроблемных» групп: Центр за безопасность автомобиля, Исследовательская группа по здравоохранению, Центр исследования и действия по телекоммуникациям и др. Эти группы занимаются заявленными в их названиях проблемами, сбором и публикацией материалов, касающихся интересов и прав потребителей. Итоги проводимых исследований публикуются в специальных потребительских изданиях. Стратегия Р. Нейдера предусматривает прямое правительственное регулирование тех областей экономики и социальной сферы, где рыночные силы не имеют полной возможности обеспечивать охрану окружающей среды, безопасность работника на рабочем месте. Вместе со своими многочисленными последователями, прозванными «десантом Нэйдера», он добился принятия федеральных законов о безопасности газопроводов, упаковке пищевых продуктов, о контроле радиационной обстановки и запрещении использования ДДТ (DDT) в качестве пестицида.

       В 1968 году многие разрозненные общенациональные и местные общества объединились в Американскую федерацию потребителей, со штаб-квартирой в Вашингтоне. Ее основные цели - координация программ защиты потребителей от низкого качества товаров, высоких цен на продукты питания, медицинские препараты, медицинское обслуживание, электроэнергию и топливо.

       Постепенно  консьюмеристское движение стало все  активнее влиять на политическую жизнь  государства. 15 марта 1962 года президент  США Дж. Кеннеди направил Конгрессу  США «Специальное послание о защите интересов потребителей», в котором провозглашались основные права потребителя: право на выбор; право на безопасность; право быть выслушанным; право на информацию. В послании говорилось о значительной роли потребителя в экономике: без способности граждан потреблять, покупать нет экономического развития, невозможен сбалансированный экономический рост. Организация Объединенных Наций 15 марта объявила Всемирным днем потребителей.

       Летом 1962 года по указанию Дж. Кеннеди был  учрежден Консультативный совет  по делам потребителей, преобразованный  в 1971 году в Управление по делам потребителей. В некоторых комитетах Конгресса США (по торговле, банкам и финансам, науке и транспорту и др.) функционируют подкомитеты по проблемам потребителей, которые проводятся с участием заинтересованных лиц и представителей потребительских организаций. По итогам слушаний публикуются отдельными изданиями стенографические отчеты.

       В США было положено начало массовому  движению потребителей, ныне объединяющему  более 180 общественных и государственных  организаций в 72 странах мира.

       В США Комиссия по безопасности товаров  имеет право потребовать от промышленников или продавцов исправления, замены, изъятия товара, если он не соответствует  утвержденным правилам и стандартам. 

2. Потребительское движение в России. 

       В 80-х годах ХХ века в бывшем СССР стали зарождаться общества, клубы, ассоциации по защите прав потребителей. В 1987-1988 годы эти общественные организации объединились в Федерацию обществ потребителей, президентом которой был Анатолий Собчак.

       К началу 1992 года Федерация преобразуется в Международную конфедерацию обществ потребителей (КонфОП). В ее состав вошли общества потребителей бывших союзных республик СССР - России, Беларуси, Украины, Казахстана, Туркменистана, Таджикистана и др. Представители потребительских организаций от этих республик образуют Координационный совет, который собирается один раз в полгода. В начале 1992 года прошел первый конгресс Конфедерации; теперь он собирается через каждые три года. Базой КонфОПа являются многочисленные общественные потребительские организации, которые были созданы гражданскими инициативами.

       Общественные  организации по защите прав потребителей подчас тесно сотрудничают с другими  объединениями, например, с советами ветеранов Великой Отечественной  войны, с организациями инвалидов, клубами автолюбителей, региональными центрами стандартизации, метрологии и сертификации, независимыми экспертизами, государственными органами по защите прав потребителей.

       Одной из основных целей КонфОП является предоставление правдивой информации о товарах, работах, услугах, реализуемых на российском рынке; формирование потребительской культуры у всех слоев населения; непрерывное потребительское образование, охватывающее все уровни системы образования учащихся и др.

       Конфедерация  ведет активную разъяснительную политику, она издает большое количество материалов (статьи, книги, брошюры, буклеты, методическая литература и т. д.), способствующих потребительскому просвещению граждан и оказывающих реальную помощь общественным объединениям по защите прав потребителей.

       Сейчас  потребительским организациям принадлежит  одна из главных ролей в деле пропаганды потребительских знаний среди всех слоев российского общества, решения  проблемы безопасного производства, в пропаганде идей рационального  потребления, в поиске гармоничного решения проблемы взаимодействия и взаимовлияния человека и окружающей среды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.

1. Законодательство РФ о защите прав потребителей как система нормативно-правовых актов. 

       7 апреля 1992 г. в России вступил  в силу Федеральный закон «О защите прав потребителей». В настоящее время действует Федеральный закон «О защите прав потребителей» в редакции от 23 ноября 2009 года. Согласно п.1 ст.1 этого закона «отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

       Таким образом, сам Закон неразрывно связан с другими нормативными актами РФ, которые в определенной степени затрагивают интересы и права потребителя в сфере торговли, транспортных, бытовых, медицинских и других видов услуг. В связи с этим, понятие российское законодательство о защите прав потребителей не ограничивается только лишь данным Законом. Оно представляет собой достаточно последовательную, систематизированную и структурированную систему многих законодательных актов РФ, например: 

    • Кодекс РФ об административных правонарушениях,
    • Гражданский процессуальный кодекс РФ,
    • Арбитражный процессуальный кодекс,
    • Гражданский кодекс РФ,
    • Уголовный кодекс РФ и др.,

а также  законами, постановлениями Правительства  РФ, которые в разной степени регулируют отдельные стороны законодательства о защите прав потребителей в России.  

       Закон РФ «О защите прав потребителей» «регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав».

       Отношения в сфере защиты прав потребителей регулируются и другими нормативно-правовыми  актами. К ним относятся, например: 

Информация о работе Законодательство о защите прав потребителей