Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 17:08, реферат
Натуральное производство. Товарное производство. Трудовая теория стоимости.
1)
Натуральное производство
Исторически первой
формой хозяйства является натуральное
хозяйство. В нем производство и
потребление непосредственно
Рисунок 1 - Основные черты натурального хозяйства
Натуральное хозяйство
- это такая система
Для натурального хозяйства характерны:
а) замкнутость
системы организационно-
б) ручной универсальный труд, исключающий его разделение на обособленные виды;
в) прямые экономические связи между производством и потреблением. Оно развивается по формуле: «производство - распределение - потребление», то есть созданная продукция распределяется между участниками производства, минуя обмен, и идет в потребление.
Другими словами натуральное производство - такой его род, при котором люди создают продукты для удовлетворения собственных потребностей. Эта исторически первая форма производства является самой простой.
Натуральное хозяйство
возникло в период становления
Для натурального производства характерны следующие черты, выражающие сущность свойственных ему хозяйственных отношений.
1. Натуральное
хозяйство - замкнутая система
организационно-экономических
2. Для натурального
производства характерен
3. Натуральному
хозяйству свойственны прямые
экономические связи между
Рисунок 2 - Характеристика натурального хозяйства
В современных условиях натуральное хозяйство в значительной мере сохранилось во многих странах, где преобладает доиндустриальная экономика. В слаборазвитых странах еще в середине XX в. в натуральном и полунатуральном производстве было занято 50-60% населения. В настоящее время в этих государствах происходит ломка отсталой структуры народного хозяйства.
В нашей стране натуральное производство в особенности развито в личном подсобном сельском хозяйстве крестьян и на садово-огородных участках городских жителей.
Один из парадоксов состоит в том, что после объявления в 1992 г. “движения к рынку” в ряде случаев началось движение в обратном направлении. Так, значительно увеличилось количество садово-огородных участков с натуральным производством (это - средство обеспечить себя остро необходимыми жизненными благами).
Другой парадокс
состоит в том, что вместо продвижения
к рынку многие регионы страны
усилили хозяйственную автаркию
(замкнутость). Они ввели запрет на
вывоз продовольствия в иные регионы
(так стремились улучшить снабжение
продуктами местного населения). Однако
натурализация хозяйственных
Натуральное хозяйство отличается застойным характером, ибо ручной и неспециализированный труд отличается очень низкой выработкой продукции. Вследствие этого количество благ в расчете на одного жителя страны почти не увеличивается, а потребности людей долгое время остаются традиционными.
Рисунок 3 - Подтипы натурального хозяйства
Рисунок 4 - Особенности натурального типа хозяйства в различных странах
Натуральное хозяйство преобладало в течение самой длительной доиндустриальной стадии производства. В условиях машинной индустрии его окончательно сменил ставший господствующим второй род хозяйства.
Наиболее распространенной формой хозяйства является товарное хозяйство. В нем связь между производством и потреблением, координация экономической деятельности осуществляются путем купли-продажи товаров на рынке в условиях конкуренции.
Товарное производство
Товарное хозяйство
- это такая система
Такая система обладает признаками, которые характеризуют ее особенность.
Для товарного хозяйства характерны:
а) открытость системы
организационно-экономических
б) разделение труда и как следствие этого обмен товарами;
в) косвенные, опосредованные
связи между производством и
потреблением. Оно развивается по
формуле: «производство-обмен-
Изготовленная
продукция поступает на рынок
для обмена на другие изделия и
лишь затем попадает в сферу потребления.
Рыночный обмен устанавливает экономические
связи между производителями и потребителями
товаров.
2)
В соответствии с Ф. Котлером: “Товар — это средство, с помощью которого можно удовлетворить определенную потребность”. В соответствии с определением в отечественном издании “товар представляет собой сложное многоаспектное понятие, включающее совокупность многих свойств, главными среди которых являются потребительские свойства, т. е. способность товара удовлетворять потребность того, кто им владеет”.
Понятие
продукта широко используется в теории
маркетинга услуг. В соответствии с
этим источником “продукт — конкретная
физическая единица или процесс,
различимая совокупность особенностей,
психически воспринимаемых и связанных
с ожиданием пользы”. В результате
данного определения и
За
товаром закрепилось
Первоначально маркетинг был ориентирован на материально-вещественный продукт. Проанализировав рынки применения маркетинга, Ф. Котлер дает следующую последовательность продукта: фасованные потребительские товары, потребительские товары длительного пользования, промышленное оборудование, услуги.
Понятие услуги разработано менее, чем понятие товара. Услуга — полезное действие, результатом которого является либо изделие, либо полезный эффект. Основное содержание заключается в том. что, услуга — действие, осуществляемое одной стороной для другой. Полезность услуги проявляется в виде результата, который получает потребитель. Услуги удовлетворяют потребности частных лиц, коллективов, предприятий.
Услуга – любая деятельность, либо мероприятие или выгода, которую одна сторона может предложить другой, неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо. Ее представление может быть связано с материальным продуктом.
Производство товаров существует с периода первобытнообщинного строя до настоящего времени.
Причинами развития товарного производства является:
а) общественное разделение труда и б) хозяйственное обособление людей.
Исторически первым было простое товарное хозяйство крестьян и ремесленников. При капитализме появляется развитое товарное хозяйство, при котором становятся товаром не только результаты труда, но и сама рабочая сила человека (их характеристики см. в схеме №4 семинарского занятия)
Элементарной клеточкой товарного хозяйства является товар.
Товар - это созданная трудом общественная полезность, предназначаемая для эквивалентного обмена на рынке на другой товар.
Товар при обмене на равноценный продукт получает на рынке меновую стоимость.
Меновая стоимость - это способность товара обмениваться на другие полезные вещи в определенных количественных пропорциях.
Пропорция обмена зависит от величины стоимости, воплощенной в товарах. Таким образом, товар имеет два свойства; полезность и стоимость.
Таким образом, товарное производство - тип организации хозяйства, при котором полезные продукты создаются для их продажи на рынке. Товарному хозяйству присущи следующие основные черты.
1. Это хозяйство
является открытой системой
2. Производство
товаров основано на
3. Товарному
хозяйству присущи косвенные,
опосредованные связи между
Значит, товарное
хозяйство - это система организационно-
Товарное хозяйство
включает такие общие организационные
связи, которые могут обслуживать
самые различные социально-
Прежде всего,
важно выявить генезис (происхождение)
товарного производства. Одной из
причин его возникновения является
общественное разделение труда. Начало
здесь было положено крупным общественным
разделением труда: первым (обособление
в сельском хозяйстве земледелия
и животноводства) и вторым (выделение
ремесла из сельского хозяйства).
В дальнейшем все большую силу
набирает экономический закон разделения
труда. В соответствии с этим законом
экономика прогрессирует