Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:54, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть понятия ликвидации и реорганизации предприятий. Тема реорганизации юридических лиц сложна и обширна. Реорганизация - это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством. В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.
Введение
Цель работы – рассмотреть понятия ликвидации
и реорганизации предприятий. Тема реорганизации
юридических лиц сложна и обширна. Реорганизация
- это прекращение деятельности юридического
лица, сопровождающееся общим правопреемством.
В результате реорганизации возникают
одно либо несколько новых юридических
лиц, являющихся обязанными по отношениям,
в которых участвовало прекратившее существование
юридическое лицо.
Ликвидация
представляет собой прекращение
деятельности юридического лица без
правопреемства, т.е. прекращение как
самого юридического лица, так и
его прав и обязанностей. И реорганизация,
и ликвидация могут осуществляться
как добровольно, так и принудительно.
По смыслу действующего законодательства
реорганизация представляет собой
специфический способ прекращения
действующих и образования
Поскольку
реорганизация всегда связана с
имущественным правопреемством
между юридическими лицами, при ее
проведении существенное значение имеет
вопрос об объеме прав и обязанностей,
переходящих к правопреемнику. В
результате реорганизации права
и обязанности реорганизованных
юридических лиц могут
Проблема
ликвидации предприятий достаточно
актуальна в современной
Особенно
остро стоит вопрос о ликвидации
организаций-банкротов, в частности
коммерческих банков.
Глава 1. Понятие и формы реорганизации юридических лиц
1.1 Понятие реорганизации юридических лиц
Реорганизация представляет собой одну из форм прекращения деятельности юридических лиц и создания новых. В отличие от ликвидации реорганизация не означает погашения обязательств юридического лица, прекращающего деятельность.
Все
его права и обязанности
Правопреемство
при реорганизации носит
В связи с этим в процессе реорганизации необходимо решить все вопросы, связанные с определением субъектов, к которым переходят конкретные права и обязанности. Наиболее актуальна эта проблема, безусловно, для реорганизации в формах разделения и выделения, поскольку при слиянии, присоединении и преобразовании возникает одно юридическое лицо, которое и является правопреемником всех реорганизованных. При реорганизации составляется разделительный баланс (в случаях разделения и выделения) или передаточный акт (в случаях слияния, преобразования и присоединения). Разделительный баланс должен содержать однозначный ответ на вопрос о том, к какому именно юридическому лицу перешло каждое конкретное обязательство. И передаточный акт, и разделительный баланс должны включать в себя сведения обо всех без исключения обязательствах должника, включая те, в отношении которых реорганизующееся юридическое лицо считает, что у него есть основания их не исполнять.
1.2 Формы и процедура реорганизации
В Гражданском кодексе выделено пять форм реорганизации слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование
При
слиянии каждое из объединяющихся юридических
лиц прекращает деятельность, его
права и обязанности переходят
к вновь образованному
Суть преобразования в том, что юридическое лицо одной организационно-правовой формы прекращает деятельность, а вместо него образуется новое юридическое лицо другой организационно-правовой формы. Никаких количественных изменений участников гражданского оборота не происходит. Все права и обязанности организации, прекратившей деятельность, переходят к одному правопреемнику. По сути, преобразование является наиболее распространенной формой реорганизации. К примеру, приватизация государственных предприятий представляет собой не что иное как преобразование в акционерное общество. О необходимости преобразования индивидуальных частных предприятий, общественных и религиозных организаций говорится в законе о введении в действие части первой ГК РФ. Вместе с тем как сам Гражданский кодекс, так и другие законы, в частности Федеральный закон "О некоммерческих организациях", устанавливают определенные ограничения на преобразование. Так, коммерческие организации не могут преобразоваться в некоммерческие, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества - в товарищества или государственные предприятия.
Довольно долгое время проблемой было преобразование закрытых акционерных обществ в открытые и наоборот. Вопрос заключался в том, является ли такое преобразование реорганизацией юридического лица или лишь изменением типа акционерного общества. С позиций Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ (постановление пленума ВС РФ и ВАС РФ от 2.04.97 г. No 4/8) в результате такого преобразования организационно-правовая форма общества не изменяется, соответственно правила о реорганизации в данном случае применяться не должны.
Реорганизация
юридического лица может осуществляться
только в соответствии с Гражданским
кодексом РФ. В противном случае
решение о реорганизации или
ликвидации юридического лица, а также
акт о регистрации юридического
лица, созданного в результате реорганизации
другого юридического лица, признаются
судом недействительными. Реорганизация
акционерного общества может быть осуществлена
в форме слияния, присоединения,
разделения, выделения и преобразования.
Изменение типа акционерного общества
не является реорганизацией, так как
не меняется организационно-правовая
форма. Следовательно, в этом случае
нормы, касающиеся реорганизации, будут
неприменимы. Такой подход подтвержден
судебной практикой. Любая добровольная
реорганизация начинается с принятия
соответствующего решения. В акционерном
обществе этот вопрос относится к
компетенции общего собрания акционеров.
Следует принять во внимание такие
важные формальные требования: а) решение
о реорганизации принимается
только по предложению совета директоров,
если иное не установлено уставом
общества; б) решение о реорганизации
принимается общим собранием
акционеров большинством в три четверти
голосов акционеров владельцев голосующих
акций, принимающих участие в
общем собрании акционеров, причем
при решении вопроса о
Глава 2. Понятие ликвидации юридического лица
Ликвидация
юридического лица - это его превращение,
не влекущее возникновение новых
юридических лиц" (Гражданское
право. Учебник. Под. ред. А.П. Сергеева,
Ю.К. Толстого.- М.: Проспект, 1996. - С.130). Пункт
1 статьи 61 ГК РФ гласит:"Ликвидация
юридического лица влечет его прекращение
без перехода прав и обязанностей
в порядке правопреемства к другим
лицам." Поскольку права и обязанности
не переходят к правоприемникам,
задача обеспечения прав и интересов
кредиторов приобретает здесь очень
большую важность. Ликвидация может
осуществляется добровольно, по решению
учредителей либо уполномоченного
на то органа юридического лица, в частности,
по истечении срока или с
Предусмотренная законом обязательная
процедура ликвидации также рассчитана
на защиту интересов кредиторов. Ведь
учредители или участники юридического
лица при его ликвидации обычно заинтересованы
в сохранении максимально возможного
остатка имущества после завершения всех
расчетов, поскольку он обычно поступает
в их собственность. Поэтому ликвидация
должна проходить под контролем органа,
осуществившего государственную регистрацию
юридического лица.
2.1.Основания
добровольной ликвидации
Юридическое лицо может быть ликвидировано
добровольно - по решению его участников.
При этом важно принимать во внимание,
что:
- акционерное общество может быть ликвидировано
по решению общего собрания акционеров
квалифицированным (не менее 3/4) большинством
голосов ( эта или другая норма установлена
в уставе АО). Пункт 2 статьи 21 Федерального
Закона РФ от 26 декабря 1995 года "Об акционерных
обществах" гласит: " В случае добровольной
ликвидации общества совет директоров(наблюдательный
совет) ли общества выносит на решение
общего собрания акционеров собрания
вопрос о ликвидации общества и назначении
ликвидационной комиссии. Общее собрание
акционеров ликвидируемого общества принимает
решение о ликвидации общества и признание
судом недействительности регистрации
предприятия в связи с допущенными при
его создании нарушениями закона или иных
правовых актов, если эти нарушения носят
неустранимый характер. Добровольная
ликвидация предприятий-должников осуществляется
во несудебном порядке по взаимному согласию
между предприятием и кредиторами в целях
удовлетворения требований кредиторов
и предотвращения негативных социальных
последствий в связи с несостоятельностью
(банкротством) предприятий. Добровольная
ликвидация (самоликвидация) проводится
без вмешательства суда или государственной
службы. Весь процесс осуществляется ликвидатором
и контролируется кредиторами. Данный
способ является наиболее эффективным,
поскольку не связан с судебными издержками,
экономится и время проведения процедуры.
Основанием для подготовки к применению
процедур добровольной ликвидации в отношении
федеральных государственных предприятий,
а также предприятий, в капитале которых
доля (вклад) Российской Федерации составляет
более 25 процентов, является решение Федерального
управления о признании структуры баланса
предприятия неудовлетворительной и об
отсутствии реальной возможности восстановить
его платежеспособность, принимаемое
по результатам анализа экономического
состояния предприятия на основании системы
критериев для определения неудовлетворительной
структуры баланса неплатежеспособных
предприятий. Добровольная ликвидация
предприятия может быть инициирована
самим Федеральным Управлением. В этом
случае руководитель предприятия в течение
трех дней с момента получения указанного
распоряжения Федерального управления
обязан организовать проведение собрания
кредиторов. Совместное решение руководителя
предприятия и кредиторов о добровольной
ликвидации предприятия в связи с отсутствием
возможности восстановления его платежеспособности
простым большинством от общего числа
голосов. В случае, если уполномоченный
орган не утверждает решение о добровольной
ликвидации предприятия, он вправе принять
решение о подаче предприятием заявления
о признании его несостоятельным (банкротом)
в арбитражный суд и обязать руководителя
предприятия подать указанное заявление.
Если руководитель федерального государственного
предприятия в течение установленного
срока не выполнил распоряжение Федерального
управления о добровольной ликвидации
предприятия либо если оно отклонено собранием
кредиторов (если в течении 20 дней с момента
опубликования объявления о добровольной
ликвидации предприятия конкурсным управляющим
получено хотя бы заявление от одного
кредитора о несогласии с решением о добровольной
ликвидации) , Федеральное управление
издает распоряжение, содержащее обязательное
для руководителя предприятия предписание
о внесении в арбитражный суд заявления
о возбуждении производства по делу о
не предприятия. Реализация (продажа) имущества
ликвидируемого предприятия осуществляется
в порядке, установленном планом ликвидации.
Средства, вырученные от реализации имущества
ликвидируемого предприятия, поступают
на счет ликвидационной комиссии и направляются
на удовлетворение требований кредиторов
в порядке, определенном действующим законодательством.
Информация о работе Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц