Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 01:03, шпаргалка
Работа содержит 60 вопросов и ответов хозяйственному праву
49.
Биржевые сделки. Общие правила: 1.
предмет – только товары, допущенные к
торгам; 2. закл-ся только участ-ками биржи
и только в ходе торгов; 3. регулируется
закон-твом о биржах, уставом биржи, правилами
биржевой торговли; 4. сама биржа и ее служащие
не могут быть участниками такой сделки;
5. все биржевые сделки подлежат регистрации
на бирже; 6. они могут оформляться также
маклерскими записками; 7. к биржевой сделке
применяется правило о соответствующем
договоре; 8. сам договор является типовым
и разрабатывается каждой биржей самостоятельно.
Общие положения: споры, связанные с биржевыми
сделками, если обе стороны являются членами
биржи, владельцами прав на участие в биржевой
торговле или постоянными посетителями
торгов, рассматривается в биржевом арбитраже.
Решение арбитража может быть оспорено
в суде. Банковские учреждения не могут
совершать сделки на биржах со средствами
вкладчиком.. Запрещается выступать от
имени биржи вне пределов полномочий.
50.
Правовое регулирование
фондовой биржи
и государственный
контроль за ее
деятельностью. Все правила, касающиеся
биржевой деятельности. Утверждаются
биржей самостоятельно. На торги допускаются
ценные бумаги только тех эмитентов, которые
опубликовали годовой баланс. Фондовая
биржа не имеет права быть стороной биржевой
сделки, а также заниматься деятельностью,
не связанной с биржевыми функциями. Государственные
контролирующие биржевые органы: государственные
биржевые инспекторы (подчинены Министерству
экономики). Их функции: вправе приостанавливать
операции на бирже и котировку отдельных
ценных бумаг, если есть нарушение законодательства.
51. Правовой статус Нацбанка
НБ-I уровеньж; Банки
и НКФО-II уровень; (не у нас) контролирующие
и надзирательные органы III уровень. НБ
является центробанком РБ и подотчетен
Президенту. Основные цели деят-ти: 1. защита
и обеспечение устойчивости белор. рубля;
2. развитие и укрепление нац-ной банковской
системы; 3. обеспечение функц-ной платежной
системы. НБ для покрытия своих убытков
использует гос. ценный бумаги, предоставляемые
Правительством. Деят-ть НБ осуществляется
по двум направлениям: 1. как органа гос.
управления; 2. как субъекта хозяйствования..
Функции НБ: 1. денежная эмиссия, создание
и управление золотовалютными запасами;
2. банк Правительства (рассчетно-кассовые
операции гос.органов и пр.); 3. банк банков;
4. как проводник официальной ДПК; 5. как
орган рег-ния, контроля и надзора; 6. как
орган стабильности национальной денежной
системы.
52.53.
Минимальный размер
УФ для НКФО 1 млн. евро, для банка – 2
млн. евро, для иностранных банков и дочерних
банков иностранных банков – 5 млн. евро.
Основные направления деят-ти банков:
1. депозитные операции (привлечение средств
во вклады); 2. кредитные; 3. открытие и ведение
счетов. Отличие НКФО в том, что она осуществляет
один или два вида операций из вышеперечисленных.
Банк может быть только АО или УП. НКФО
может создаваться в любой организационно
правовой форме. НКФО могут привлекать
вклады лишь юридических лиц. Депозитные
операции осущ. на основании договора
банковского вклада. По нему одна сторона
(вкладополучатель) принимает от другой
стороны (вкладчика) денежные средства
и обязуется их возвратить с начисленными
процента на условиях договора. Выделяют:
сберегательный и депозитный сертификаты.
Сберегательный удостоверяет сумму вклада
и права его владельца – физ. лица на получение
через определенный срок вклада и проценты
по нему. Депозитный – аналогично, но для
юр. лица. По срокам: долгосрочные и краткосрочные.
Долгосрочные – от 1 до 5 лет, выдаются
на цели, связанные с созданием и движением
долгосрочных активов. Краткосрочные
– на срок до 1 года, связанные с созданием
и движением текущих активов. Физ. лицам
на цели: кредиты предоставл. на потреб-ские
нужды и финанс-ние недвижимости.
54. Открытие и ведение счетов: счета открываются на основании соответ-их договоров. Общие права и обязанности банка: 1. открыть счет и зачислять на него средства; 2. хранить на счете деньги и уплачивать проценты за пользование; 3. выполнять поручения владельца счета о перечислении и выдаче средств; 4. соблюдение сроков, порядка и очередности списания средств; 5. соблюдать банковские тайны. Обязанности клиента: 1. предоставить документы, необходимые для открытия счета; 2. своевременно и в полном объеме оплачивать банковские услуги; 3. предоставлять в банк необходимые расчетные и иные документы; 4. согласовывать с банком сроки и порядок сдачи наличности, а также лимит остатков кассы. Банки не вправе отказать лицу в открытии счета. Каждому счету присваивается номер, что исключает открытие анонимного счета. Каждое лицо может открыть один расчетный счет, а также по одному счету на каждую валюту. Виды счетов: 1. расчетный (текущий): обеспечение расчетов и платежей; 2. внешний: открывается для формирования или увеличения УФ; 3. ссудный: открывается для перечисления заемных средств; 4. контокоррентный: открывается только в белорусских рублях при отсутствии задолженности за ранее выданные кредиты; 5. корреспондентский: открывается одним банком в другом. Типы: лоро, ностро. Лоро – корреспондентский счет, открытый в уполномоченном банке. Ностро – корреспондентский счет банка, открытый в банке-корреспонденте (т.е. если я – банк, то это счет другого банка у меня); лоро – наоборот. 1.благотворительный; 2. договор карт-счета: открывается для отражения операций с банковскими пластиковыми карточками.
55. Правовые и орг-ционные основы создания, деят-ти и ликвидации СЭЗ на терр-рии РБ установлены Указом През-та РБ от 20.03.1996 г. № 114 "О СЭЗ на терр-рии РБ" и Законом РБ от 07.12.1998 г. № 213-3 "О СЭЗ " с послед-ми изменениями и дополн-ми.В соответствии со ст. 1 Закона СЭЗ - это часть территории РБ с точно опред-ми границами и специальным правовым режимом, устанавл-щим более благопр-ные, чем обычные, условия осущ-ния предприн-ской и иной хоз. деят-ти. Резидентом СЭЗ признается зарег-ное администрацией СЭЗ юр. лицо или физ. лицо в качестве ИП, на которое распростр-ся правовой режим, действующий в СЭЗ. В своей деят-ти резидент СЭЗ должен руководствоваться Законом, положением о СЭЗ, другими нормативными актами, а также договором с администрацией СЭЗ об условиях предприн-ской деят-ти в СЭЗ. Согласно ст. 6. Закона резидент СЭЗ также вправе на общих основаниях заниматься предприн-ской деят-тью за пределами СЭЗ. Решение о создании СЭЗ принимается През-том РБ на основе предложения Сов. Мина. Президент также вправе продлить срок действия СЭЗ либо принять решение о досрочной ликвидации СЭЗ, если цели ее создания не были достигнуты или ее дальнейшее существование противоречит экон-ким и другим гос-ым интересам РБ. Сегодня перечень СЭЗ ограничивается: СЭЗ "Брест", СЭЗ "Витебск", СЭЗ "Гомель-Ратон", СЭЗ "Гродноинвест", СЭЗ "Минск", СЭЗ "Могилев".
56. Субъекты малого предпринимательства (бизнеса). Средне списочная численность: в промышленности и на транспорте до 100 человек; сельскохозяйственная и научно-техническая сфера до 60 человек; строительство и оптовая торговля до 50 человек; розничная торговля и бытовое обслуживание до 30; все иные сферы до 25 человек. Две группы преференции: декларативные (помощь через инкубаторы малого предпринимательства; помощь по ежегодным республиканским и местным государственным программам). Финансово-промышленная группа (ФПГ) – договор о создании – это объединение юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в судах. Цель: экономическая интеграция участков для реализации инвестиционных проектов; повышение эффективности производства; создание новых рабочих мест. Характеристики: организация проекта; заключение антимонопольного органа; участие более чем в 1 ФПГ запрещается. Виды ФПГ: межгосударственные (их большинство), транснациональные.
57. Понятие внешнеэкономической деятельности.
ВЭД рассм-ся как деят-ть гос-ва по развитию сотрудничества с другими гос-вами в области торговли, экономики, техники, культуры, туризма. Основной правовой формой такого сотрудничества явл. международные договоры устанавл-щие основные принципы и направления взаимод-вия гос-в в названных сферах. Примером может служить Соглашение о сотрудничестве в области ВЭД гос-в – участников СНГ.. Кроме многосторонних заключаются двухсторонние договоры, направленные на урег-ние двухсторонних отн-ний по конкретным вопросам прежде всего торговые направленные на установление льготного режима для лиц, занятых во внешней торговле. В то же время под ВЭД понимается предприн-ская деят-ть, связанная с перемещением через таможенную границу РБ товаров (продукции) и капитала (фин. средств), а также оказания услуг и выполнение работ на территории иностранного гос-ва. Все субъекты хоз-ния имеют право самостоятельно осущ-ь ВЭД. (ст. 81 з-на «О предприятиях».ВЭД могут осущ-ть как физ. лица, так и юр. лица, зарег-нные для ведения предприн-ской деят-ти. Субъекты ВЭД могут сами выходить на внешние рынки, оказывать услуги на территории иностранных гос-тв, но могут и через посредников (нахождение посредником рынков сбыта или определенного товара и т.д.).
58.
Основным док-ом
по этому вопросу
явл. Закон о
гос. регул-нии
внешнеэк. деят-и от 29.12.1998 г. Согласно
закон-ву РБ внешнеэк. политика должна
быть подчинена внутренней эк-кой политике.
Законодательные органы устанавливают
основы хоз. деят-ти во внешнеэк. сфере,
устанавливают статус иностранных инвестиций,
статус всех участников внешнеэк. связей.
Гос-во воздействует на внешнеэк. деят-ть
посредством гос. регул-ния и контроля
за инвестициями, а так же тарифного и
нетарифного регул-ния внешней торговли.
Тарифное регул-ние – установление импортных
и экспортных таможенных пошлин. Нетарифное
– квотирование и лицензирование внешнеторговых
операций. Торговля вооружением регул-ся
закон-вом об экспортном контроле, а так
же международными обяз-вами. Квоты представляют
собой предельные объёмы товаров, которые
допускаются к вывозу по экспорту или
поставку в РБ. Они предусматриваются
для защиты внутреннего рынка, а так же
для выполнения международных обяз-ств.
Держателями квот являются республиканские
органы управления, поэтому у них необходимо
получать разрешение. Лицензирование
здесь представляет собой выдачу разрешения
МИДом на совершение отдельных внешнеторговых
операций. СМ устанавливает перечень товаров,
вывозимых по лицензиям
59.
В зависимости
о категории субъектов
валютных отношений
имеются различия в правовом регулировании
валютных операций. Согласно Положения
о проведении валютных операций на территории
РБ, под „валютными операциями “ понимаются
действия связанные с переходом права
собственности и иных прав на валютные
ценности, в т.ч. операции в связи с использованием
в качестве средства платежа иностранной
валюты и платежных документов в иностранной
валюте, ввоз и пересылка в РБ и из РБ валюты,
ЦБ, валютных ценностей, денежные переводы,
применение валюты РБ в расчетах между
резидентами и нерезидентами. Операции
в иностранной валюте и с ценными бумагами,
на текущие валютные операции и валютные
операции связанные с движением капитала
нужна лицензия НБ. Текущие валютные операции
– переводы в РБ и из РБ для осуществления
расчетов по экспорту и импорту на время
не более 180 дней; получение и предоставление
кредитов в денежной форме на время не
более 180 дней, переводы в РБ и из РБ %%, дивидендов
и иных доходов по инвестициям и иным операциям,
связанных с движением капитала, переводы
неторгового характера в РБ и из РБ (зарплата,
пенсии, алименты, наследство, пожертвования
и т.п.). Валютные операции, связанные с
движением капитала включает в себя реальные
и портфельные инвестиции, оплата права
собственности и иных прав на недвижимость,
предоставление и получение отсрочки
платежа на время более 180 дней, все валютные
операции, не относящиеся к текущим. К
валютным операциям отнесены: а) операции,
связанные с переходом права собственности
и иных прав на валютные ценности, в том
числе операции, связанные с использованием
в качестве средства платежа иностранной
валюты и платежных документов в иностранной
валюте; б) ввоз и пересылка в РБ, а также
из РБ валютных ценностей; в) денежные
переводы. Выделяются также понятия "текущие
валютные операции" и "операции, связанные
с движением капитала". Последние включают
в себя, например, инвестиции, в том числе
приобретение и продажу ценных бумаг,
предоставление и получение кредитов,
привлечение и размещение средств на счета
и во вклады.
60.В международной комм-ской практике взаимное волеизъявление может облекаться в форму контракта купли-продажи, лицензионного, арендного контракта, контракта страхования, перевозки, хранения, имущественного найма, комиссии, поручения, дарения, кредитования, контракта на туристические услуги, по торговле техническими услугами и др. В мировой торговле для единого толкования базисный условий поставки товаров с 1936 года нашели свое применение термины "Инкотермс". Последние изменения в них произошли в 1990 и 2000 годах. Закон-вом РБ (Указ Президента РБ №7 от 04.01.2000г.) установлена обязанность субъекта хоз-ния указывать во внешнеторговом договоре условия поставки. Термины "Инкотермс" обяз-но используются при составлении паспорта сделки, статист-кой декларации и иных таможенных деклараций. Торговые термины разделены на четыре группы: C,D,E,F. Группа C - основной фракт оплачен, когда продавец заключает договор перевозки и предоставляет товар в распоряжение перевозчика, так как обяз-сть и расходы по доставке товара у продовца, но продавец не принимает на себя риск потери или повреждения товара и не несет дополнительные затраты вследствие событий, имеющих место после отгрузки и отправки. Группа D - прибытие, когда продавец заключает договор перевозки и предоставляет товар покупателю в месте назначения с оплатой или без оплаты ввозных пошлин, при этом продавец должен нести все расходы и риски, необходимые для доставки товара в страну назначения. Группа E - отправление, когда продавец предоставляет товар на своем предприятии и за доставку товаров покупателю не отвечает, а только предоставляет товар покупателю на собственной территории продавца. Группа F - основной фракт не оплачен, когда продавец за доставку товара покупателю не отвечает и предоставляет товар в распоряжение первого перевозчика, указанного покупателем.