Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 10:33, реферат
В наше время сертификация стала одним из важных механизмов управления качеством, которое дает возможность объективно оценить продукцию, предоставить потребителю подтверждения ёё безопасности, обеспечить контроль за соответствием продукции требованиям экологической чистоты, а также повысить её конкурентоспособность.
Введение …………………………………………………………..…………….3
1. Понятие сертификации ………….. ………………………..… …………...4
2. Преимущества и цели сертификации …………..………....……………..10
3. Виды сертификации………………………………………………………..15
4. Значение сертификации ………………………………………………...…19
Заключение ………………………………………………….………………....22
Список литературы ………………………………………….………………....23
протоколы приемных, приемно-сдаточных и других контрольных испытаний, проведенных компетентными испытательными лабораториями изготовителя (продавца, исполнителя) или сторонними лабораториями;
сертификаты соответствия на сырье, материалы, комплектующие изделия;
санитарно-эпидемиологические заключения, ветеринарные свидетельства;
сертификат пожарной безопасности;
сертификат на систему качества или производства;
другие документы, прямо или косвенно подтверждающие соответствие продукции установленным требованиям.
Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц в целях подтверждения соответствия продукции (услуг) требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов. Нормативный документ, на соответствие которому осуществляются испытания при добровольной сертификации, выбирает сам заявитель. Заявителем может быть изготовитель, поставщик, продавец, потребитель продукции.
Объектами добровольной сертификации являются системы качества производства, а также продукция, работы и услуги, не подлежащие в соответствии с законодательными актами РФ обязательной сертификации. Проведение добровольной сертификации ограничивает доступ на рынок некачественных изделий за счет проверки таких показателей как надежность, эстетичность, экономичность и др. При этом добровольная сертификация не заменяет обязательную и ее результаты не являются основанием для запрета реализации продукции. Она в первую очередь направлена на борьбу за клиента. Это в полной мере касается и добровольной сертификации услуг.
Добровольная сертификация проводится на договорных условиях между заявителем и органом сертификации в системах добровольной сертификации. Допускается проведение добровольной сертификации в системах обязательной сертификации органами по обязательной сертификации.
В отличие от обязательной сертификации, добровольная сертификация касается тех видов продукции (процессов, услуг), которые не включены в обязательную номенклатуру и определяются заявителем. Вместе с тем продукция, прошедшая обязательную сертификацию, может проверяться в рамках добровольной сертификации на соответствие требованиям, дополняющим обязательные.
В России в настоящее время преобладает обязательная сертификация, за рубежом – добровольная. В условиях развитой рыночной экономики проведение добровольной сертификации становится условием преодоления торговых барьеров, так как, повышая конкурентоспособность, она фактически обеспечивает производителю место на рынке.
Таблица 1 Отличительные признаки обязательной и добровольной сертификации
Признаки | Вид сертификации | |
обязательная | добровольная | |
1. Основные цели проведения | Обеспечение безопасности и экологичности товаров (работ, услуг) | Обеспечение конкурентоспособности продукции (услуги). Реклама продукции (услуги), соответствующей не только требованиям безопасности, но и обеспечивающим качество выпускаемой продукции (услуги) |
2. Основание для проведения | Законодательные акты РФ | По инициативе юридических и физических лиц на договорных условиях между заявителем и ОС |
3. Объекты | Перечни товаров (услуг), подлежащих обязательной сертификации, утвержденные Правительством РФ | Любые объекты |
4. Сущность оценки соответствия | Оценка соответствия обязательным требованиям, предусмотренным законом, вводящим обязательную сертификацию | Оценка соответствия любым требованиям заявителя. Для объектов, подлежащих обязательной сертификации – оценка соответствия требованиям, дополняющим обязательные |
5. Нормативная база | Государственные стандарты, Санитарные правила и нормы, и другие документы, которые устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг) | Стандарты различных категорий, ТУ и другая техническая документация, предложенная заявителем |
4. Значение сертификации
Сертификация систем обеспечения качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000 широко развита в зарубежных странах, в то время как в России практически только в последние годы на эту проблему обратили серьёзное внимание. Возможно, одна из причин такого отставания связана с упадком отечественного производства и слабой ориентацией действующих предприятий на экспорт своих товаров. Немногие производственные предприятия в России осознали важность и необходимость сертификации систем качества.
Зарубежные специалисты считают, что сертификат соответствия на систему обеспечения качества даёт фирме немало выгод и преимуществ. Он доказывает надёжность партнёра по бизнесу, в том числе и в отношениях с банками, которые охотнее предоставляют кредиты фирмам, чья система качества сертифицирована. Страховые компании отдают предпочтение таким фирмам при страховании от ущерба за некачественную продукцию. При возникновении судебных исков, связанных с некачественной продукцией, сертификат на систему качества расценивается судом как доказательство невиновности фирмы. Наличие сертификата на систему качества стало обязательным условием участия в различных тендерах. Сертификация системы качества положительно отражается и на внутренних делах предприятия: в процессе подготовки к сертификации системы качества приводятся в соответствие с особенностями рыночной экономики; облегчается процедура сертификации продукции.
Сертифицированная система качества характеризует способность предприятия стабильно выпускать продукцию надлежащего качества и вполне может рассматриваться как один из весомых факторов конкурентоспособности предприятия (фирмы) как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Для отечественных предприятий, планирующих в будущем экспортировать свою продукцию, сертификация системы качества − важнейшее условие, определяющее возможность заключения контракта и реализации товара цивилизованным путём по достойным ценам. В России есть немало предприятий, столкнувшихся с этой проблемой, к сожалению, лишь на переговорах с иностранным контрагентом, которые при отсутствии сертификата на систему качества завершились для российской стороны не лучшим образом.
На современном российском рынке, а тем более на международном, становится просто неприлично появляться без такого сертификата. Сертификат на систему качества выступает независимым ручательством способности предприятия удовлетворять минимальным требованиям потребителя к качеству продукции. Для рядового производителя сертификат выступает своеобразным «входным билетом» на рынок.
Интерес российских компаний к сертификации по ИСО 9000 обусловлен, чаще всего, желанием выйти (или «удержаться») на зарубежных рынках, а также требованиям клиентов создать сертифицированную систему менеджмента качества. Европейские партнёры, в свою очередь, готовы сотрудничать с поставщиками и субподрядчиками из России, однако требуют высокого и стабильного качества соответствующих услуг. Наличие документированной и сертифицированной системы качества может обеспечить большее доверие со стороны зарубежных партнёров.
Заключение
Сертификация – это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям.
Вся сертификационная деятельность осуществляется в соответствующей системе, обладающей собственными правилами.
Организация и проведение работ по обязательной сертификации возложены на Госстандарт России. Необходимость и объем испытаний, место отбора образцов определяет орган по сертификации продукции по результатам инспекционного контроля за сертифицированной системой качества (производством).
Качество — совокупность характеристик объекта, которые касаются его способности удовлетворять установленные и предусмотренные потребности. С развитием внешнеторговых и экономических отношений, науки и техники оказалась необходимость проведения объективных испытаний изделий, независимых как от производителя, так и потребителя продукции, то есть третьей стороной, что гарантировало соответствие изделия определенным требованиям качества. Так появилась сертификация в современном понимании этого слова. Сертификация — процедура, с помощью которой третья сторона дает письменную гарантию, что продукция, процесс или услуга отвечают заданным требованиям.
Орган по сертификации продукции имеет право проводить испытания сертифицированной продукции с целью технического надзора в испытательной лаборатории, а также применять и другие правила относительно выбора схемы (модели) сертификации, в зависимости от специфики продукции и особенностей ее производства.
Список литературы
1. Койфман Ю.И. и др. Принципы, методы и опыт работы в сфере обеспечения качества и сертификации: система качества, правила сертификации. — К., 1995;
2. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов – 2-е перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 1999 – 711 с.
3. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник. – М.: Юрайт, 2000. – 285 с.
4. Н.К. Розова. Управление качеством: основы теории и практики. Учебное пособие./ Н.К. Розова.− СПб.: Питер, 2002. − 224 с.
5. Производственный менеджмент: Учебник для вузов/ С.Д. Ильенкова, А.В. Бандурин, Г.Я. Горбовцов и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. − М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. − 583 с.
6. Сергеев А.Г., Латышев М.В. Сертификация: Учебное пособие для студентов ВУЗов. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 248с.
7. Система сертификации ГОСТ Р. Комплекс документов по сертификации систем качества и производств. – М.: Издательство стандартов, 1990. – 186с.
Информация о работе Сертификация: понятие, цели, виды, значение