Проблемы малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 21:26, реферат

Описание работы

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие предпринимательства.

Содержание

Введение ……..……………………………………………….....................................3
1. Сущность, функции и роль предпринимательства……………...………………..5
2. История развития предпринимательства………..................................................10
3. Проблемы развития предпринимательства в России…………………………...12
Заключение ………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы ………………………

Работа содержит 1 файл

хоз право.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

   Таким образом, можно утверждать, что во всех областях государственного регулирования  ситуация далека от целей, декларируемых  в федеральных законах; конкретные его составляющие не укладываются в установленные законодательством контрольные ограничения. Особенно печальна ситуация в области инспектирования субъектов малого предпринимательства: налицо грубые злоупотребления со стороны контрольно-надзорных органов.  

   3. Несовершенство правовой  базы

   Деструктивное влияние правовой среды на малое  предпринимательство проявляется  в нескольких моментах:

   - юридические нормы не стабильны,  государство постоянно меняет  «правила игры», не останавливаясь  даже перед введением нормативных актов задним числом;

   - множество «недочетов» в законодательстве (оно, к примеру, не дает правовых  гарантий равенства всех форм  собственности и защиты частной  собственности, не регламентирует  должным образом куплю-продажу,  а также порядок землевладения и землепользования, не предусматривает реальных мер защиты от произвола и некомпетентности чиновников);

   - принятые законы не выполняются.

   Пожалуй, самое нежелательное влияние  на развитие частной инициативы оказывает  несовершенство налогового законодательства. Действующие ставки налогов превышают все разумные пределы. Так, по некоторым оценкам, совокупные изъятия в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в виде более чем 40 налогов и обязательных платежей достигают 90% балансовой прибыли предпринимательских структур, а в некоторых случаях  превышают 100%. Это вынуждает предпринимателей искать способы уклонения от налогов, что в конечном счете идет во вред бюджету.

   Перечень  налоговых льгот крайне ограничен, а их позитивное воздействие на развитие малых предприятий минимально.

   Порядок налогообложения, установленный Законом  РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства», распространяется лишь на небольшую долю малых предприятий, поскольку действителен только при численности занятых до 15 чел. и валовой выручке до 100 тыс.

   Предприниматели страдают от монополии налоговых  инспекций на информацию, особенно на подзаконные акты, внутренние инструкции и разъяснительные документы, практически недоступные налогоплательщикам. В сегодняшней ситуации, когда налогообложение регулируется несколькими сотнями правовых актов и инструктивных документов, работники фискальных органов могут толковать все неясности и двусмысленности законодательных положений в пользу бюджета.

   4. Нестабильная политическая обстановка

   Политическая  обстановка в России, весьма далекая от стабильности, также не лучшим образом влияет на малый бизнес, инвестиционную активность предпринимателей и не допускает стратегического планирования на микроуровне. Нет сомнения в том, что именно политическая нестабильность является главным препятствием для притока иностранного капитала в российскую экономику, в том числе в сферу малого бизнеса.

   Прогрессирующее социальное расслоение исключает образование в России достаточно многочисленного среднего класса. А значит, малый бизнес лишается главного потребителя своей продукции и важнейшего источника предпринимательских кадров.

   Небывало  размаха достиг разгул преступности. По некоторым данным, криминальный мир контролирует 41 тыс. крупных и средних хозяйственных субъектов, в том числе 1,5 тыс. государственных предприятий, 4 тыс. акционерных обществ и около 600 банков. Согласно другим экспертным оценкам, к «теневой» экономике в той или иной степени причастны 90% малых предприятий.

   У предпринимателей вымогают деньги как  преступные группировки, так и коррумпированные чиновники, которые нередко передают конфиденциальные сведения криминальным элементам. Утечка информации происходит и через коммерческие банки. Специалисты с тревогой отмечают «интеллектуализацию» преступной деятельности, использование все более сложных финансово-хозяйственных данных и технических средств прослушивания, слежки, подделки документов.

   Малый бизнес очень чутко реагирует  на флуктуации макроэкономической среды и внешние воздействия. Те трудности, которые крупными предприятиями могут быть преодолены за счет использования внутренних ресурсов и возможностей экономического и политического давления на внешнюю среду, для малого предпринимательства представляют угрозу самому существованию.

   Можно утверждать, что многие проблемы развития малого бизенса порождены именно недостатками государственной экономической  политики, определяющей основные параметры  макроэкономической среды. Подводя итог выше сказанному, можно перечислить проблемы, которые возникли на пути малого предпринимательства в основном по вине государства:

   1. Ограниченность внутреннего рынка, в том числе спроса на продукцию субъектов малого предпринимательства, в связи с сокращением поставок для государственных нужд, недостатком свободных финансовых ресурсов у предприятий-потребителей и низкой покупательной способностью населения в условиях растущего давления со стороны зарубежных поставщиков (кризис сбыта);

   2. Доминирование в экономике крупных хозяйственных и финансовых структур, монополизация факторов производства и каналов движения товаров;

   3. Чрезмерная жестокость фискальной  и кредитно-денежной политики, обостряющая  проблему воспроизводства вследствие  недостатка ресурсов для текущей деятельности и развития и вынуждающая субъектов малого предпринимательства к бегству в «теневую» экономику;

   4. Региональная дифференциация экономики  и внутреннего рынка вследствие  роста транспортных тарифов, недостаточного развития инфраструктуры и действия субъективных факторов, создающая неравные условия для развития малых предприятий в регионах;

   5. Неурегулированность и «непрозрачность»  отношений между владельцами и наемными работниками, затрудняющие разрешение социальных конфликтов на правовой основе;

   6. Неполнота и противоречивость  нормативно-правовой базы, неурегулированность  отношений собственности и, как  следствие, невозможность участия  субъектов малого предпринимательства  в институциональных преобразованиях  и невозможность стратегического планирования.

   7. Дискриминация предпринимателей  со стороны отдельных органов  власти.

   Поддержка частной инициативы пока еще не стала  одним из основных принципов государственной  политики и ориентиром для властей. В системе целевых установок  государственного регулирования экономики задача поддержки малого бизнеса вступает в противоречие с задачей достижения оптимальных макроэкономических показателей, фискальными механизмами наполнения бюджета, затратными методами решения социальных проблем. В таких условиях эффективность мер по государственной поддержке предпринимательства сводится к нулю в результате негативного воздействия на деловой климат других направлений государственного регулирования (налогового, лицензионного, внешнеэкономического).

   В результате в ближайшее время может быть исчерпан внутренний «резерв прочности» субъектов малого предпринимательства, по крайней мере в отдельных отраслях и регионах.

   Полностью устранить или существенно ограничить их действие можно с помощью мер  государственной, а также интеграционной, международной и прочей поддержки малого предпринимательства.

   По  данным социологических опросов, к  основным проблемам, препятствующим развитию малого предпринимательства в Кемеровской области можно отнести следующие (порядок значимости по мере упоминания):7

   1. Высокие налоги;

   2. Несовершенство законодательной среды;

   3. Инфляция;     

   4. Экономическая  ситуация в регионе;

   5. Поставки, заказы;

   6. Трудности получения и высокая  ставка за кредит;

   7. Неплатежеспособность партнёров,  клиентов;

   8. Несовершенство банковской системы;

   9. Политическая ситуация в стране;

   10. Действия правительства, властей,  ЦБ; коррупция, взятки;

   11. Трудности с арендой, недостаток  площадей, офисов;

   12. Недостаток информации, опыта;

   13. Отрицательное отношение к предпринимателям.

   К основополагающим нормативным документам, предопределяющим предпринимательскую  деятельность, следует отнести закон  "Об утверждении региональной целевой программы "Государственная поддержка малого предпринимательства в Кемеровской области" на 2005-2007 годы".

   Цель  программы  - создать условия для  дальнейшего роста малого предпринимательства и сбалансировать потенциал развития малого предпринимательства в городах и районах Кемеровской области.8  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

  Малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.

     Что касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

     Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса.

    Исходя из особенностей определяют  и функции: экономическая, характеризуется  очень высоким процентом в  общем количестве предприятий  и в ВВП, а также инновационной  деятельностью; социальная, функция,  позволяющая раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как личность и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно актуальна в наши дни, когда всеобщая экологическая катастрофа, позволяет более рационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.

     Говоря о малом бизнесе надо  сказать, что он наиболее эффективен  лишь при взаимодействии с  крупными предприятиями и наоборот. Это единое целое, из которого  нельзя исключать отдельные части.

    На данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем выделяют:

  • Несовершенство налоговой системы: слишком высокие налоги снижают стимулы к действию и повышают стимулы к переходу в теневую экономику.
  • Административные барьеры: сложность регистрации, юридического оформления. Проблемы возникают и из-за того, что права чиновника четко не оговорены и не ограничены по отношению к предпринимателям, а вопрос прав предпринимателей и обязанностей чиновника законодательно не урегулирован.
  • Нехватка производственных помещений и оборудования, причем эта проблема усугубляется недостатком лизинговых компаний.
  • Нехватка кредитов, в результате чего возникает теневое кредитование. Непривлекательным для кредиторов малый бизнес делают его специфические особенности, а именно высокая степень риска и неустойчивость на рынке.
  • Отсутствие квалифицированных кадров, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей.

     Говоря о  взаимоотношениях  малого бизнеса и государства,  можно заметить, что  здесь  происходит монолог со стороны  государства, которое не хочет услышать малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень. Государство должно направлять свои усилия на снижение налогов, обеспечение доступности кредитов, совершенствование законодательства, сокращения числа контролирующих инстанций, защиту прав собственности, искоренение коррупции и произвола чиновников.

  Малые предприятия пользуются государственной  поддержкой во всех развитых странах. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности, и потому заслуженно получила государственное признание и поддержку. Малые предприятия включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство.    
 
 
 
 

Информация о работе Проблемы малого предпринимательства