Приватизация и разгосударствление в Беларуси

Автор: v***************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 23:28, реферат

Описание работы

Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно- командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3
1. Приватизация и разгосударствление в Беларуси…………………………. 4
2. Общая характеристика «приватизационной» экономической реформы... 4
3. Основные концепции приватизации………………………………………. 6
4. Экономическое содержание приватизации……………………………….. 7
5. «Плюсы» и «минусы» приватизации……………………………………… 9
6. Реальные проблемы приватизации……………………………………….. 12
Заключение……………………………………………………………………. 15
Список использованных источников………

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 49.62 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

УО  «Белорусский государственный экономический университет»

Бобруйский  филиал 
 

Кафедра общественных дисциплин и права 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

    по  дисциплине: Хозяйственное право

        на  тему: Приватизация и разгосударствление в Беларуси 
         
         
         
         
         
         
         
         

Студентка 
 

Преподаватель                                                                                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

Введение………………………………………………………………………... 3
1. Приватизация и разгосударствление в Беларуси…………………………. 4
2. Общая характеристика «приватизационной» экономической реформы... 4
3. Основные концепции приватизации………………………………………. 6
4. Экономическое содержание приватизации……………………………….. 7
5. «Плюсы» и «минусы» приватизации……………………………………… 9
6. Реальные проблемы приватизации……………………………………….. 12
Заключение……………………………………………………………………. 15
Список  использованных источников………………………………………… 16
 

 

ВВЕДЕНИЕ 
 
 

    Анализ  теории и практики приватизационного  процесса занимает все более важное место в отечественной экономической  науке. Это обусловлено тремя  причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно- командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

    В теории приватизации и обобщении  ее практики сохраняется множество  дискуссионных и нерешенных проблем  как методологического, так и  прикладного характера. Более того, в условиях перехода Беларуси к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.

    В условиях рыночной трансформации экономики в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».

    Акционирование  государственных предприятий в  Беларуси имеет много общего с  «менеджерской приватизацией». Действительно, существенная доля акционируемого имущества  приобретается именно должностными лицами администрации предприятия. В перспективе этот путь может способствовать созданию субъекта, который необходим для демократии в политике и процветания в экономике, - национальной буржуазии, выросшей в условиях рыночной конкуренции. Вместе с тем, увеличение числа относительно крупных частных собственников в благоприятных для администрации предприятия условиях не дает гарантии активной хозяйственной деятельности. Однако такой же гарантии не может дать распыление акций среди всех работников.

    Истинная  цена полученных по закрытой подписке акций выявится по прошествии значительного периода времени. С производственно-технической точки зрения, приватизация (за исключением инвестиционных конкурсов) не дает трудовым коллективам практически ничего. Дело в том, что вырученные средства направляются не на техническое перевооружение производства или увеличение оборотных средств, а поступают в государственный бюджет. 

 

    

  1. Приватизация  и разгосударствление в Беларуси
 
 
 

    Экономическая реформа в Беларуси (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных  потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.

    Анализ  теории и практики приватизационного  процесса занимает все более важное место в отечественной экономической  науке. Это обусловлено тремя  причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно- командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

    В теории приватизации и обобщении  ее практики сохраняется множество  дискуссионных и нерешенных проблем  как методологического, так и  прикладного характера. Более того, в условиях перехода Беларуси к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.

    Следует иметь в виду, что до сих пор  по-разному трактуется даже само понятие «приватизация», его соотношение с категориями «частная собственность», «разгосударствление». Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов приоритетов.

    Завершение  начального этапа приватизации в  Беларуси (так называемой «чековой приватизации») требует оценки его  итогов и выявления особенностей. Переход к новому «инвестиционно-денежному» этапу приватизации нуждается в  прогнозе постприватизационного развития предприятий. 
 

    2. Общая характеристика  «приватизационной»  экономической реформы 
 

    Приватизация  представляет особую систему экономических  отношений, возникающих в связи  с изменением формы собственности  на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

    Объективные причины развития приватизационного  процесса носят как макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость постоянного внерыночного согласования производственной деятельности государственных предприятий в условиях административно-командной экономики обусловила их высокие планово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками.

    Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от «административно-командной» системы к «социальному рыночному  хозяйству», но и позитивным стремлением  предприятий к снижению издержек.

    Приватизация  выполняет две функции. С одной  стороны, она должна стать элементом  экономической реформы, ядром радикальных  преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного  характера.

    Непосредственными целями приватизации являются:

    1. формирование слоя мелких и средних собственников;

    2. сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

    3. перераспределение экономических основ власти.

    Достижение  социальной справедливости, повышение  экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.

    Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации – акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.

    Особенностями начального этапа приватизации в  Беларуси (1991-1994 гг.) являются: приоритет  политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.

    Эти черты сближают российскую практику приватизации с восточноевропейской. Использование приватизации как постоянного инструмента государственного регулирования экономики на последующих этапах будет иметь общие характеристики с процессом приватизации в развитых странах Запада (многообразие форм приватизации, ее инвестиционная направленность, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса).

    Эмиссия и обращение приватизационных чеков  стали эффективным инструментом быстрого перераспределения государственного имущества среди негосударственных инвесторов. Вторичный же рынок акций приватизированных предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой ликвидности), малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.

    Успешное  проведение приватизации и особенно постприватизационное развитие предприятий зависит от создания и функционирования управленческих как государственных, так и не государственных структур (холдингов, финансово-промышленных групп). Именно они призваны обеспечить эффективное распоряжение государственной долей в уставном капитале акционерных обществ.

    Прогноз процесса приватизации в Беларуси показывает следующие перспективы: ведущим способом приватизации станет продажа предприятий (имущества, пакетов акций) на инвестиционных конкурсах; сложились условия для перехода к оригинальным моделям приватизации в регионах; индивидуализация условий приватизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственых комплексов, малых и средних предприятий. 
 

    3. Основные концепции приватизации 

    В условиях рыночной трансформации экономики в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».

    В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной. Поэтому приватизация представляется изменениями в структуре частной собственности.

    Второй  подход – «трудовой» – на первый план выдвигает такой критерий, как  «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности.

Информация о работе Приватизация и разгосударствление в Беларуси