Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:08, реферат
Общим для всех разновидностей тайны является то, что защита информации в режиме тайны предусматривает, во-первых, законодательно установленное право субъекта на введение режима ограниченного доступа, а во-вторых, установление и ограничение объемов прав обладателя на охраняемую информацию и его обязанностей по ее охране и предоставлению по запросам компетентных государственных органов, а также ответственности за нарушение установленных прав и обязанностей
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Уральская
государственная юридическая
Факультет сокращенных
Кафедра
информационного права
Реферат
по Информационному праву
на тему:
«Правовой режим служебной тайны»
Екатеринбург 2011 г.
Одними из основных принципов, на которых базируется развитие информационного общества в Российской Федерации, являются принципы свободы и равенства доступа к информации и знаниям и обеспечения национальной безопасности в информационной сфере (ст.23, 24 Конституции РФ).
Государство должно создать условия для равного доступа граждан к информации. При этом непременным условием является обеспечение неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, соблюдение требований по обеспечению безопасности информации ограниченного доступа.
В настоящее время основным юридическим способом защиты (правовой охраны) привилегированной содержательной информации от доступа к ней третьих лиц является сокрытие ее в режиме тайны.
Общим для всех разновидностей тайны является то, что защита информации в режиме тайны предусматривает, во-первых, законодательно установленное право субъекта на введение режима ограниченного доступа, а во-вторых, установление и ограничение объемов прав обладателя на охраняемую информацию и его обязанностей по ее охране и предоставлению по запросам компетентных государственных органов, а также ответственности за нарушение установленных прав и обязанностей1.
В русском языке тайна - это все сокрытое, неизвестное, неведомое кому-либо; нечто скрытно хранимое, скрываемое от кого-либо с намереньем2; нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет3. В зависимости от степени потенциальной опасности раскрытия для других (всех, многих) конкретного "скрываемого нечто" меры соблюдения тайны, очевидно, должны быть различной степени жесткости, объема и масштаба.
Следовательно, атрибутивным аспектом понятия тайна является совокупность мер (условий) обеспечения ее существования как таковой, т.е. правил сокрытия, хранения, доступа и использования "скрываемого нечто", характеризующих в целом конкретный режим сокрытия.
В связи с этим в правоведении под тайной рационально понимать особый правовой режим привилегированной информации (информации ограниченного доступа, распространения и др.).
Для определения понятия служебной тайны как правового режима, прежде всего, необходимо обратиться к определению правового режима в теории права.
С.С. Алексеев под правовым режимом предлагает понимать порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность правового регулирования4.
Исходя из него, можно утверждать, что сегодня в юридической науке, под тайной следует понимать правовой режим информации ограниченного доступа, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний.
Субъектом
данного правового режима являются
государственные и
В законодательстве однозначно не определено понятие служебной тайны. Вместе с тем анализ нормативных актов позволяет выявить содержание и основные признаки отнесения информации к служебной тайне.
Попросту
говоря, служебная тайна - это информация,
доступ к которой ограничен органами
государственной власти и федеральными
законами (сведения об усыновлении, вкладах
граждан в различного рода банки,
характере заболеваний
Согласно
Указу Президента РФ от 06.03.97 № 188 «Об
утверждении перечня сведений конфиденциального
характера» разница между служебной
и коммерческой тайной состоит в
том, что коммерческая тайна - это
сведения, связанные с коммерческой
деятельностью, а служебная тайна
- служебные сведения, доступ к которым
ограничен органами государственной
власти. Для того чтобы разобраться
в существе служебной тайны, обратимся
к утвержденному Правительством
РФ от 03.11.94 (постановление № 1233) Положению
о порядке обращения со служебной
информацией ограниченного
Положение
предписывает руководителям федеральных
органов исполнительной власти в
пределах своей компетенции определять
категорию должностных лиц, уполномоченных
относить служебную информацию к
разряду ограниченного
Таким образом, можно утверждать, что потенциальными носителями служебной тайны являются, как минимум, все служащие, которые работают в государственных органах, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях.
В
государственных и
Некоторые примеры информации, составляющей служебную тайну:
В соответствии с п.1 ст.102 налогового кодекса российской федерации налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике.
Поступившая
в налоговые органы информация, составляющая
налоговую тайну, имеет специальный
режим хранения и доступа и
соответственно организационно-
Тайна записи актов гражданского состояния (ЗАГС). В соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97 № 143-ФЗ сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат.
Также, работники ЗАГСа не имеют права без согласия усыновителей сообщать какую-либо информацию об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых понятно, что усыновители не являются родителями данного ребенка. Не вправе разглашать информацию о перемене имени (фамилии). В заявлении о перемене имени (фамилии) гражданин должен указать причины, побудившие его просить об этом. Причины могут быть строго конфиденциальными - нежелание носить фамилию бывшего супруга, неблагозвучное имя (фамилия).
Руководитель ЗАГСа обязан представить информацию по актам только по запросу суда, органов прокуратуры, органов дознания или следствия, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Как мы видим, тайну записи актов гражданского состояния также можно отнести и к служебной тайне, и к личной тайне - персональным данным.
Понятие
«служебная тайна» должно распространяться
на всю конфиденциальную информацию,
циркулирующую в органах
В этом смысле несекретная информация, составляющая служебную тайну, - это конфиденциальная информация предприятия, организации. Соответственно, служебная тайна может быть и у коммерческих структур и иметь соответствующий гриф «для служебного пользования». Для этого необходимо составить перечень такой информации, который бы входил как раздел Сводного перечня конфиденциальной информации предприятия, организации.
К
служебной информации ограниченного
распространения относится
Положением определен перечень информации, которая не может иметь статус ограниченного распространения:
В
соответствии с Положением руководители
федеральных органов
Перечень информации, составляющей служебную тайну, может, в частности, включать:
информацию о руководителях организации, других работниках (судимость, опыт работы, профессиональные знания, навыки и умения, деловые связи);
информацию о структуре управления производством, методику обучения персонала;
информацию об участии в капиталах других организаций, о вложении средств в ценные бумаги, на депозитные счета банков;
информацию
об источниках финансирования; сведения
о заключенных сделках, применяемых
ценах; кредитоспособность данной организации;
сведения о системе организации
охраны на предприятии; состояние материально-
Сведения,
относящиеся к служебной
Как видно из примеров, служебная тайна относится к негосударственной тайне (ввиду того, что служебная тайна не является государственной тайной), однако ее правовой режим устанавливается государственными и негосударственными структурами - владельцами и обладателями информации.
Служебная
тайна носит публично – правовой
характер. Это связано с тем, что
информация, составляющая служебную
тайну, является объектом информационных
правоотношений, возникающих на основе
власти и подчинения, одной из сторон
которых является орган публичной
власти. Поэтому служебная тайна
относится к административно-
Таким образом, к служебной тайне, за исключением информации, составляющей государственную тайну, относится информация о деятельности государственных органов и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес, а также иная конфиденциальная информация, составляющая частную, коммерческую тайну субъекта, полученная государственным органом в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на него функций.