Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 14:51, курсовая работа
Цели данной работы:
установить, что собой представляет холдинг;
определить цели создания холдингов;
Для этого будут использованы как учебные пособия, так и авторские статьи; а также нормативные правовые акты российского законодательства, регулирующие процедуру создания и работу предприятий типа "холдинг".
Введение
Глава 1. Понятие и виды холдинговых компаний
1.1 Понятие холдинговой компании
1.2 Виды холдинговых компаний
Глава 2. Правовое положение холдинговых компаний
2.1 Состав (структура) холдинговой компании
2.2 Цели создания холдинговой компании
2.3 Правовое регулирование деятельности холдинговых компаний
Заключение
Список использованной литературы
В случае несостоятельности (банкротства) участника холдинга по вине головной компании последняя несет субсидиарную ответственность по его долгам. Несостоятельность (банкротство) участника холдинга считается происшедшей по вине головной компании только в случае, если головная компания использовала право давать участнику холдинга обязательные для исполнения им указания в целях совершения участником холдинга действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит несостоятельность (банкротство) участника холдинга.
1. В зависимости от способа установления контроля головной компании над дочерними фирмами выделяют:
- имущественный холдинг, в котором материнская компания владеет контрольным пакетом акций дочерней;
- договорной холдинг, в котором у головной компании нет контрольного пакета акций дочернего предприятия, а контроль осуществляется на основании заключенного между ними договора.
2. В зависимости от видов работ и функций, которые выполняет головная компания, различают:
- чистый холдинг, это неторговая компания, владеющая согласно уставу только владеет капиталом и не имеющие прав осуществления торговых операций или иного бизнеса. В российской терминологии они называются финансовыми холдинговыми компаниями.
Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества вводит понятие финансовой холдинговой компании. Финансовыми холдингами в соответствии с этим Положением признаются холдинговые компании, более 50% капитала которых составляют ценные бумаги других эмитентов и иные финансовые активы. Финансовые холдинговые компании могут вести исключительно инвестиционную деятельность, другие виды деятельности для них не допускаются. Финансовая холдинговая компания не имеет права вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность дочерних предприятий. Представители финансовой холдинговой компании могут принимать участие только в собраниях акционеров дочерних предприятий. Включение представителей финансовой холдинговой компании в состав советов директоров и иных органов управления дочерним предприятием не допускается. Финансовая холдинговая компания имеет право отчуждения принадлежащих ей акций только на организованном рынке ценных бумаг - фондовой бирже.
- смешанный холдинг, наряду с владением контрольным пакетом акций и правом руководить другими компаниями, активно занимается торговлей или бизнесом и имеет в своем балансовом отчете вместе с акциями дочерних предприятий активы в виде движимо и недвижимого имущества.
3. С точки зрения производственной взаимосвязи компаний выделяют:
- интегрированный холдинг, в котором предприятия связаны технологической цепочкой. Данный тип холдингов получил широкое распространение в нефтегазовом комплексе, где под руководством головной компании объединены предприятия по добыче, транспортировке, переработке и сбыту продукции (например, ОАО "Татнефть");
- конгломератный холдинг, который объединяет разнородные предприятия, не связанные технологическим процессом. Каждое из дочерних предприятий ведет свой бизнес, ни в коей мере не зависящий от других "дочек".
4. В зависимости
от степени взаимного влияния компаний
различают:
- классический холдинг, в котором головная компания контролирует дочерние фирмы в силу своего преобладающего участия в их уставном капитале. Дочерние предприятия, как правило, не владеют акциями головной компании, хотя абсолютно исключить такую возможность нельзя. В ряде случаев они имеют мелкие пакеты акций материнской компании;
- перекрестный холдинг, при котором предприятия владеют контрольными пакетами акций друг друга. Такая форма холдингов характерна для Страны самураев, где банк владеет контрольным пакетом акций предприятия, а оно обладает контрольным пакетом акций банка. Таким образом, происходит сращивание финансового и промышленного капитала, что, с одной стороны, облегчает предприятию доступ к финансовым ресурсам, имеющимся у банка, а с другой стороны, дает банкам возможность полностью контролировать деятельность дочерних фирм, предоставляя им займы».
2.1
Государственное управление холдингами
Специфика государственного управления функционированием холдингов, определяется, прежде всего, высокой долей государственной собственности, повышенной значимостью этого сектора для государства, высокой степенью концентрации научно-технического потенциала на предприятиях, вошедших в финансово-промышленные группы. Исходя из этого, возрастает значимость прямых методов управления холдингами со стороны государства.
Непосредственное участие в управлении холдингом зависит напрямую от доли государственной собственности в консолидированном капитале холдинга. Таким образом, холдинги разделяются на две группы: созданные в добровольном порядке с долей государственной собственности в консолидированном капитале менее 25%, и образованные по Постановлению Правительства РФ исключительно из государственных предприятий с более высокой долей.
Альтернативными предложенному могут быть и другие условия управления и контроля государства над холдингов:
создание холдингов из государственных предприятий с участием в ней уполномоченного банка, в обмен на внесение государством акций государственного холдинга или отдельных оборонных предприятий;
за счет передачи в траст центральной (управляющей) компании холдингов имеющихся у государства акций оборонных предприятий, в том числе и с правом последующего опциона;
управление временно закрепленным за государством или приобретенным на фондовом рынке пакетом акций предприятия-участника холдингов;
участие государства в управлении группой как обязательное требование к присвоению официального статуса холдингов.
Порядок применения этих условий должен быть закреплен нормативным актом и доведен до сведения инициаторов создания холдингов. Формами такого управления и контроля может быть передача государству определенного пакета акций холдингов, "золотой акции", введение в Совет директоров представителя Государства.
Сочетание в рамках холдингов государственного управления и контроля за деятельностью предприятий и частного менеджмента позволяет решить задачу соблюдения интересов государства, как одного из главных заказчиков высокотехнологичной продукции, и участников холдингов, заинтересованных в стабильной прибыли за счет роста эффективности производства.
Особенностью взаимоотношений государства и формирующейся структуры национальной экономики в переходный период стал, вопреки экономической логике, сугубо запретительный подход к формированию крупных интегрированных структур, что не соответствует мировому опыту государственного экономического управления, опирающегося именно на поддержку крупных структур в приоритетных направлениях развития в сочетании с максимальной либерализацией их деятельности. В связи с этим встает вопрос об адекватных мировому и отечественному опыту средствах контроля над высоко интегрированными структурами.
Основой
такого контроля должен стать гибкий подход
к введению ограничений на создание финансово-промышленных
групп, участию в них финансово-кредитных
и инвестиционных учреждений.
Основными принципами такого подхода являются:
а) согласовательный, а не однозначно запретительный характер ограничений;
б) возможность формирования холдингов путем покупки акций участников или приобретения их в траст, заключения договора о совместной деятельности, создания совместного предприятия в любой из форм акционерного общества, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, а также в любых организационных формах (холдинг, стратегический альянс, консорциум, концерн и т. д.);
в) учет интернационализации рынка при введении антимонопольных ограничений на деятельность холдингов;
г) введение особого порядка наложения ограничений на деятельность группы в момент регистрации исходя из ее особенностей;
д) минимизация ограничений, налагаемых на формируемые имущественные отношения среди участников группы.
В то же время, либерализация возможностей формирования и деятельности холдингов должна быть сбалансирована мерами государственного контроля и возможностью введения санкций в случае нарушения установленных правил.
Договорные отношения государства с холдингов, рассмотренные выше, могут рассматриваться как действенный инструмент контроля за деятельностью этих структур. Сам механизм контроля заложен в этих документах и добровольно принят обеими сторонам. Следовательно, возникает возможность создать максимально устраивающую все стороны организацию мониторинга за деятельностью обоих субъектов и включать те меры воздействия, которые соответствуют взаимным интересам. Результатом этого мониторинга должна стать периодическая оценка активности деятельности группы, в том числе и предоставленных государственных льгот.
Кроме того, этот механизм позволяет осуществить выборочный, нестандартный подход к каждой отдельной группе. Договор о партнерстве и взаимной ответственности, Договор о трасте - все эти документы позволяют контролировать и регулировать деятельность группы не только на законной основе, но и при обоюдном согласии.
Каждый из партнеров заранее знает, какие условия он на себя принимает, как его действия будут отслеживаться, какую информацию он должен предоставить и на какие показатели ориентироваться.
Это позволяет как государственным органам на основе совокупности договоров, так и отдельным субъектам договорных отношений с государством, планомерно строить свою деятельность с расчетом на долгосрочную перспективу.
С точки зрения специфики остальных механизмов контроля государства за такими группами, здесь речь должна идти об обязательном участии представителя государства в аппарате управления холдингов с правом накладывать вето на управленческие решения, идущие вразрез с государственными интересами.
Очевидно, что получение информации непосредственно от заинтересованного субъекта может привести к субъективной оценке ситуации и искажению истинного положения дел. В связи с этим, целесообразно было бы задействовать и периодические независимые аудиторские проверки деятельности субъекта государственного регулирования, и непосредственный контроль за деятельностью участников со стороны представителей государственной администрации в составе управляющих органов группы. На основании выявленных результатов могут вводиться следующие санкции на деятельность холдингов Томас Келлер Концепции холдинга -стр420.:
- лишение статуса;
- прекращение действия введенных мер государственной поддержки;
- лишение государственного заказа;
- наложение штрафа за причиненные убытки;
- принудительная демонополизация в соответствии с мировыми нормами;
- ограничения на цены продукции;
- национализация предприятий;
В сложных условиях, возникших в результате финансового кризиса в России, необходимость проведения эффективной финансовой политики предстает как одна из главных и неотложных задач. Она имеет и глобальный аспект: экономическая дестабилизация в стране приобретает угрожающий характер. Реального успеха финансовой политики можно добиться только при наличии политической воли, отлаженного аппарата управления, политико-идеологической и пропагандистской поддержки. Для реализации программы финансовой политики необходимы энергичные, акцентированные шаги и создание достаточно стройной системы органов управления. В последнее время на основе накопившегося за несколько лет опыта выдвигается положение о том, что ключевым элементом финансовой стратегии России должен стать курс на создание вертикально-интегрированных компаний - холдингов.
Вместе с тем, сторонники высказанной идеи полагают, что реализация национальной программы финансовой политики столкнется с противодействием влиятельных внешних и внутренних кругов и представителей интересов различных групп. Очевидно не все необходимые предпосылки успешной финансовой политики имеются на сегодняшний день. В связи с этим могут быть предложены различные тактические подходы. Предлагается выделение трех вариантов или трех этапов финансовой политики России - паллиативного, умеренно-радикального и радикального.